Дискалькулия у детей школьного и дошкольного возраста

Содержание
  1. Дискалькулия в классе: что делать?
  2. Что такое дискалькулия?
  3. Признаки и типы дискалькулии
  4. Что делать, если дискалькулия подтвердилась?
  5. Позволяйте пользоваться вспомогательными материалы и инструментами
  6. Придерживайтесь постоянной структуры уроков
  7. Обращайтесь к творческим практикам
  8. Продумайте систему оценивания работ
  9. Комбинируйте методы обучения
  10. Играйте, играйте и еще раз играйте
  11. Дискалькулия у школьников. Причины, классификация и коррекция
  12. Диагностика дискалькулии
  13. Причины дискалькулии
  14. Классификация дискалькулии
  15. Дискалькулия у школьников. Наиболее распространенные виды
  16. Коррекция дискалькулии
  17. Дискалькулия у детей – Медицинский справочник
  18. Причины дискалькулии у детей
  19. Патогенез
  20. Классификация
  21. Симптомы дискалькулии
  22. Осложнения
  23. Диагностика
  24. Лечение дискалькулии
  25. Прогноз и профилактика
  26. Дискалькулия — что это такое, симптомы и методы коррекции речевого нарушения
  27. Причины появления нарушения
  28. Симптомы проблемы
  29. Формы дискалькулии
  30. Тестовые задания для диагностики
  31. Как проводится коррекция дискалькулии
  32. Способы профилактики

Дискалькулия в классе: что делать?

Дискалькулия у детей школьного и дошкольного возраста

Дискалькулия, или математическая дислексия, наравне с дислексией и дисграфией является расстройством обучаемости. При этом дискалькулии уделяют меньше внимания, чем дислексии, и найти специалиста, который сможет провести грамотную коррекцию подобного расстройства, непросто. 

Что такое дискалькулия?

Дискалькулия — неспособность к изучению арифметики, обусловленная недостаточной активностью определенных участков головного мозга.

Может показаться, что дискалькулия — проблема менее серьезная, чем дислексия: трудности с чтением негативно отразятся на изучении любого школьного предмета, в то время как проблемы со счетом дадут о себе знать лишь во время занятий математикой или физикой. Однако к таким заключениям можно прийти лишь при весьма узком понимании дискалькулии.

Многолетнее изучение работы мозга у пациентов с таким нарушением помогло выявить недостаток нейронных связей в теменной доле, который отражается не только на способности считать, но и ведет к другим фундаментальным проблемам, влияющим на обучаемость.

Люди с дискалькулией с трудом фокусируют внимание на одном объекте, испытывают сложности с распределением внимания при работе над несколькими задачами, обладают плохой краткосрочной памятью, плохо запоминают имена и даты, с трудом ориентируются во времени и планируют собственное расписание.

При этом дискалькулики могут демонстрировать выдающиеся творческие способности и преуспевать в гуманитарных науках. 

Дискалькулия может быть самостоятельным расстройством, а может быть побочным, то есть может проявляться на фоне другого расстройства (например, дислексии); бывает как врожденной, так и возникшей из-за травмы.

Признаки и типы дискалькулии

Дискалькулия у разных людей может проявляться по-разному и в разной степени. Нельзя говорить о какой-то «стандартной» дискалькулии со «стандартными симптомами». Выделяют 5 типов этого расстройства:

  • Графическая − разновидность дискалькулии, которая заключается в том, что страдающий расстройством ребенок с трудом проводит параллели между математическим символом и его значением, испытывает затруднения при записи и прочтении чисел и математических знаков. Обнаружить у ребенка признаки этой дискалькулии может учитель начальных классов в процессе обучения арифметическому письму.
  • Лексическая − при этом виде расстройства ребенок не может правильно прочитывать используемые в математике символы. Минусы он путает с плюсами, тройки называет пятерками и т. д.
  • Практогностическая − выражается трудностями при подсчете предметов. Если на столе лежит, скажем, четыре яблока, ребенку с практогностической дискалькулией не удастся с ходу сказать, сколько перед ним яблок, на последовательный подсчет придется потратить время и силы.
  • Вербальная − ученики с вербальной дискалькулией испытывают затруднения с восприятием произнесенных вслух математических символов, терминов и т. д.
  • Операциональная − это неспособность выполнять различные математические действия: сложение, вычитание, умножение, деление и пр. При этом часто ребенок с этим типом дискалькулии может оперировать цифрами в пределах десятка − трудности возникают при решении задач с более крупными числами.

Чем раньше обнаруживается дискалькулия, тем легче она корректируется. Определить наличие расстройства у ребенка можно в начальных классах школы при обучении письму и основам счета. 

Приведем основные признаки дискалькулии:

  • Трудности и частые ошибки в написании цифр.
  • Ошибки при последовательном счете от 1 до 20.
  • Трудности при определении величин «больше» и «меньше», неразличение математических знаков, геометрических фигур.
  • Невозможность с ходу сосчитать небольшое количество предметов, которые находятся в поле зрения.
  • Ошибки в назывании цифр: ребенок может назвать, например пятерку восьмеркой.
  • Невозможность правильно определять время, пользоваться часами, ориентироваться во времени, из-за чего частыми становятся опоздания и превышение времени на выполнение заданий.

Любой из этих признаков может свидетельствовать о наличии дискалькулии, подтвердить которую поможет дефектолог. Коррекцией математической дислексии занимаются логопеды-дефектологи, психологи, неврологи.

Что делать, если дискалькулия подтвердилась?

Обнаружение дискалькулии — новость не из приятных. И все же мировой опыт показывает, что с этим расстройством можно успешно обучаться школьным дисциплинам, в том числе математике. Важно, чтобы ребенок как можно раньше начал заниматься с логопедом и неврологом по индивидуальному плану, который будет зависеть от того, какой тип дискалькулии обнаружен.

В школе ребенку с дискалькулией очень важна чуткость и поддержка учителя. 

Приводим несколько правил, которые помогут педагогу сделать уроки для ученика с математической дислексией более комфортными:

Позволяйте пользоваться вспомогательными материалы и инструментами

Разрешайте детям совершать подсчеты с помощью калькулятора, заглядывать в таблицы-подсказки, акцентируйте внимание на том, что важно понимать смысл изучаемого, а не зазубривать материал (зубрежка не под силу детям с расстройством счета).

Придерживайтесь постоянной структуры уроков

Дискалькуликам сложно ориентироваться во времени и пользоваться часами. У этого непонимания времени могут быть самые негативные последствия: ребенок постоянно опаздывает, не справляется с задачами в срок, испытывает тревогу.

Регламентированная структура урока помогает ему легче ориентироваться во времени. Допустим, четверть вашего урока всегда будет отводиться на проверку домашнего задания, другая четверть — на изучение теоретического материала, третья — на практику, а четвертая — на повторение материала.

В этом случае ученик с дискалькулией постепенно начнет чувствовать время лучше.

Обращайтесь к творческим практикам

Дискалькуликам сложно найти общий язык с цифрами, символами, различными знаковыми системами, при этом они могут мыслить образно.

Старайтесь почаще обращаться к иллюстративному материалу, разбавляйте уроки творческими практиками (лепкой, рисованием, конструированием), которые развивают мелкую моторику (а это, в свою очередь, оказывает позитивное влияние на формирование соответствующих нейронных связей) и снимают стресс, без которого редко обходится учебный процесс.

Продумайте систему оценивания работ

Оценивая работу ученика с дискалькулией, не принимайте во внимание ошибки в подсчете — это лишь снизит мотивацию ребенка. По возможности, старайтесь избегать категоричного оценивания.

Проверяйте тетради, используя разные цвета: подчеркивайте те места, в которых ученик демонстрирует правильное или неординарное мышление.

Вы увидите, что при таком подходе ваши ученики, даже самые проблемные, удивят и порадуют успехами. Главное — не переставать в них верить.

Комбинируйте методы обучения

Сочетайте разные способы объяснения материала, комбинируйте аудио- и видеопрезентации с живыми экскурсиями, лабораторные работы в парах с самостоятельным изучением материала.

Вы никогда не сможете узнать заранее, какой конкретный метод подойдет вашему ученику. У дискалькулии нет стандартных форм проявления, а значит, нет и стандартных методов справиться с ней.

Любое «педагогическое ружье» может внезапно выстрелить. Главное — не переставать пробовать.

Играйте, играйте и еще раз играйте

Игра — самый эффективный способ обучения людей всех возрастов. Не забывайте проводить развивающие игры с детьми и подростками.

С одной стороны, игра помогает детям снять эмоциональное напряжение, с другой — в игровую форму можно интегрировать математическую задачку, над которой придется поломать голову.

Попробовать как можно быстрее сосчитать, сколько в классе девочек с именем на «А»; командой из 10 человек без слов образовать круг, треугольник или квадрат; сыграть в считалочку, произнося вслух все числа, кроме тех, которые кратны трем.

Вариантов может быть так много! Главное — не переставать искать.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b6ad6c2bd216300a80d4eb9/5d087ac5aaec0c00b0cb9f70

Дискалькулия у школьников. Причины, классификация и коррекция

Дискалькулия у детей школьного и дошкольного возраста

Лебедева Е.Н., детский логопед, логопед-дефектолог Детской поликлиники «Маркушка»

Дискалькулия — специфический термин, не так давно появившийся в нашем обществе, и, к сожалению, малознакомый даже педагогам. Что это, и что нужно знать родителям, особенно имеющим детей – дошкольников и младших школьников?

Дискалькулия у детей — специфическое расстройство математических способностей, характеризующееся неспособностью ребенка успешно освоить даже простейшие арифметические функции.

Диагностика дискалькулии

Для детей с таким специфическим расстройством характерны:

  • Трудности определения и сравнения количества предметов;
  • Трудности в различении понятий «больше» — «меньше» без конкретного пересчета;
  • Им сложно назвать последовательность числового ряда как в прямом, так и в обратном порядке;
  • Возникают трудности в запоминании состава числа, в понимании смысловой значимости арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • Учащимся с огромным трудом дается запоминание таблиц сложения и умножения, непонятны математические термины, а решение простейших задач заводит в тупик, если нет наглядного предметного ряда;
  • Также характерны ошибки в написании и назывании чисел.

Причины дискалькулии

В изучении причин подобного нарушения, ученые сходятся во мнении, что главным является нарушение функционирования коры головного мозга.

Это может быть как следствие умственной отсталости, задержки психического развития, так и вариантом генетического наследственного сбоя, а так же последствием сильных психотравмирующих факторов.

Нарушение работы зрительного анализатора, нарушение обработки полученной информации, трудности аналитико-синтетической деятельности так же могут быть причиной дискалькулии. Поэтому о собственно дискалькулии следует говорить в случаях сохранного интеллекта, на фоне которого проявляются трудности в освоении простейшей математики.

Дискалькулия у детей может проявляться самостоятельно, или в комплексе с нарушением чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Классификация дискалькулии

На данный момент известно несколько видов дискалькулии, каждый из которых имеет свои характерные признаки. Но как показывает практика «чистый» вид встречается крайне редко, поэтому диагностику дискалькулии должен проводить специалист, который в ходе обследования сможет увидеть картину в целом.

В современной коррекционной педагогике и психологии выделяют графическую, вербальную, лексическую (цифровую), операциональную, практогностическую и пространственную дискалькулию, а также арифмерию (неспособность овладеть процессом вычисления) и псевдодискалькулию (недоразвитие математических способностей из-за отсутствия желания учиться, отставании по программе обучения или некорректной программы обучения, когда задания не базируются на пройденном материале).

Дискалькулия у школьников. Наиболее распространенные виды

Вид дискалькулииХарактеристика
ГрафическаяХарактеризуется нарушением «кодировки». Возникают трудности при записи названного числа, ошибки при определении графемы, относящейся к произнесенному числу или названному математическому термину. Неспособность графически обозначить геометрическую фигуру, записанную в задаче или произнесенную вслух в словесной формулировке.
ВербальнаяХарактеризуется трудностями в назывании чисел, символов, количества, прочтении формул и математических операций.
ПрактогностическаяНеспособность абстрактно сосчитать предметы, распределить их в зависимости от количества, формы или иного признака по заданному порядку.
ЛексическаяНепонимание арифметических функций, неспособность решить математические примеры или уравнения в результате неосознанности операций с символами, нарушений пространственно-визуальных процессов.

Коррекция дискалькулии

Коррекционная работа по преодолению дискалькулии должна проводиться под руководством специалистов. Лучше всего, когда с ребенком работают сразу несколько специалистов: дефектолог, логопед, психолог, психоневролог. В силу малой изученности данного нарушения, чаще всего вся работа ложится на плечи логопеда или дефектолога.

Разработанные логопедические и дефектологические программы включают в себя комплекс занятий, направленных на формирование специализированных математических действий и общих жизненных понятий, таких как: больше-меньше, состав числа, устный счет, с последующим переходом действий в навык.

Особое внимание обращается на развитие мышления, формирование абстрактного мышления. Параллельно строится программа по развитию речи для расширения словарного запаса детей, происходит обучение умению вербально сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Своевременно и в полном объеме проведенные занятия по коррекции дискалькулии позволяют успешно преодолевать данное нарушение, что способствует улучшению успеваемости школьников по математике и улучшению психологического состояния ребенка.

Источник: http://mark-med.ru/stati/diskalkuliya-u-shkolnikov/

Дискалькулия у детей – Медицинский справочник

Дискалькулия у детей школьного и дошкольного возраста

Дискалькулия у детей

Дискалькулия у детей – специфическое расстройство развития школьного навыка, характеризующееся снижением способности к изучению арифметики и других математических наук.

Проявляется трудностями либо полной неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления. Дошкольники позже начинают идентифицировать геометрические фигуры, размеры объектов. Школьники отстают в освоении учебных предметов, требующих работы с числами и расчетами.

Диагностика проводится при помощи комплекса специальных проб. Программа коррекции составляется индивидуально, реализуется психологом или логопедом

Дискалькулия у детей

Термин «дискалькулия» происходит из английского языка и переводится как «неумение, неспособность подсчитывать». Синонимичное название расстройства – математическая дислексия.

В МКБ-10 оно отнесено к категории специфических расстройств развития учебных навыков, часто сочетается с дислексией (специфическим нарушением чтения), СДВГ, бессонницей. Распространенность дискалькулии среди дошкольников и младших школьников составляет около 6%.

Мальчики и девочки в одинаковой степени подвержены данному нарушению. Симптомы наиболее развернуто проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, на эти периоды приходится пик диагностики.

Причины дискалькулии у детей

По этиологии расстройство навыка счета может быть генетическим, органическим или психогенным. Нередко оно формируется при воздействии сразу нескольких факторов. Установление ведущей причины является важной диагностической задачей, так как ее характер определяет направленность лечения и прогноз. Дискалькулия может быть обусловлена:

  • Наследственной отягощенностью. Установлено, что среди детей с трудностями освоения арифметических знаний большинство имеет родителя с таким же расстройством. Этот факт подтверждает наличие генетического фактора. Измененный ген в настоящее время не выявлен.
  • Негативным опытом обучения математике. Дискалькулия провоцируется принуждением к занятиям арифметикой, применением суровых наказаний за ошибки, напряженными и конфликтными отношениями между ребенком и учителем (родителем, воспитателем). Подобные проблемы способствуют возникновению стойкого страха, неуверенности в себе, замкнутости, негативного отношения к математике.
  • Органическими поражениями ЦНС. В основе расстройства могут лежать дисфункциональные нарушения головного мозга, искажающие процесс обработки зрительной информации, снижающие способность к восприятию пространственных отношений, установлению последовательностей. Причинами патологии становятся осложнения при беременности и/или в родах, внутриутробные инфекции и интоксикации (алкоголизм, курение, наркомания матери), перенесенные в раннем детстве черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, поражающие ЦНС.

Патогенез

Патофизиологической основой дискалькулии является нейронная дисфункция во внутритеменной борозде, недостаточность нейронной передачи во всей теменной доле, а также в прилегающих зонах – в префронтальной коре, поясной коре, задней части височной доли и субкортикальных зонах. Данные участки ответственны за восприятие символов (букв, цифр), понимание пространственных соотношений, умение совершать математические операции.

На уровне познавательных процессов при дискалькулии определяется когнитивный дефицит представления символической цифровой информации, проявляющийся трудностями при расшифровке арифметических примеров, обработке смысла и значения математических расчетов и условий задач.

Другими патогенетическими механизмами являются нарушение доступа к оперативной памяти на числа, снижение концентрации и функции распределения внимания, недостаточное развитие кратковременной памяти, функции планирования и контроля сложной (этапной) деятельности, недостаточная скорость обработки поступающей информации.

Классификация

Дискалькулия характеризуется нарушением одного или нескольких процессов, обеспечивающих формирование счетного навыка. В зависимости от дефицитарности того или иного компонента выделяют пять видов расстройства, различающихся по симптоматике и требующих различных техник психокоррекции:

  • Вербальная дискалькулия. Свойственны трудности называния и восприятия математических категорий на слух. Дети относительно успешно справляются с письменными заданиями, но не могут ответить на устные вопросы.
  • Практогностическая дискалькулия. Ученики испытывают сложности при переводе абстрактных математических понятий в конкретные примеры и наоборот. Они могут оперировать категориями («сложение», «деление»), но им не дается сравнение наглядных объектов, переведение условий задачи в символическую схему.
  • Лексическая дискалькулия. При данном виде расстройства обнаруживаются проблемы чтения цифр, математических знаков, примеров, уравнений. Хорошо развито аудиальное усвоение понятий, но невозможно их понимание при самостоятельном прочтении.
  • Графическая дискалькулия. Затруднения возникают при необходимости написать математические символы. Дети могут использовать абстрактные понятия устно, но письменные работы даются тяжело.
  • Идеогностическая дискалькулия. Нарушена способность выполнять мысленные расчеты без использования символов – цифр, арифметических знаков. Пациентам необходима чувственная опора для решения примеров и задач (письменный расчет, использование палочек, рисование данных задачи).
  • Операциональная дискалькулия. Отмечаются проблемы письменного и устного выполнения арифметических операций. Ребенок может понимать числа, сравнивать их, но долго осваивает цифры (символические обозначения чисел) и математические знаки.

Симптомы дискалькулии

Расстройство навыков счета проявляется по-разному, зависит от вида нарушения и возраста ребенка.

Симптомы определяются уже в дошкольном периоде, когда формируются первые арифметические способности, максимально разворачиваются в младших классах, а без специальной коррекции сохраняются на протяжении средних, старших классов. Взрослые компенсируют дискалькулию, выбирая профессию и образ жизни, не связанные с математикой.

Дошкольники имеют проблемы с освоением прямого и обратного счета в пределах десятка, позже понимают, что такое числа. У них снижена способность измерять, сравнивать и классифицировать: не могут выбрать из двух яблок большее, посчитать количество карандашей и записать его цифрой.

Имеются проблемы распознавания математических символов – нет связи между графическим изображением числа и его словесным звучанием: «4» и «четыре». При дисграфических расстройствах дети ошибаются, копируя цифры с образца и записывая их под диктовку.

Нередко они путают внешне похожие символы (3 и 8, 6 и 9), отображают их перевернутыми или зеркальными. При вербальной форме расстройства выявляются ошибки идентификации чисел, схожих по звучанию при словесном предъявлении: малыши путают «девять» и «десять», «семь» и «восемь».

Недостаточность функции контроля и планирования обнаруживается как неспособность ребенка удержать инструкцию, произвольно остановить счет или начать его с определенной цифры. При порядковом счете числа дублируются, упускаются.

У учеников младшей школы имеются сложности распознавания арифметических символов. Они ошибаются со знаками «-» и «+», «». При мнестических расстройствах выявляется неспособность заучить и воспроизвести из памяти даже простые математические структуры, например, таблицу умножения.

Затруднено распознавание и перевод в математическую запись грамматических конструкций «меньше, чем», «меньше на», «меньше в», «больше, чем», «больше на», «больше в». Дети продолжают использовать наглядные предметы – пальцы, счетные палочки, карандаши – для счета и простых операций.

Им сложно запомнить правила выполнения расчетов, порядок действий. При нарушении восприятия пространства складывают и вычитают справа налево, в примере «7-3=» от трех отнимают семь.

Ошибаются при перенесении операций сложения и вычитания из горизонтального вида в вертикальный, путают колонки цифр местами при умножении «столбиком» и делении «уголком».

В средних и старших классах дискалькулия влияет на освоение алгебры, геометрии и смежных наук, где требуются арифметические расчеты.

Учащиеся нередко не понимают формулировки задач, не анализируют условия, не удерживают в уме данные, даже если имеется визуальная опора в виде текста или картинок. Проявляются сложности в установлении связей между понятиями, различении ключевой информации от второстепенной.

К общим симптомам относятся трудности распознавания даты и времени, составления бюджета, снижение ориентировочных способностей в незнакомой обстановке, неумение анализировать задачи и применять разные подходы и формулы для ее решения.

Не всегда доступно понимание графиков, формул, таблиц. Подростки плохо ориентируются по карте местности, не пользуются информацией на табло движения общественного транспорта.

Осложнения

Уровень развития математических способностей у детей имеет практическую значимость. В повседневной жизни людям приходится ежедневно оперировать математическими навыками, анализировать количество объектов, их размер и удаленность.

Счетная деятельность важна при дошкольной подготовке и в течение всей учебы в средней школе, профессиональных учреждениях образования. Отсутствие психолого-педагогической поддержки детей приводит к неуспеваемости по математике, физике, химии, черчению, информатике и по некоторым другим предметам.

Трудности освоения школьных программ способствуют снижению познавательного интереса ребенка, прогулам занятий, а в дальнейшем – к отказу от получения профессионального образования, трудоустройства.

Диагностика

Вопрос о необходимости обследования ребенка чаще всего возникает при подготовке к первому классу либо в начальной школе. За первичной консультацией родители обращаются к педагогам, школьным психологам, логопедам.

Профессиональная диагностика и подтверждение диагноза осуществляются врачом-психиатром. Он проводит беседу, собирает анамнестические данные и уточняет жалобы.

Специалист уделяет внимание условиям проживания и воспитания, наличию неврологических и психических болезней у пациента, дислексии и дискалькулии у матери или отца. Дополнительно психолог выполняет ряд специфических проб:

  • Классификация, сравнение, счет. Для обследования старших дошкольников используются пробы на прямой счет до десяти, сравнение размеров и количества объектов, классификацию предметов, идентификацию геометрических фигур. Учитывается развитие пространственной ориентировки, умение удерживать инструкцию, производить поэтапные операции.
  • Арифметические операции. Младшим школьникам предлагается выполнить тесты на расположение чисел по порядку их убывания и возрастания, сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание, определение правой и левой стороны. Сложность тестов подбирается индивидуально с учетом возраста.
  • Перекодирование информации. Ученики среднего и старшего звена решают задачи, требующие переведения словесных конструкций («больше», «прирост на», «сокращение на») в математические схемы. Оценивается умение осуществлять сложные поэтапные операции, применять формулы, использовать дроби.

С целью дифференциальной диагностики исследуется общий уровень интеллекта, степень развития речи и мнестических функций.

Полученные данные позволяют различить дискалькулию с олигофренией, ЗПР, педагогической запущенностью, задержкой речевого развития.

Ключевым диагностическим признаком является изолированное снижение арифметических навыков при относительно нормальном развитии памяти, интеллекта, внимания, эмоционально-волевых качеств.

Лечение дискалькулии

Помощь детям с расстройством математических навыков основана на психокоррекционных упражнениях, активирующих нейронные связи в специфических участках мозга. Занятия проводятся логопедами, педагогами-психологами. По необходимости врачи-неврологи и психиатры назначают прием ноотропов. Коррекционное воздействие осуществляется в трех направлениях:

  • Развитие пространственных функций. Для освоения арифметики необходим сформированный навык ориентировки в окружающем пространстве, умение устанавливать соотношения между объектами и их изображениями, оперирование понятиями высоты, глубины, ширины, длины, направления лево/право. Применяются задания с кубиками Коса, доски Сегена, игровые техники с определением направления движения и расположения объектов (внизу, вверху, впереди, позади, слева, справа).
  • Развитие речи. Умение словесно выражать мысль является важным условием устранения дискалькулии. Выполняются упражнения, ориентированные на увеличение запаса слов, освоение терминов математики, их правильное употребление. Вначале дети осваивают слова «больше», «меньше», «равно», наименования фигур, учатся классифицировать предметы, выделяя ведущие признаки. Затем изучают порядковый счет, практикуют включение в речь чисел.
  • Развитие способностей к арифметике. При положительном результате речевых занятий специалист переходит к обучению простым математическим действиям. Дети проговаривают и записывают выполняемые операции, воспроизводят их на наглядном материале, разбирают смысл задач, тренируются удерживать условия, подбирать логику решения. Постепенно вводится представление о составных частях целого, практикуется разделение предмета на элементы и складывание его обратно. Отрабатывается навык написания цифр, других мелких символов.

Прогноз и профилактика

При своевременной коррекции дискалькулия преодолевается, ребенок начинает осваивать счет, простые операции и термины, его успеваемость в школе повышается. Для профилактики практогностической дискалькулии рекомендовано выполнение простых примеров, задач с озвучиванием действий, параллельным использованием наглядной опоры – рисунка, пальцев, счетных палочек.

Предупреждение графической дискалькулии включает тренировку мелкомоторных движений, координации «образ-движение руки»; вербальной дискалькулии – усвоение названий операций, практику их использования в беседе; дислексической дискалькулии – формирование представлений о цвете, форме, размере, задания на узнавание знаков и цифр; операциональной дискалькулии – освоение счета, вербальное использование специфических терминов.

Источник: https://mukpomup.ru/%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D1%83-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/

Дискалькулия — что это такое, симптомы и методы коррекции речевого нарушения

Дискалькулия у детей школьного и дошкольного возраста

Нарушение появляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Выглядит как неумение оперировать математическими категориями, непонимание сути арифметических операций, понятий «число», «сумма» и т.п.

Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные.

Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека.

Дискалькулию сложно диагностировать неспециалисту, поэтому зачастую дети с такой патологией попадают в специализированные классы для школьников с нарушениями психического развития.

Примерно 10% школьников страдают от той или иной формы дискалькулии. Не все родители знают, что при своевременной диагностике ещё в дошкольном возрасте можно предпринять эффективные меры по предупреждению этой патологии и облегчить ребёнку процесс освоения школьной программы.

Если ребёнок страдает от проявлений дискалькулии, он испытывает негативное отношение к «точным наукам». Хроническая неуспеваемость может отразиться и на овладении предметами гуманитарного цикла, а также стать причиной низкого социального статуса школьника.

У него не складываются отношения со сверстниками, а педагоги и родители часто оказывают на него неоправданно мощное давление из-за его воображаемой лени и отсутствия прилежания. В дальнейшем такие дети испытывают трудности с выбором профессии и самореализацией.

Причины появления нарушения

К развитию патологии приводят:

  • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
  • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
  • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.

У взрослых данная проблема часто появляется вследствие нарушения работы головного мозга. К её возникновению могут привести кровоизлияния, органические поражения в височном отделе, опухоли, тромбы, кисты и черепно-мозговые травмы. Спровоцировать возникновение дискалькулии могут и различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

  • нарушение в обработке зрительной информации;
  • пониженная концентрация внимания;
  • нарушение логического мышления;
  • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Симптомы проблемы

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры.

Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые.

Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

Симптомы дискалькулии:

  • сложности с различением и написанием цифр;
  • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
  • нарушения координации тонких движений;
  • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
  • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
  • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
  • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
  • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.

Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может.

Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением.

На видео ниже данный аспект описан достаточно полно:

Формы дискалькулии

Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

  • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
  • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
  • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
  • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
  • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
  • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
  • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

Тестовые задания для диагностики

Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

  • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
  • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
  • сравнить два числа;
  • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
  • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
  • проанализировать схему тела человека;
  • определить направление вправо-влево.

После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

Как проводится коррекция дискалькулии

Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

Методы и упражнения для коррекции:

  • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
  • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
  • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
  • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
  • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
  • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
  • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам.

После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий.

Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

Чтобы избавиться от данной патологии, с ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно научить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.

Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).

Способы профилактики

Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком.

Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов.

Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий.

Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму.

Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции нарушения

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/diskalkuliya/

Медик онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: