Аграмматическая дислексия: причины, признаки и лечение

Содержание
  1. Симптомы, причины и лечение дислексии
  2. Общая информация о заболевании
  3. Общие симптомы заболевания
  4. Симптоматика у детей
  5. Симптоматика у взрослых
  6. Классификация
  7. Аграмматическая форма
  8. Семантическая дислексия
  9. Оптическая форма болезни
  10. Мнестическая форма заболевания
  11. Тактильная форма патологии
  12. Особенности фонематической формы
  13. Диагностика и лечение
  14. Дислексия аграмматическая: причины, симптомы и коррекционная работа
  15. Причины аграмматической дислексии
  16. Механизмы дислексии
  17. Симптомы
  18. Диагностика
  19. Коррекция и лечение
  20. Прогноз и профилактика дислексии
  21. Дислексия у взрослых – проблемы речи требуют лечения
  22. Причины развития
  23. Разновидности дислексии
  24. Каковы общие проявления этого расстройства?
  25. Подробная симптоматика состояния
  26. Как преодолеть эту проблему?
  27. Социальная адаптация взрослых дислектиков
  28. Дислексия
  29. Социальные факторы
  30. Фонематическая дислексия
  31. Семантическая дислексия
  32. Аграмматическая дислексия
  33. Мнестическая дислексия
  34. Оптическая дислексия
  35. Тактильная дислексия

Симптомы, причины и лечение дислексии

Аграмматическая дислексия: причины, признаки и лечение

Обучение детей отнимает немало времени и сил. Однако существуют проблемы, при которых помочь ребенку освоить основные жизненные навыки становится необычайно сложно. Что такое дислексия? Какова симптоматика заболевания? Каковы причины возникновения дислексии? Какие признаки заболевания проявляются в первую очередь? Как проводится лечение дислексии у взрослых?

Общая информация о заболевании

Коротко говоря, дислексия – это нарушение возможности понимать написанный текст и свободно его читать. При этом дислексик обладает другими способностями к обучению и нормальным уровнем интеллекта для проживания в обществе.

Эта болезнь в процессе длительных исследований не была причислена ни к заболеваниям психологической природы, ни к физиологическим расстройствам.

Общие симптомы заболевания

Симптомы дислексии у взрослых несколько отличаются от тех, что проявляются в раннем детском возрасте. Полностью вылечить данную болезнь, к сожалению, невозможно. Однако с помощью хороших специалистов-логопедов можно достичь заметных улучшений.

Симптоматика у детей

Признаки дислексии, которые развиваются еще у детей в начале этапа освоения грамоты и письма, описаны в таблице ниже:

  • малыш пытается читать книгу одним глазом или необычно поворачивает голову;
  • ребенок подносит книгу слишком близко к глазам;
  • после попыток немного почитать, приходит быстрая усталость;
  • ребенку трудно удается понимать суть написанного текста;
  • сложно обучить писать, не допуская ошибок;
  • трудно происходит запоминание новых слов, в особенности, длинных;
  • при чтении происходит спутывание близких по звучанию букв;
  • умственная работа, связанная с чтением и письмом, вызывает головную боль;
  • заметна гиперактивность наряду с нарушением координации движений.

Некоторые симптомы являются признаками не только дислексии. Что-то подобное может проявляться у школьников при заболеваниях сосудов, например, при вегето-сосудистой дистонии. Иногда проблемы вызывает нарушение зрения. Чтобы точно установить диагноз, необходимо проконсультироваться с врачом при появлении каких-то из этих симптомов.

Важно! Если у ребенка обнаружена дислексия, это необязательно означает, что он никогда не научится читать, просто данный процесс будет проходить сложнее, чем у сверстников.

Симптоматика у взрослых

Даже значительные изменения, которые возможны благодаря грамотному лечению, не помогают полностью избавиться от заболевания. Среди взрослых людей появляются такие симптомы:

  • нарушения чтения;
  • сложность в восприятии новых терминов;
  • дезориентация в пространстве;
  • неспособность быстро схватывать прочитанную информацию;
  • плохая организованность;
  • непунктуальность;
  • нарушения координации;
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • постоянное повторение одних и тех же ошибок на письме;
  • трудности при концентрировании.

Дислексия у детей и взрослых приводит к совершенно иному восприятию действительности. За печатным текстом обычно стоят образы, а в умах дислектиков порой рисуются совершенно иные картины.

Важно понимать, что дислексия – не психическое заболевание. По мнению исследователей, в скором будущем данную проблему отнесут в разряд наследственных патологий.

Хотя точно механизмы развития не установлены, замечено, что болезнь имеет предрасположенность передаваться генетически. Патология наследуется более чем в половине всех случаев заболевания. При дислексии нарушен ген, отвечающий за зоны головного мозга, обеспечивающие способности читать и понимать информацию.

Реже неспособность к чтению появляется уже в процессе жизни. Это происходит из-за полученных травм головного мозга. В большинстве случаев приобретенные нарушения затрагивают не только способности читать, но и говорить внятно.

Классификация

Классификация заболевания содержит 6 видов дислексии:

  • аграмматическую;
  • семантическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;
  • фонематическую.

Каждая форма имеет свои отличительные особенности.

Аграмматическая форма

Аграмматическая дислексия характеризуется такими симптомами:

  • неспособность правильно строить предложения;
  • сложно согласовывать прилагательные и существительные;
  • есть склонность неправильно использовать местоимения и времена глаголов.

Люди, страдающие данной формой патологии, нередко страдают от нарушений речи.

Семантическая дислексия

Семантическая дислексия проявляется как неспособность логически объединять слова в предложения. Это связано с отсутствием ясного понимания значения семантических структур и с трудностями синтеза звуков и слогов.

Оптическая форма болезни

При оптической дислексии наблюдаются проблемы с использованием пар букв М-Л, Г-Т и Р-Ь. то есть буквы, которые имеют визуально общие признаки, спутываются в сознании у дислексика.

Мнестическая форма заболевания

О мнестической дислексии говорят, если у человека есть проблемы с использованием всех букв. То есть, в уме ребенка нет связи между конкретной буквой и конкретным звуком.

Тактильная форма патологии

Тактильная дислексия развивается только у слепых людей или у тех, кто имеет значительные нарушения зрения. При этом данный тип патологии появляется при врожденных проблемах со зрением.

Особенности фонематической формы

Фонематическая дислексия диагностируется у детей школьного возраста и продолжается несколько лет до момента, пока ребенок не привыкает правильно читать.

Диагностика и лечение

Диагностика заболевания обычно проводится в начальных классах школы. Тест на дислексию включает проверку не только детей, но и родителей, так как проблема передается по наследству.

Упражнения для дислексиков проводятся в форме игры, чтоб ребенок мог расслабиться и чувствовал себя непринужденно.

Лечить дислексию можно лишь правильно откорректировав методику обучения. Важно сделать этот процесс интересным и вовлечь ребенка. Коррекция дислексии должна проводиться с пониманием, что эта проблема – не признак отсталости в развитии, а лишь наличие необычного восприятия.

Смотрите видео:

Своевременная помощь ребенку с нарушением чтения и письма позволит ему выйти на тот уровень, когда патология не будет оказывать влияния на его способность общаться с людьми и свободно жить в коллективе.

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию.Вам не трудно, а автору приятно.

Спасибо.

(17 Голосов, в среднем: 5,00 из 5)

Источник: https://facey.ru/zdorove/lechenie/disleksia.html

Дислексия аграмматическая: причины, симптомы и коррекционная работа

Аграмматическая дислексия: причины, признаки и лечение

Дислексия аграмматическая — такой вид недоразвития овладения грамматическим строем речи, который носит устойчивый характер и связан с проблемами согласования слов в словосочетаниях.

Наиболее частые ошибки связаны с:

  • стойким неправильным использованием окончаний в различных падежах и проблемами восприятия числа предметов; например, «из-под деревьях (деревьев)», «у друзьях (друзей)»;
  • некорректным согласованием в словосочетании рода существительных, их числа или того же падежа; например, «книжка интересное», «детей весёлый»;
  • некорректным использованием числа местоимения: «всё» — «весь»;
  • некорректным употреблением окончаний соответствующего рода: «такая пёс», «книга наш»;
  • некорректным использованием соответствующих окончаний глаголов третьего лица прошедшего времени: «ветер промчалась», «этот был страна».

Причины аграмматической дислексии

Каждый ребёнок, как и каждый случай, безусловно уникален. Однако, принято разделять все причины на нейробиологические и социальные.

К нейробиологическим факторам относятся:

  • меньшая активность задней части левой стороны височной извилины головного мозга;
  • участки пониженной плотности задней части средней височной извилины;
  • преобладающая активность правого полушария в связи с особенностями функционирования мозга;
  • нарушение равновесия между полушариями при функционировании головного мозга;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • серьёзные интоксикации (случайные сильные отравления или злоупотребления во время беременности матерью (употребление в раннем детстве непосредственно ребёнком) наркотиков, алкоголя, токсических веществ);
  • тяжёлые инфекции (например, менингит, сифилис и т.д.);
  • нарушения, ставшие последствием тяжёлых родов или осложнений при беременности (начиная от тяжёлой асфиксии плода, заканчивая перенесёнными внутриутробными инфекциями).

Не менее значимыми в формировании дислексии могут быть социальные факторы. К ним относятся:

  • чрезмерные нагрузки в раннем возрасте, связанные с активным развитием правого полушария и отставанием левого;
  • полное отсутствие обучения или педагогическая запущенность, отсутствие навыков совместного чтения книг, пересказывания сказок;
  • дефицит общения, связанный с невозможностью слышать хорошо структурированную речь;
  • синдром изоляции с частичной или полной потерей речи.

Социальные факторы, чаще всего, связаны с недостаточным участием взрослых в процессе обучения малыша.

Процесс правильного построения и согласования словосочетаний, а из них предложений – сложный процесс, который включает в себя восприятие и обработку данных.

Естественно, если малыш не привык выделять правильные словоформы, у него не было возможности в достаточной мере познакомиться с ними, и процесс дифференциации получается недостаточно развитым.

Хуже обстоит дело, если педагогическая запущенность идёт на фоне острой бытовой запущенности, причём ребёнка с раннего возраста начинают приучать, например, к алкоголю («чтобы лучше спал и не мешал»). Или же токсические вещества поступают в организм малыша во время беременности при употреблении их матерью. В этом случае, социальные факторы начинаю переплетаться с нейробиологическими факторами.

Механизмы дислексии

Чтобы ребёнку построить правильное словосочетание, он должен задействовать целый ряд анализаторов. Малыш должен услышать необходимые слова, соотнести их с символами, а затем проговорить их. При этом, речедвигательный анализатор отвечает за правильность артикуляции.

Сбой может быть на любом уровне: начиная от восприятия, включая синтез и заканчивая правильным произношением. Но, чаще всего, дислексия аграмматическая связана именно со сбоем в обобщении при не сформированных до конца речевых функциях.

Подбор и согласование, адекватное выражение мыслей так же включают и эмоционально-волевую сферу ребёнка. Поскольку требует высокую степень концентрации. А также соотносится с каким-либо побудительным мотивом, который устанавливается самим ребёнком или признаётся значимым. Поэтому, часто при социально детерминированной дислексии, как раз вопрос упирается в волевую сферу и мотивы ребёнка.

Симптомы

При аграмматической дислексии на первый план выступает показательная неспособность согласовывать слова в роде, числе и падеже. Причём, это проявляется как при чтении, так и в речи, и в письме. Таким образом, дислексия аграмматическая часто сочетается с такого же рода дисграфией.

Поскольку малыш неправильно выдаёт (устно и письменно) словосочетания именно потому, что таким образом мыслит, а не просто потому, что не внимательно пишет, дисграфия будет иметь устойчивый характер и не зависеть от настроения, стрессовой ситуации или иных причин, могущих влиять на ребёнка в данный момент.

Если есть утверждение в нейробиологической природе дислексии, то, помимо упомянутых признаков, можно выделить и такие, которые должны насторожить родителей ещё в самом раннем возрасте. А именно:

  • длительная неуклюжесть в захватах различных орудий (лопаточек, ложки, ручки, карандаша);
  • проблемы с концентрацией внимания, ребёнок «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — не может сориентироваться в поставленной простейшей задачи или сразу её забывает;
  • сложности с пересказами, быстрое утомление при восприятии читаемого или рассказываемого;
  • неловкость и импульсивность в поведении, что может стать причиной плохого взаимодействия со сверстниками;
  • плохое восприятие интонаций и связанных с этим намёков, подтекстов и прочих нюансов речи, что ведёт к недоразумениям и проблемам в социализации.

Диагностика

Диагностика дислексии производится комплексно. Для начала, стоит обратится педиатру. И уже он даст направления к логопеду и другим специалистам. Возможно, будет необходимо провести исследования мозговой деятельности с помощью аппаратуры. Кроме того, собрать информацию о протекании беременности, возможной наследственности, болезнях и проблемах со здоровьем в раннем детстве.

Также предлагаются различные тестовые задания, которые позволяют сравнить уровень навыков овладения речью и письмом по соотношению к средним показателям данной возрастной группы.

Кроме того, проверяется зрение и слух ребёнка. Возможно, заподозренные признаки были спровоцированными другими проблемами.

Как правило, привлекаются так же невропатологи, которые должны исключить или подтвердить неврологические нарушения.

Однако, хочется повториться, что вся симптоматика рассматривается именно в контексте длительного проявления и поэтому окончательный диагноз может быть поставлен только врачом.

Коррекция и лечение

Дислексия может оставаться проблемой на протяжении всей жизни. Но, значительная часть людей, которые достигли отличных результатов при правильной и своевременной коррекционной работе.

Традиционным подходом для устранения аграмматичнской дислекции являются логопедические программы, суть которых сводится к распознанию и синтезу грамматических схем. Ребёнка учат обращать внимание и соотносить определённые формы слов.

Стоит отметить, что обучение происходит лучше, если воздействие материала идёт на все органы. Поэтому, при обучении применяется большое количество наглядного материала, либо специальные компьютерные программы.

Хочется так же отметить тот факт, что проблема весьма многоплановая. И, помимо традиционного обучения, важным составляющим, получившим широкое признание в последние годы, является психотерапия.

Ведь, как уже было сказано ранее, стоит работать так же с эмоциональной и волевой сферой. Учиться преодолевать трудности в установке мотивов, концентрации внимания, социализации.

С помощью психолога так же можно обсуждать проблемы «многослойности» речи, её составляющих и подтекстов. Учиться преодолевать тревожность.

Кроме того, работа с дислексией носит постоянный характер. Естественно, что ежедневно, на протяжении многих лет, с ребёнком не будет заниматься не один врач. Основная нагрузка всегда ложится на родителей или опекунов малыша. Поэтому, им так же необходима периодическая консультация психолога, для снятия эмоционального напряжения и выработки стратегии дальнейшей работы.

Прогноз и профилактика дислексии

Прогноз напрямую зависит от качества и своевременности предложенной корректирующей программы. Если дислексией начинают заниматься в достаточно взрослом возрасте, то коррекционная работа идёт сложнее, в связи с выработкой целого ряда негативных установок. Если коррекция предложена в раннем возрасте и проводится по предложенной схеме, прогноз весьма благоприятный.

С целью профилактики же, особенно социально обусловленной дислексии, стоит всесторонне развивать зрительно-пространственное восприятие малыша, его память, внимание, мелкую моторику и работу на развитие синтеза.

Кроме того, не поощряйте «детский лепет» ребёнка, а чётко и правильно проговаривайте те фразы, которые пытается сказать малыш.

Таким образом, формируется правильный лексический ряд, закрепляется соотношение слов в словосочетании.

Очень хороши для этого различные развивающие игры, где буквы и слова, а также их синтез происходит в процессе развлечения.

Также стоит, не стесняясь, собрать как можно больше сведений о вероятных подобных проблемах у родственников вашей семьи со стороны как матери, так и отца. И, если есть вероятные подозрения на дислексию у кого-то из близких, обратиться в наиболее раннем возрасте к врачу для организации ранней коррекционной обучающей работы.

Не стоит переживать по этому поводу. Поскольку, как можно видеть из вышеизложенного, никакие медикаментозные вмешательства не показаны. Возможны они лишь в случае выявления инфекционной природы проблемы, и направлены, в этом случае, не на саму дислексию. А раннее вмешательство является хорошим подспорьем для более качественной профилактики аграмматической дислексии.

Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/648-agrammaticheskaya-disleksiya.html

Дислексия у взрослых – проблемы речи требуют лечения

Аграмматическая дислексия: причины, признаки и лечение

Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых.

Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком.

Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.

Причины развития

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. ДЦП.
  5. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки.

Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным).

Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций.

Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием.

Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое.

В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов.

Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Социальная адаптация взрослых дислектиков

Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.

Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.

В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.

Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.

К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д.

Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия.

Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.

Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.

Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование.

Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере.

Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/disleksiya-u-vzroslyh.html

Дислексия

Аграмматическая дислексия: причины, признаки и лечение

Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения.

Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций.

Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

Дислексия

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:

  1. Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
  2. Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
  3. Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
  4. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:

Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Социальные факторы

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи – ФФН или ОНР.

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:

  • зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
  • соотнесение их с соответствующими звуками;
  • слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
  • понимание, осознание прочитанного.

Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения.

При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическая дислексия

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

Аграмматическая дислексия

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом.

То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении.

При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

  1. Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
  2. Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
  3. Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

  1. При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
  2. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
  3. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
  4. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
  5. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  6. При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции.

От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей.

Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику.

Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи.

Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dyslexia

Медик онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: