Детская истерика: советы психолога как бороться с истерикой у ребенка

Содержание
  1. 7 способов остановить детские истерики
  2. 1. Демонстрируйте безразличие
  3. 2. Назовите чувства ребенка
  4. 3. Включайте ребенка в борьбу с истерикой
  5. 4. Не спешите говорить «нет»
  6. 5. Предложите альтернативу
  7. 6. Направляйте энергию ребенка в другое русло
  8. 7. Позвольте ребенку загладить свою вину
  9. Особенности детских истерик
  10. Капризный ребенок: норма или проблема
  11. Причины истерии у детей
  12. Стрессовое состояние
  13. Ошибки воспитания
  14. Нервное и физическое перенапряжение
  15. Нехватка физического контакта
  16. Особенности истерик в разном возрасте
  17. Методы борьбы с детской истерикой
  18. Советы родителям
  19. Превентивные меры
  20. Заключение
  21. 8 советов, как бороться с детскими истериками
  22. 1. Продолжаем говорить о чувствах
  23. 2. Всему своё время и место
  24. 3. Заняться собой
  25. 4. Предупрежден — значит вооружён
  26. 5. У всего есть цель — и у детской истерики тоже
  27. 6. Быть всегда на стороне ребёнка
  28. 7. Искать компромиссы
  29. 8. Технологии по контролю своих эмоций
  30. Детская истерика: советы психолога, как бороться с истерикой у ребенка
  31. Причины детской истерики в возрасте 2-х лет
  32. Причины детской истерики в возрасте 3-х лет
  33. Причины детской истерики в возрасте 4-5 лет
  34. Как предотвратить истерику у ребенка
  35. Если истерика уже началась, что делать?
  36. Как прекратить детские истерики? (видео)

7 способов остановить детские истерики

Детская истерика: советы психолога как бороться с истерикой у ребенка

Слезы, крики, требования сделать так, как он хочет, – с детскими истериками сталкиваются абсолютно все родители. Истерика у ребенка – это непростое испытание для обеих сторон.

Ребенок пытается справиться с яростью, обидой и другими чувствами, которые ему еще сложно выдерживать, родители в ответ раздражаются, испытывают чувство вины перед окружающими и часто теряются между тем, что надо делать, как это будет выглядеть со стороны, и тем, что действительно может помочь остановить истерику.

Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут вам справиться с детскими истериками, учитывая при этом то, что происходит с ребенком.

1. Демонстрируйте безразличие

Когда ребенок закатывает истерику в общественном месте, мы часто чувствуем себя неловко, что может провоцировать нашу злость и раздражение.

«Поверьте, окружающие вовсе не считают вас плохой матерью/отцом, они в такой ситуации скорее сочувствуют, – говорит семейный психотерапевт Мириам Чачаму (Miriam Chachamu), автор книги «Как успокоить сложного ребенка» («How to Calm a Challenging Child», Foulsham, 2008).

– Если вы не будете обращать внимания на капризы ребенка, это может оказаться гораздо более эффективным, чем если вы будете злиться, потому что зачастую дети капризничают исключительно, чтобы привлечь ваше внимание».

2. Назовите чувства ребенка

Маленьким детям очень сложно понять, что с ними происходит. Они еще не знакомы с собственными чувствами, и им самим сложно их выдерживать.

Важно, чтобы вы помогли ребенку дать название его переживаниям: «Ты сейчас злишься за то, что я не купил(а) тебе игрушку, которую ты очень хотел». Важно выразить свое сочувствие и понимание.

Например, вы можете сказать, что тоже злитесь, когда не получаете то, что хотите. Но злиться можно по-разному, не все формы выражения чувств красивы, полезны и действенны.

3. Включайте ребенка в борьбу с истерикой

Истерика у ребенка – это знак того, что он не справляется со своими чувствами. Важно понимать, что он не просто пытается таким образом добиться своей цели, но действительно испытывает огромное эмоциональное напряжение.

Это поможет вам не раздражаться на него, а объединить свои усилия в борьбе с истерикой. Придумайте вместе с ребенком шутливое название того, что с ним происходит: на него напала злючка, пришла тетя Истерика.

Это позволит ребенку переключить свое внимание и увидеть в вас друга вместо обидчика.

4. Не спешите говорить «нет»

Предотвратить детские истерики намного легче, чем их останавливать. «Многие родители говорят «нет» слишком быстро, что может мгновенно довести детей до точки кипения», – говорит Мириам Чачаму.

Показывая ребенку, что вы на его стороне, вы сможете предотвратить конфликт. Например, вы можете сказать: «Я хотел(а) бы купить тебе эту игрушку, но, к сожалению, она слишком дорогая».

Такое объяснение собственной позиции гораздо лучше, чем короткое резкое «нет».

5. Предложите альтернативу

Проанализируйте поведение ребенка и те ситуации, в которых он обычно начинает капризничать, и проговаривайте с ним заранее возможные последствия.

Например, если вы собираетесь в магазин и знаете, что ребенок может начать требовать купить ему игрушку и закатывать истерику из-за вашего отказа, оговорите с ним заранее, что вы оба будете делать в этой ситуации. Например: «Я собираюсь в магазин.

Я могу взять тебя с собой, но только с условием, что ты не будешь просить, чтобы я тебе что-то купила, сегодня у меня нет такой возможности». Если ребенок соглашается, то полезно будет договориться и о том, что будет, если договоренность нарушится.

«Если ты все-таки начнешь капризничать, то мне придется больше не брать тебя с собой в магазины (мы с тобой не пойдем в кино, как хотели, и т. п.)». Таким образом вы не только сможете обезопасить себя от детской истерики, но и научите ребенка понимать причинно-следственные связи собственного поведения и делать первые важные выборы в его жизни.

6. Направляйте энергию ребенка в другое русло

На стресс организм ребенка отвечает архаической реакцией борьбы или бегства. Поэтому иногда, чтобы предотвратить кризис, можно предложить ребенку альтернативу в виде спортивных игр.

Прыжки, танцы, игра в догонялки позволяют высвободить энергию, которая накоплена для реализации стрессовой реакции.

Уговаривая детей на активные занятия и предлагая конкретные варианты и, возможно, свою компанию, вы поможете им сохранять спокойствие в остальное время.

7. Позвольте ребенку загладить свою вину

За плохое поведение не всегда полагается наказание. «Ребенок может чувствовать себя ужасно после того, как сделает что-то плохое или неправильное, – говорит Мириам Чачаму. – И это уже само по себе наказание.

Если вы позволите ребенку сделать что-то, символически искупающее его проступки, тем самым вы невербально сообщите ему, что он действительно был неправ, но что вы готовы принять его извинения, – это позволит вам обоим двигаться дальше».

Источник: psychologies.ru

Источник: https://azbyka.ru/deti/7-sposobov-ostanovit-detskie-isteriki

Особенности детских истерик

Детская истерика: советы психолога как бороться с истерикой у ребенка

Из-за ослабленной нервной системы дети часто капризничают, выражая свое недовольство плачем, топаньем ногами и т. д. Истерика у ребенка — проблема распространенная, подходить к ее решению важно правильно.

Капризный ребенок: норма или проблема

Детская истерика — явление обычное. Даже самые скромные карапузы, тихим поведением которых родители не налюбуются, могут устраивать сцены с криками и плачем. Родителям же поведение их малыша всегда привычно, и они редко замечают какие-то проблемы.

Только когда истерика их чада начинается на улице, при посторонних людях, они обращают внимание на поведение малыша, т. к. устроенные ребенком сцены могут вызвать у мамы или папы стеснение. Все дело в навязчивой мысли, что истеричный плач карапуза составит у незнакомых людей неверное мнение: эти люди не так воспитывают своего ребенка.

Последние 5–7 лет психологи всерьез заговорили о проблеме истерики у детей. Результаты проведенных исследований удивили. Припадки беспокоят более 80% малышей возрастом до 6 лет, более половины из них капризничают постоянно, 1–3 раза в день 2–3 дня в неделю.

Психологи уверенны, что отличить детские истерики от обычных редких капризов несложно. Первые проявляются внезапно, имеют определенную частоту и продолжительность.

Кроме обычного плача и криков, припадки часто сопровождаются неконтролируемым поведением, когда малыш сам наносит себе вред (царапает руки и тело, бьется головой об стены и т. д.), поэтому имеют ужасные последствия.

Родителям важно своевременно выявить патологическое состояние собственного ребенка, т. к., кроме риска нанести себе вред, он может воздействовать своим поведением и на взрослых.

Когда малыш истерит по поводу и без, многие отцы и матери готовы сделать все, чтобы его успокоить. В этом и кроется ошибка. Родители сами позволяют своему чаду манипулировать ими, что только усугубляет проблему.

Причины истерии у детей

Физиологическая причина истерии лежит в нарушении развития детей. В детстве все мы были впечатлительными, гиперактивными, зависящими от действий наших родителей.

Ребенок, как губка, впитывает в себя любую информацию, полученную за день. Но рационально пользоваться ею он еще не умеет, поэтому любой резкий шум, скандалы в семье, страшные герои сказок и даже принуждение к поеданию нелюбимого блюда приводят к стрессовой ситуации. Следствием ярких впечатлений и является истерика со всеми ее проявлениями.

Эта реакция — проявление самозащиты, способ снять нервное напряжение при стрессе. Но вот ее причины часто кажутся взрослым смешными: мама пропала из поля зрения, другой ребенок забрал любимую игрушку, в доме появился незнакомый дядя.

Это происходит из-за того, что в подсознании малыша сформировались неприятные воспоминания, связанные с определенными ситуациями. Родители часто упускают такие важные детали.

Чтобы побороть частые капризы, взрослым все же стоит обратить внимание на все мелочи, которые могут повлиять на изменение эмоционального состояния их чада. И только после выявления их можно работать с детским эмоциональным состоянием, воображением и восприятием мира малышом.

Стрессовое состояние

Первая и наиболее частая причина истерик — это стресс. С 4–5 мес. жизни малышей приучают к самостоятельности. Его учат брать правильно ложку, пить из бутылочки, играть с другими и т. д. Дети часто охотно исполняют желания своих родителей, но это им стоит больших усилий не только физических, но и психологических.

Нервная система еще неустойчива и при любой, даже самой небольшой нагрузке, может среагировать на любые ситуации по-разному. Важно и то, что сознание новорожденного созревает с каждым месяцем, он часто меняет свои интересы, но остро реагирует на изменения внешних условий.

Когда малыш занят игрой, он не понимает, что родители устали, у них есть свои занятия и т. д. Мать или отец часто с недовольством пытается убедить свое чадо, что нужно идти домой, заняться какими-то важными делами. Обычно ситуация заканчивается тем, что старшие насильно забирают у детей игрушки.

Это становится для малыша стрессом, поэтому не следует так вести себя. Важно любыми способами отвлекать ребенка от игр, уговаривать его, но не принуждать. Первые попытки потребуют усилий. Но взрослея, ребенок станет более покладистым, и не будет закатывать истерики по любому поводу.

Ошибки воспитания

В каждой семье имеются свои правила воспитания ребенка. Некоторые родители лелеют свое чадо, все ему разрешают и т. д. Другие же относятся к любым прихотям малыша строго и поступают на свое усмотрение, считая, что так делать правильно.

Сами того не осознавая, родители создают ребенка по собственным интересам. А из-за ослабленной психики, легковозбудимой нервной системы такие попытки часто заканчиваются одним и тем же — ребенок начинает истерить.

Постоянные действия в угоду ребенку приведут к тому, что капризы карапуза перерастут в более серьезные проблемы. Психологи советуют взрослым провести работу над ошибками, т. к. постоянное психологическое давление на ребенка приведет к серьезным проблемам в будущем.

Истерить малыш будет и дальше, в возрасте 5–7 лет. Нередко проявляются такие проблемы и в школьном возрасте. Созданный руками взрослых истерический невроз может прогрессировать и действовать во вред уже даже во взрослой жизни. Подростку с такой проблемой бороться уже будет сложнее.

Нервное и физическое перенапряжение

Наиболее распространена такая причина в возрасте 3–7 лет, и виноваты в ее появлении родители. Стремясь вырастить из своего чада творческую личность или же успешного спортсмена, малыша с ранних лет отдают на разные кружки и секции. Такие занятия отбирают много сил, которые растущему организму восполнить сложно. Уставшее чадо начинает истерить по любому поводу.

Родителям важно расставлять правильно приоритеты: что важнее — здоровье малыша или его успехи в творчестве или спорте. Детский организм слаб и требует хорошего отдыха после любой нагрузки, не дав его, родители рискуют сломать психику своего чада, а это грозит самыми разными последствиями.

Нехватка физического контакта

Необходимость в физическом контакте заложена с рождения. Чтобы успокоить плачущего грудничка, мать его берет на руки, и от тепла ее тела малыш успокаивается. Контакт с родителем становится для него надежной защитой от любых страхов. Взрослея, ребенок все еще нуждается в такой поддержке и, не получая ее, испытывает стресс.

Рекомендации по предотвращению истерики просты. Мать или отец должны больше проводить времени вместе:

  • читать сказки;
  • играть в подвижные игры;
  • ходить вместе за руку.

Главное — это прикосновения. Получая их в достатке, малыш будет менее возбужденным и не станет доставлять взрослым проблемы.

Особенности истерик в разном возрасте

Взрослея, малыш набирается опыта, его нервная система крепнет, он становится более самостоятельным. Но ошибки, заложенные в возрасте 1–2 лет, часто приводят к проблемам формирования личности. Истерические проявления — это только один из множественных симптомов возможных психоэмоциональных проблем. Важно научиться разбираться в них, чтобы ребенок рос психически здоровым.

Истерики проявляются как в период бодрствования, так и во время сна. Из-за собственной впечатлительности и особенностей развития дети часто страдают от ночных кошмаров. С этим видом истерик проще. Они обычно проходят сами до 7–8 лет. Но если же поведение карапуза с плачем и криками постоянно тревожит родителей днем, важно найти способы искоренить их.

Важно учитывать истерические проявления по возрасту:

  • 1–2 года: психика еще формируется, и привести к истерике может любое перенапряжение или же испуг; малыш только учится самостоятельности, формирует свое впечатление об окружающем мире, но контакт не всегда проходит гладко; психологи называют этот период «возрастом первого упрямства»: постоянная истерика часто сменяется периодами спокойствия, ребенок начинает впервые что-то требовать и плачем реагирует на отказ;
  • 3–4 года: в этом возрасте взросление происходит наиболее быстро, малыш начинает мыслить более рационально, учится понимать свою личностную и социальную роль; истерика же может быть частью проявления недовольства, неосуществимых родителями капризов; у младшего члена семьи зарождается собственное мнение, с которым взрослые должны считаться;
  • 5–9 лет: при условии правильного воспитания малыша к этому возрасту истерики проявляются очень редко, если же авторитет родителей надломлен, и дошкольник знает, как обхитрить их с пользой для осуществления собственных капризов — старшим еще предстоит работать с ребенком, т. к. строгое родительское «нет» не должно обговариваться, а к 9 годам истерических проявлений не должно быть и вовсе.

Советы психологов по успокоению малыша наиболее распространены для детей в возрасте 3 лет. Специалисты даже ввели такой термин, как «кризис трехлетнего возраста». Этот период в жизни ребенка характеризуется перестройкой личностной и социальной роли. Он начинает понимать себя как отдельную личность, и его действия не всегда могут совпадать с родительскими желаниями.

Симптомы такого кризиса могут быть разными. Кроме приступов истерического плача, малыш может показывать свое упрямство, обесценивать действия окружающих, проявлять своеволие и протестные реакции.

Методы борьбы с детской истерикой

Универсальных и быстродействующих способов правильного успокоения детей не существует. Подход к каждому малышу индивидуален. Существует только несколько правил поведения для взрослых, которые облегчат жизнь не только им, но и их детям:

  • как бы взрослого ни раздражала истерика ребенка, важно не повышать на ребенка голос, все проблемы решаются тихим диалогом: нужно попросить свое чадо успокоиться и выяснить, в чем проблема;
  • важно быть хладнокровным: родитель должен выразить обеспокоенность проблемами сына или дочери, но последующие действия должны быть направлены на объяснение того, что в семье важно разговаривать друг с другом, а не биться в истерике;
  • если истерика произошла на публике, нужно взять на руки малыша и изолировать его от окружающих, все проблемы решатся, когда взрослый останется со своим чадом один на один;
  • реакция родителя на все последующие истерические проявления должна быть одинаковой.

Если же взрослый не смог сдержать свои эмоции, накричал на ребенка или отвесил ему подзатыльник, нужно извиниться за содеянное. Если малыш очень обижен на родителя, придется объяснить ему свои эмоции и чувства, сделав это так, чтобы он понял, что мама и папа не хотели ему навредить, это только «неправильная» реакция на сложившуюся ситуацию.

Советы родителям

Большая часть причин истерического поведения детей связана с действиями взрослых. Это может быть неправильная реакция на прихоти малыша, нездоровые отношения в семье и т. д. Искоренить склонность ребенка к истерическим проявлениям получится, если убрать основные воздействующие на это факторы.

Чтобы ребенок не впадал в истерический плач по любому поводу, требуется долгая и плодотворная работа взрослых.

Родителям важно:

  • научиться правильно реагировать на капризы: потакать им нельзя, иначе они будут и дальше проявляться;
  • устранить эмоциональность в общении, ругань в семье или же с посторонними людьми: разговаривать с малышом нужно строго, но спокойно, не допуская повышения голоса; нарушая это правило, родители рискуют в будущем услышать из уст своего четырехлетнего чада такие же высказывания (и в таком же тоне) в свой адрес;
  • не допускать рукоприкладства: думая, что так родители показывают свою правоту и авторитет, они вызывают у малыша страх, который часто и является причиной истерических припадков; так подрывается и доверие малыша к взрослым;
  • следовать высказанным угрозам: если малыш плачет при попытках собрать картинку из пазлов, и вы угрожаете, что выбросите предмет беспокойства, от него нужно избавиться; если угрозы не выполняются, ребенок скоро поймет, все это пустые слова;
  • искоренить «двойные стандарты»: воспитание ребенка как матерью, так и отцом должно идти по одному шаблону, нельзя, чтобы папа разрешал что-то делать своему чаду, что мама не приветствует (и наоборот).

Учитывая все эти советы психологов в отношениях с ребенком, бороться с истерическими проявлениями будет легче. Малыш будет осознавать авторитет и правоту родителя, что он хочет помочь, а не навредить.

Превентивные меры

Превентивные меры, они же общие правила профилактики, заключаются в минимизировании рисков истерических проявлений у детей. Чтобы проблемы с истериками не пришлось решать на консультации у психолога, родителям нужно их не допускать. Важными будут такие особенности профилактики:

  • минимизирование риска возникновения ситуаций, благоприятных для возникновения истерики: это касается организации времяпрепровождения, спокойного общения со всеми членами семьи, умеренного посещения творческих и спортивных секций;
  • соблюдение режима: выдерживание суточного ритма бодрствования и отдыха, правильное питание и т. д.;
  • приучение ребенка к самостоятельности: развивая умение самостоятельно принимать решения и навыки самообслуживания, родители помогут малышу легче переносить стрессовые ситуации, и риск истерических проявлений в будущем снизится;
  • установление родительского авторитета, воспитание: ребенок с ранних лет должен понять важность авторитета взрослого, потакать желаниям младшего члена семьи не нужно;
  • обучение противодействию собственным переживаниям: если ребенок плачет, нужно рассказать и даже убедить его, что этого делать не стоит; покажите на своем примере, как нужно справляться с такими ситуациями.

Очень важно придерживаться всех этих рекомендаций, чтобы ребенок рос психически здоровым и начал понимать, что не нужно добиваться чего-то слезами и криками. Получить желаемое можно и более взрослым способом — спокойным диалогом с родителями.

Взрослые же должны прислушиваться к своему чаду, давать ему возможность самостоятельного выбора. Если все будет сделано верно, малыш скоро поймет, что его устраивает новое отношение близких, и подобные проблемы будут возникать реже.

Заключение

Истерические проявления в детском возрасте вызываются особенностями физиологического развития. Нервная система малышей слаба и остро реагирует на любые раздражители. Чтобы избежать постоянных истерик, важно изменить отношение к малышу, пересмотреть особенности его воспитания.

Чем больше близкие будут проводить времени с ребенком, тем менее он будет раздражительным. Главное, решать все проблемы диалогом без повышения голоса, рукоприкладства и потакания капризам.

Источник: https://urazuma.ru/nevroz/isterika-u-rebenka.html

8 советов, как бороться с детскими истериками

Детская истерика: советы психолога как бороться с истерикой у ребенка

Практически всем родителям знакомо чувство беспомощности и даже отчаяния, когда во время детской истерики они вдруг понимают, что не могут контролировать процесс. Оставаться спокойным, разумным, принимающим и ответственным взрослым в такой ситуации не очень просто. Но можно этому научиться.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Истерики и просто вызывающее поведение может быть у людей любого пола и возраста.

Да, чаще всего малоконтролируемые приступы гнева характерны для детей от полутора до трёх лет, просто потому что речь ещё недостаточно развита и ребёнок, отчаявшись быть понятым окружающим миром, пытается выразить себя посредством валяния на полу супермаркета. Но можно столкнуться с детской агрессией и истерикой и в пять, и в 10, и в 13 лет. Реже, зато последствия гораздо более серьёзны и справиться труднее.

С трёх лет поведение ребёнка должно постепенно выравниваться за счёт того, что он учится узнавать свои импульсы и желания и контролировать их. Постепенно, правда, не так быстро, как нам хотелось бы, рождается волевая сфера. И пресловутая свобода воли.

Когда я, каждый раз, как только красная пелена начинает застилать глаза, могу сказать: «Стоп. Не сегодня». И спокойно выдохнув, уйти от раздражающего меня явления или предмета.

Или, напротив, решить, что «сегодня — хорошее время для драки, я выбираю действие», и использовать всю силу своей агрессии для достижения цели.

Но здорово, если мы управляем нашими состояниями и используем их энергию, а не они нами. Для этого необходимо учиться узнавать эти самые состояния, разобраться в их механизмах и начать управлять собой.

Разговор даже не о тайной науке джедая, а о том, как не дать машинкой по голове дорогому другу в песочнице и не разбить свой новенький айфон об стену в припадке гнева на маму.

Как же мы, родители, можем помочь себе и детям в непростой, но столь важной науке саморегуляции?

1. Продолжаем говорить о чувствах

Все мы помним советы психологов о том, что чувства нужно называть и проговаривать. И это — правда. Есть три небольших аспекта, о которых я хочу сказать подробнее.

А сколько названий чувств и эмоций вы обычно употребляете в таких разговорах? 10? 20? Говорят, их более 500. Все дети к трём годам различают гнев, грусть и радость. Но если они не различают гнев, растерянность, замешательство, смущение, усталость, обиду, разочарование, то все ситуации, перечисленные выше, будут записаны в «гнев» с соответствующей агрессивной реакцией тела и мозга.

Исследование, проведённое Вашингтонским университетом (Сиэтл), показало, что проблем с поведением меньше у тех детей, чей словарный запас по теме эмоций богаче.

Нужно учесть, что слово, обозначающее, например, «разочарование», в голове ребёнка стоит связать с картинкой, личным опытом, рассказанной историей и ситуацией. Подобная наука кажется сложной лишь на первый взгляд.

Для начала выпишите себе на листик 10-15 различных слов, обозначающих чувства, и сочините историю для каждого из них. Или купите книжку, в которой всё уже придумали до вас.

Ещё одна ловушка — нас научили «проговаривать эмоции», но забыли сказать, что положительных эмоций в мире тоже немало.

В итоге часто мама старательно рассказывает сыну, что он расстроился, разозлился, разочаровался… Но почему-то не говорит: «О! Похоже, ты так горд тем, что смог прибежать первым! Я знаю это чувство! Оно живёт у меня где-то в районе солнечного сплетения! Дай пять!» или «Да ты весь светишься от радости встречи с любимым другом», «Ты так широко улыбаешься, придя из школы, наверняка вы придумали новую шалость, которая вас так позабавила! Поделишься?».

Говорите и о хорошем, добром, светлом. Неестественно? Нет, просто слегка непривычно. Но привычки можно менять

И третье, что стоит рассказать ребёнку про эмоции: они меняются. Не значит, что человеку, потерявшему свой любимый ножик, на который он копил последние три года, стоит говорить: «Пустяки, дело житейское!». Мы обязательно разделим его чувства: станем жилеткой, контейнером, тем, чем и положено становиться маме и папе.

Но если с утра всё было ужасно — хотелось спать, шёл дождь и потерялись сокровища из кармана, — а днём кто-то вприпрыжку бежит вам навстречу, можно напомнить: «О! Ты утром был таким грустным, потому что шёл дождь, и ты выяснил, что потерял свою тетрадку по математике, а единственный друг в классе заболел, это очень неприятное состояние, но смотри — сейчас тебе весело!».

Следующим шагом, вы поможете ребёнку понять, а благодаря чему меняются эмоции и чувства именно у него. Что помогает ему? Побыть одному? Почитать? Обняться с мамой? Нужно говорить об эмоциях, используя как можно больше разных слов, говорить и о положительных переживаниях, помнить заветы царя Соломона («всё проходит») и пытаться показать, как же чувства сменяют друг друга.

2. Всему своё время и место

Обычная картина на детской площадке: светит солнце, мальчик строит город из песка, мама наслаждается тёплым днём и благостной картинкой. И неожиданно в песочнице появляется другой ребёнок, который без какой-либо нехорошей мысли, задевает только что построенную башню ногой, она рушится — и ваш такой спокойный мальчик с яростным криком бросается на обидчика.

Почему-то многие взрослые считают подобный момент хорошим поводом для уроков вежливости.

Да, вмешиваться нужно, но не воспитывать! Все эти правильные слова, про «нужно делиться», «мы люди — мы не дерёмся, а говорим», «извинись перед мальчиком, ты его ударил» сейчас не работают. И даже вредят.

Всё, что вы можете: физически остановить, озвучить эмоции, назвать состояние, извиниться перед пострадавшими (самостоятельно), если таковые имеются, и выйти из ситуации.

Можно остановиться на пресечении конфликта. Все обсуждения после и желательно наедине. Используйте активное слушание

«Что происходило с тобой? Мне кажется, ты разозлился? Ох, я представляю, как бы я разозлилась, если бы кто-то уничтожил результаты моей работы! А где родилась эта злость? В груди? В животе?».

Посочувствовать: «Это было ужасно, даже не представляю, как бы я расстроилась». А потом попытаться выработать стратегии поведения.

Как не позволить злости управлять тобой? А что можно было сделать? Что вообще люди делают в таких ситуациях? Точно не бьют, мы разговариваем. Важно запомнить: допустимы любые чувства и мысли, но не любое поведение.

3. Заняться собой

Топливо для пожара истерики — эмоции. Потому очень важно определить, где ваш триггер, ваша красная кнопка. Дети очень талантливо определяют, что именно выводит из себя маму-воспитателя-учителя больше всего.

Может быть, вас раздражает крик или нытье, или нецензурная брань из уст пятилетнего ангелочка, вы не переносите, когда плюются или кусаются, убегают в другую сторону или ломают всё подряд? На какие действия ребёнка в вашем мозгу вдруг загорается красными буквами: «Вот это я точно позволить не могу никогда. Потому что!».

Наша задача — погасить эти буквы и понять, что такое поведение — вызов, но не борьба. Это просто родительская, человеческая задача — не отреагировать, не потерять контроль, не впасть в состояние ребёнка. Остаться взрослым и ответственным.

Стоит сначала понять, что включает лично вашу реакцию, назвать это поведение, ждать его и в следующий раз воспринимать как сигнал, чтобы про себя улыбнуться и сказать: «Ну нет, брат, сегодня меня не возьмёшь какими-то оскорблениями всех наших предков до пятого колена».

Как это сделать? Вдохнуть-выдохнуть три раза (вдыхаем — нюхаем цветы, выдыхаем — задуваем свечку), расслабить плечи и губы, произнести про себя: «Это мой сын. Ему сейчас плохо. Я люблю его. Я могу остаться спокойной и помочь». И если всё получилось, очень сильно похвалить себя.

Это не так-то просто — сделать по-другому, не пойти на поводу у чувств. Но остаться спокойным не всегда достаточно.

Мы не можем «просто игнорировать нежелательное поведение ребёнка»

А если он бежит под машину или пытается разбить головой витрину магазина, или просто лупит всех окружающих его детей? Конечно, мы не игнорируем. Мы пресекаем действия, которые могут быть опасными для здоровья, если нужно, выводим ребёнка из ситуации.

Но при этом остаёмся спокойными и готовыми прийти на помощь — им правда очень плохо. Мы готовы обнять, дать платок, воды, поговорить. И нам всё равно, что вокруг много укоряющих взглядов. Ведь мы помним, истерика — знак, что ребёнку нужна наша помощь.

Например, научить новой модели поведения.

4. Предупрежден — значит вооружён

Советовать «оставаться спокойным» легко, реализовать этот совет иногда практически невозможно. Но готовность к вызову делает нас сильнее. Наблюдайте за ребёнком. В среднем у детей до трёх лет истерики (иногда кратковременные, как летний дождь) случаются один-два раза в неделю. Достаточно, чтобы накопить материал для анализа.

Что является спусковым крючком для истерики у вашего ребёнка? Ищите триггер

Он не выносит, когда говорят «нет», или болезненно относится к своим вещам и ненавидит, если их трогают? Ему нужно особенно большое личное пространство, он чувствителен к громким звукам? Боится собак? Обсудите эту особенность со всеми, кто общается с ребёнком, возможно их наблюдения помогут вам узнать что-то новое. И будьте готовы к встрече со штормом каждый раз, когда этот триггер запускает механизм истерики у вашего сына и дочки. Помните — это просто задача. И да, всё — пройдёт.

5. У всего есть цель — и у детской истерики тоже

Полезно понимать, какая это цель. Все цели можно разбить на два типа: избежать что-либо (действия, человека, события, пространства, процесса) или получить что-либо (вещь, помощь, внимание, власть, общение).

Важно, чтобы истерика не стала действительно работающим инструментом, чтобы последствием её не было достижение цели. К тому же иногда можно избежать рыданий и ссор, просто не делая того, что вызывает такую реакцию.

Лучше всего работает методика «естественных последствий», не наказание мамой или папой, так как у них есть авторитет и право «выданное свыше», а вполне закономерные и не вполне приятные последствия.

Рыдал в магазине — не смогли что-то купить. Подрался на площадке — пришлось уйти оттуда, бросался книжкой — не получилось почитать на ночь.

Плохое настроение мамы тоже относится к «естественным последствиям».

6. Быть всегда на стороне ребёнка

Против кого? Против истерик. К сожалению, они не всегда заканчиваются в четыре года. В какой-то момент ребёнок сам понимает, что подобное поведение не приводит ни к чему хорошему для него. Оно ему мешает. Как? Например, делает печальными семейные вечера, портит отношения с папой, не позволяет завести друзей. Примеров может быть много.

Есть стратегия поведения по отношению к неприемлемому поведению детей. Да, ты бываешь невыносим, но я всё равно тебя люблю и принимаю даже такого. В такой позиции вы — благородная страдающая мама, а он — маленький мучитель. Быть мучителем такой прекраснодушной личности тяжко, так легко добраться и до чувства вины, а потом и до агрессии, спасаясь от вины.

Лучше выбирать схему, в которой вы — вместе. Сказать сыну, смотри, что-то нападает на тебя и серьёзно портит нам жизнь. Согласен?

Как ты думаешь, что это? Как его зовут? Что он хочет? А как с ним бороться? Заодно вы сможете проанализировать, как возникают вспышки гнева и что действительно помогает их купировать. Подробнее о подобном подходе можно прочесть в книге Майкла Уайта «Карты нарративной практики».

7. Искать компромиссы

Очень многие люди плохо переносят категоричные запреты и требования. Часто бывает так, что дети растут, а мы не успеваем перестраиваться, и всё ещё обсуждаем вопрос шапки или первого на обед с 15-летней дочерью.

Стратегия «предложить выбор» работает во многих случаях. С трёхлетними даже работает выбор на уровне, что ты будешь на обед: гречку или рис.

Но ближе к первому юбилею иногда приходится совместно договариваться о том, как провести выходные, или о количестве времени, отданного компьютерным играм.

Есть три типа поведения. Можно настаивать на своём. От «так будет, потому что я так сказал» до «ну ты же сам понимаешь, что это правильное решение, потому что…». Можно сдаться под лавиной детских слёз и криков, признать, что давно не способен управлять процессами, и отдать все на волю ребёнка.

Сейчас такие родители встречаются всё чаще. Можно же предпочесть путь договоров и компромиссов — он дольше и сложнее, зато на выходе делает сильнее всех участников переговоров. Что это значит? Пытаться вместе искать выход, приемлемый для всех сторон. В этом плане легко напороться на подводные камни.

Иногда попытка «договориться» становится манипуляцией по плану «я так сказал» — цель убедить, что я предлагаю правильное решение

Тогда уже честнее и правильнее сказать «я решила» и дальше сидеть под дверью, слушая, как ваш дорогой ребёнок крушит стены в своей детской. Или же честно искать выход.

Как проверить себя? Очень просто — если вы, начиная поиск компромисса, уже знаете «правильный ответ» — это не компромисс. Идеи должны рождаться и обсуждаться по ходу беседы. Подробнее о том, как учиться искать компромиссы в своей семье, можно прочитать в книге «Взрывной ребёнок» Грин Росса.

8. Технологии по контролю своих эмоций

Даже простое правило трёх вдохов-выдохов иногда работает. Главное помнить: учим не в момент истерики и повторяем сами и с ребёнком. Задачи всего три:

  • остановиться в момент гнева;
  • успокоиться;
  • принять решение.

Важно изменить своё отношение к детским истерикам: они могут быть тем, что сводит вас с ума и выматывает, но также и тем, что учит вас лучше понимать себя, детей и окружающих людей, даёт возможность приобрести новые навыки и умения. Это наш выбор — страдать или учиться и становиться сильнее.

Иллюстрации: iStockphoto / Viktoria_Yams

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/4321687-hysterics

Детская истерика: советы психолога, как бороться с истерикой у ребенка

Детская истерика: советы психолога как бороться с истерикой у ребенка

Каждая семья, в которой есть ребенок, обязательно сталкивалась с внезапным эмоциональным взрывом своего крохи. Детская истерика чаще всего возникает и заканчивается совершенно внезапно, без особых причин и продолжается недолго.

Родители в такие моменты не знают, как им правильно поступить, что предпринять. Профессиональный детский психолог поможет справиться родителям с такой проблемой, чтобы атмосфера в семье всегда оставалась гармоничной и доброжелательной.

В основном детские истерики можно наблюдать в возрасте детей от двух до пяти лет и причины такого поведения могут быть абсолютно разные.

Причины детской истерики в возрасте 2-х лет

Дети в двухлетнем возрасте используют истерику для привлечения внимания мамы, папы, бабушки или другого взрослого. Говорят, что такие дети «играют на публику».

Истерика может происходить в людных местах (чаще всего в магазинах или на развлекательных площадках) в виде громкого плача или крика, в виде падания на пол или проявления упрямства (например, «Не хочу!», «Не буду!»).

Таким способом ребенок хочет добиться желаемой покупки или разрешения на какое-то действие. По-другому выразить свое возмущение или протест на запрет родителей дети в двухлетнем возрасте еще не умеют.

Малыши в два года пытаются проявлять самостоятельность, особенно в изучении окружающего мира. Они еще не владеют инстинктом самосохранения и часто подвергают свою жизнь и здоровье опасности. Ограничения со стороны взрослых как раз и направлены на обеспечение безопасности ребенка, что и вызывает истерику у крохи.

Детская истерика в этом возрасте может начинаться и из-за обычного голода или усталости, от недосыпания или многочисленных новых впечатлений. Малыш еще не может контролировать свое эмоциональное состояние и начинает капризничать. В этих случаях ребенка легко успокоить, просто взяв его на руки или погладив его по голове. Истерика быстро прекратиться в теплых и ласковых маминых объятиях.

Топот ногами, громкий крик или разбрасывание игрушек – это протест или реакция ребенка на новые условия жизни или смену распорядка дня, на снижение внимания со стороны родителей или напряженную атмосферу в семье. Причина детской истерики может быть в разводе или ссоре мамы и папы, в смене места жительства, в реакции на поступление в детское дошкольное учреждение, в рождении второго ребенка.

Еще одной распространенной причиной такого негативного детского поведения считается излишне строгое воспитание взрослых, которое полностью лишает малыша своего мнения и самостоятельности. Возникает противостояние такому методу воспитания и отстаивание своей собственной позиции.

Причины детской истерики в возрасте 3-х лет

В этом возрасте происходят самые яркие приступы истерики у детей, которые возникают как на пустом месте. Детские психологи называют такое поведение кризисом трехлетнего возраста. Его проходят все малыши, но у каждого из них такой период протекает с разной интенсивностью эмоций и негативизма.

Даже спокойные и послушные дети вдруг начинают упрямиться и своевольничать, делать все наперекор взрослым. Малыш вдруг начинает раздеваться на улице, если его пытаются потеплее укутать или на просьбу подойти, он наоборот убегает подальше. Так ребенок пытается исполнить свои желания, у него нет цели сделать что-то плохое. Просто он еще не умеет уступать другим, идти на компромисс.

Очень важно, чтобы такое поведение ребенка не стало способом манипулирования родителями для достижения своих целей. Ведь, если они однажды поддадутся на детские капризы, малыш поймет, что можно таким способом получить от взрослых все что угодно.

Приступы истерии у детей постепенно пройдут к четырехлетнему возрасту. Они станут чуть взрослее и научаться выражать свои эмоции, чувства и пожелания словами и диалогом.

Причины детской истерики в возрасте 4-5 лет

Промахи в воспитательной работе приводят к капризам и даже истеричному поведению детей. Таким детям никогда не было ни в чем отказа, они не знали слова «нет», не слышали о запретах. Всегда находился хоть один из взрослых, который все разрешает.

Распространенной причиной детской истерики является нарушение работы нервной системы малыша, различные патологии и нервные расстройства. Это можно определить по некоторым особенностям поведения ребенка в момент истерики. Например, явная агрессия, задержка или остановка дыхания, потеря сознания с последующей рвотой и упадком сил, попытка членовредительства.

Причина может находиться и в семейной атмосфере, а также в реакции самых близких взрослых на капризное поведение крохи.

Как предотвратить истерику у ребенка

Соблюдение режима дня. Усталость, голод, недосыпания – это наиболее частые причины детской истерики. Их можно с легкостью избежать, если малыш будет соблюдать распорядок дня. Его организм привыкнет к четкому графику и будет чувствовать себя в безопасности. Это особенно актуально в раннем и дошкольном возрасте.

Предварительная подготовка к переменам в жизни малыша. Это необходимо, например, при поступлении ребенка в детский сад. Кроха должен знать до мелочей, что его ожидает в первый день и как нужно себя вести.

Твердость родительского слова. Не стоит поддаваться на истерики малыша и менять своего решения. Он должен понимать, что никакое его поведение не повлияет на запрет взрослого.

Запрет должен быть необходимым. Нет необходимости запрещать ребенку все подряд. Можно, например, разрешить крохе перекусить раньше привычного времени. Ведь легче немного изменить привычное расписание, чем доводить ребенка до голодной истерики.

У ребенка всегда должен быть выбор. Начиная с раннего осознанного возраста можно научить малыша делать свой выбор, принимать свое решение. Например, какое платье надеть голубое или в горошек? Какую кашу поесть на завтрак – овсяную или рисовую? Какую игрушку взять на прогулку – мяч или машинку?

Детям нужно родительское внимание. Любовь, ласка, забота, нежность и внимание – это то, что жизненно необходимо детям для здоровья и спокойствия.

Если истерика уже началась, что делать?

  • Оставьте ребенка одного в комнате, дайте ему время успокоиться, а позже попросите спокойным голосом произнести, что он хочет.
  • Если начало истерики происходит на улице, то постарайтесь отвести его подальше от большого скопления людей. Такая временная изоляция немного загасит эмоциональный взрыв.
  • Не меняйте своего настроения и эмоционального состояния в такие моменты, не давайте вывести себя из равновесия. Малыш должен видеть, что как бы он не истерил, это не влияет на родительское табу или на ранее принятое решение.
  • С раннего возраста учите кроху показывать свое недовольство и несогласие не криком и слезами, а словами типа «Я обиделся», «Я разозлился».
  • Агрессивная реакция родителей на негативное поведение ребенка только ухудшит ситуацию и приведет к нервному срыву всех членов семьи. Необходимо максимально соблюдать полное спокойствие.
  • От настойчивости и терпения взрослых зависит, быстро ли выйдет ребенок из состояния истерики. Новые методы воспитания не сразу дадут свои результаты, на все нужно время и силы.

Эти практические советы помогут родителям правильно реагировать на поведение своих детей, не бояться детских истерик и капризов, а вовремя прийти на помощь своему любимому малышу. Если все же не удается достичь желаемого результата на протяжении некоторого времени, то стоит проконсультироваться с детским психологом, неврологом, участковым педиатром или другим профессионалом.

Как прекратить детские истерики? (видео)

Источник: https://babymir.net/kak-borotsya-s-detskoj-isterikoj-sovety-psixologa/

Медик онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: