Эмоционально волевые нарушения

Содержание
  1. Эмоционально волевые нарушения: причины, симптомы, лечение
  2. Роль эмоций в жизнедеятельности человека
  3. Клиническая картина эмоционально-волевых расстройств
  4. Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере
  5. Синдромы эмоционально-волевых расстройств
  6. Методы коррекции эмоциональных расстройств
  7. Профилактика эмоциональных нарушений
  8. Эмоционально волевые расстройства
  9. Основными отклонениями в эмоциональной и волевой сфере у детей являются:
  10. Мягкая коррекция эмоционально-волевых нарушений
  11. Нарушение эмоционально волевой сферы: причины, симптомы, консультация психолога и коррекция лечением при необходимости
  12. Причины
  13. Волевой акт
  14. Группы нарушений
  15. Внешнее проявление
  16. Методы
  17. Психоаналитическая терапия
  18. Поведенческая терапия
  19. Когнитивно-поведенческая психотерапия
  20. Гештальт-терапия
  21. Эмоционально волевые расстройства – диагностика и лечение
  22. Что это такое
  23. Симптомы
  24. Диагностика и лечение
  25. Эмоционально волевые-нарушения у детей
  26. Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
  27. Основные внешние проявления выглядят следующим образом:
  28.  Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка
  29. Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка
  30.  Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
  31. Обращение к психологу
  32. Практические методы коррекции

Эмоционально волевые нарушения: причины, симптомы, лечение

Эмоционально волевые нарушения

Эмоции у человека выступают как особый класс психический состояний, которые отражаются в виде позитивного или негативного отношения к окружающему миру, другим людям и прежде всего самому себе. Эмоциональные переживания определяются соответствующими свойствами и качествами, сформированные у объектов и явлений реальности, а также определенным потребностям и нуждам человека.

Роль эмоций в жизнедеятельности человека

Термин «эмоции» происходит от латинского названия emovere, что означает движение, волнение и возбуждение. Ключевая функциональная составляющая эмоций заключается в побуждении к активности, вследствие этого эмоциональную сферу по-другому называют эмоционально-волевой.

На настоящий момент эмоции выполняют значительную роль в обеспечении взаимодействия организма и окружающей среды.

Эмоции это главным образом результат отражения человеческих потребностей и оценке вероятности их удовлетворений, которые основываются на личностном и генетическом опыте.

 Насколько выраженно выступает эмоциональное состояние человека, зависит от значимости потребностей и недостатка необходимой информации.

Отрицательные эмоции проявляются в результате дефицита необходимо информации, которая требуется для удовлетворения ряда потребностей, а положительные эмоции характеризуются полным наличием всей необходимой информации.

На сегодня эмоции подразделяют на 3 главные части:

  1. Аффект, характеризующийся острым переживанием определенного события, эмоциональным напряжением и возбуждением;
  2. Когниция (осознанность своего состояния, его словесное обозначение и оценка дальнейших перспектив для удовлетворения потребностей);
  3. Экспрессия, которая характеризуется внешней телесной моторикой или поведением.

Относительно устойчивое эмоциональное состояние человека называют настроением. Сфера человеческих потребностей включает в себя социальные, которые возникают на основе культурных потребностей, что впоследствии получило название чувств.

Выделяют 2 эмоциональные группы:

  1. Первичные (гнев, печаль, тревога, стыд, удивление);
  2. Вторичные, которые включают в себя переработанные первичные эмоции. Например, гордость – это радость.

Клиническая картина эмоционально-волевых расстройств

К основным внешним проявлениям нарушения эмоционально волевой сферы относятся:

  • Эмоциональное напряжение. При повышенной эмоциональной напряженности возникает дезорганизация умственной деятельности и снижении активности.
  • Стремительная психическая утомляемость (у ребенка). Выражается тем, что ребенок не способен сосредотачиваться, также характеризуется резкой негативной реакцией на определенные ситуации, где необходима демонстрация своих умственных качеств.
  • Состояние тревоги, которое выражает тем, что человек всячески избегает каких-либо контактов с другими людьми и не стремиться к общению с ними.
  • Повышенная агрессивность. Чаще всего возникает в детском возрасте, когда ребенок демонстративно неповинуется взрослым, испытывает постоянную физическую и вербальную агрессию. Такая агрессия может выражаться не только по отношению к окружающим, но и самому себе, причиняя тем самым вред собственному здоровью.
  • Отсутствие способности чувствовать и осмысливать эмоции других людей, сопереживать. Данный признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью и является причиной психического расстройства и задержки умственного развития.
  • Отсутствие желания преодолевать жизненные трудности. В этом случае ребенок находится в постоянно вялом состоянии, у него отсутствует желание общения с взрослыми. Крайние проявления при данном расстройстве выражаются в полном игнорировании родителей и других взрослых.
  • Отсутствие мотивации к успеху. Главным фактором низкой мотивации является стремление избегать возможных неудач, вследствие чего человек отказывается браться за выполнение новых задач и старается избегать ситуаций, где возникают даже малейшие сомнения в окончательном успехе.
  • Выраженное недоверие к другим людям. Зачастую сопровождается таким признаком как враждебность по отношению к другим.
  • Повышенная импульсивность в детском возрасте. Выражается такими признаками как отсутствие самоконтроля и осознания своих действий.

Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере

Нарушение эмоциональной сферы у взрослых пациентов выделяется такими особенностями как:

  • Гипобулия или понижение волевых качеств. У пациентов с данным нарушением отсутствует какая-либо потребность в общении с другими людьми, возникает раздражительность при присутствии рядом посторонних, отсутствие способности или желания поддерживать беседу.
  • Гипербулия. Характеризуется повышенным влечением во всех сферы жизнедеятельности, зачастую выражается в усилении аппетита и потребностях в постоянном общении и внимании.
  • Абулия. Выделяется тем, что у человека резко снижаются волевые влечения.
  • Компульсивное влечение — это непреодолимая потребность в чем-либо или ком-либо. Данное расстройство зачастую сравнивают с животным инстинктом, когда у человека значительно подавляется способность над осознанностью своих действий.
  • Обсессивное влечение – проявление навязчивых желаний, которые пациент не способен самостоятельно контролировать. Неудовлетворение таких желаний ведет к подавленности и глубоким страданиям больного, а его мысли заполнены идеей их реализации.

Синдромы эмоционально-волевых расстройств

Наиболее распространенными формами расстройств эмоциональной сферы деятельности выступает депрессивный и маниакальный синдромы.

https://www.youtube.com/watch?v=brw7ZQ20vrI

Клиническая картина депрессивного синдрома описывается 3 основными его признаками, такими как:

  • Гипотомия, характеризующаяся снижением настроения;
  • Ассоциативная заторможенность (мыслительная заторможенность);
  • Двигательная заторможенность.

Стоит отметить, что именно первый вышеперечисленный пункт является ключевым признаком депрессивного состояния. Гипотомия может выражаться в том, что человек постоянно тоскует, ощущает подавленность и печаль.

В отличие от установленной реакции, когда печаль возникает вследствие пережитого грустного события, то при депрессии человек лишается связи с окружающей обстановкой.

То есть в этом случае пациент не проявляет реакции на радостные и другие события. 

В зависимости от тяжести состояния, гипотомия может возникать с различной интенсивностью.

Мыслительная заторможенность в ее легких проявлениях выражается  в виде замедления односложной речи и долгим обдумыванием ответа. Тяжелое течение характеризуется неспособностью осмысления заданных вопросов и решения ряда простейших логических задач.

Двигательная заторможенность проявляется в виде скованности и медлительности движений. При тяжелом течении депрессии существует риск возникновения депрессивного ступора (состояние полной подавленности).

Зачастую маниакальный синдром проявляется в рамках аффективно-биполярного расстройства. В этом случае течение данного синдрома характеризуется приступообразностью, в виде отдельных эпизодов с определенными этапами развития. Симптоматическая картина, выделяющаяся в структуре маниакального эпизода, характеризуется изменчивостью у одного пациента в зависимости от стадии развития патологии.

Такое патологическое состояние как маниакальный синдром, также как и депрессивный, выделяется 3 главными признаками:

  • Повышенное настроение по гипертимии;
  • Психическая возбудимость в виде ускоренных мыслительных процессов и речи (тахипсия);
  • Двигательное возбуждение;

Аномальное повышение настроения характеризуется тем, что пациент не ощущает таких проявлений как тоска, тревога и ряда других признаков, характерных при депрессивном синдроме.

Психическая возбудимость с ускоренным процессом мышления возникает вплоть до скачки идей, то есть в этом случае речь пациента становиться несвязной, вследствие чрезмерной отвлекаемости, хотя сам пациент осознает логику своих слов. Также выделяет тем, что у больного возникают идеи собственного величия и отрицания вины и ответственности других людей.

Повышенная двигательная активность при данном синдроме, характеризуется растормаживанием этой активности с целью получения удовольствия. Следовательно, при маниакальном синдроме пациенты, как правило, потребляют большое количество алкоголя и наркотических веществ.

Для маниакального синдрома также характерны такие эмоциональные нарушения как:

  • Усиление инстинктов (повышение аппетита, сексуальности);
  • Повышенная отвлекаемость;
  • Переоценка личностных качеств.

Методы коррекции эмоциональных расстройств

Особенности коррекции эмоциональных расстройств у детей и взрослых основываются на применении ряда эффективных методик, способных практически полностью нормализовать их эмоциональное состояние. Как правило, эмоциональная коррекция в отношении детей заключается в применении игровой терапии.

Зачастую в детском возрасте, эмоциональные расстройства обуславливаются недостачей игрового процесса, что значительно тормозит психическое и ментальное развитие. Систематический двигательный и речевой фактор игры позволяет раскрыть возможности ребенка и ощутить положительные эмоции от игрового процесса.

Проработка различных ситуаций из жизни в игровой терапии позволяет ребенку значительно быстрее адаптироваться к реальным жизненным условиям.

Существует и другой терапевтический подход, а именно психодинамический, который основывается на методе психоанализа, направленного на разрешение внутреннего конфликта пациента, осознание своих потребностей и полученного опыта из жизни.

Психодинамический метод также включает в себя:

  • Арттерапию;
  • Непрямую игротерапию;
  • Сказкотерапию.

Данные специфические воздействия зарекомендовали себя не только в отношении детей, но и взрослых. Они позволяют пациентам раскрепоститься, проявить творческую фантазию и представить эмоциональные расстройства как определенный образ. Психодинамический подход также выделяется легкостью и непринужденностью проведения.

Также к распространенным методам относят этнофункциональную психотерапию, которая позволяет искусственно сформировать раздвоенность субъекта, в целях осознания своих личностных и эмоциональных проблем, как бы сфокусировав свой взгляд со стороны. В данном случае помощь психотерапевта позволяет пациентам перенести свои эмоциональные проблемы на этническую проекцию, проработать их, осознать и пропустить через себя с целью окончательного избавления от них.

Профилактика эмоциональных нарушений

Главной целью профилактики нарушений эмоционально волевой сферы выступает формирование динамического равновесия и определенного запаса прочности ЦНС. Данное состояние обуславливается отсутствием внутренних конфликтов и устойчивым оптимистичным настроем.

Устойчивая оптимистичная мотивация дает возможность двигаться к намеченной цели, преодолевая различные трудности. В итоге человек учится принимать взвешенные решения, основываясь на большом количестве информации, что снижает вероятность ошибки. Т. е. ключом к эмоционально устойчивой нервной системе является движение человека по пути развития.

врач-невролог Магдотева Лидия Рашидовна

Источник: http://umozg.ru/zabolevanie/emotsionalno-volevye-narusheniya.html

Эмоционально волевые расстройства

Эмоционально волевые нарушения

Рождение в семье ребенка с определенными отклонениями от нормального развития – всегда стресс для обоих родителей. Очень хорошо, когда им помогают справиться с проблемой родственники, друзья или специалисты по психологической реабилитации.

Первые признаки нарушения эмоционально-волевой сферы начинают появляться в период активного общения в коллективе сверстников, вот почему не стоит игнорировать любые отклонения в поведении ребенка. Данные расстройства довольно редко отмечаются как самостоятельное заболевание, зачастую они являются предвестниками или составляющими довольно серьезных психических отклонений:

– шизофрения;

– депрессия;

– маниакальный синдром;

– психопатия;

– аутизм.

Снижение интеллектуальной активности у детей проявляется в виде недостаточно полной регуляции эмоций, неадекватным поведением, снижением моральности, низким уровнем эмоциональной окраски речи. Умственная отсталость у таких больных может быть завуалирована неадекватным поведением в крайнем его выражении – апатия, раздражительность, эйфория и т.п.

Основными отклонениями в эмоциональной и волевой сфере у детей являются:

1.    Эмоциональная гипервозбудимость.

2.    Повышенная впечатлительность, страхи.

3.    Моторная заторможенность или гиперактивность.

4.    Апатия и равнодушие, безучастное отношение к окружающим, отсутствие сострадания.

5.    Агрессивность.

6.    Повышенная внушаемость, несамостоятельность.

Мягкая коррекция эмоционально-волевых нарушений

Иппотерапия во всем мире получила массу положительных отзывов как при реабилитации взрослых, так и при реабилитации детей. Общение с лошадью доставляет огромное удовольствие детям и их родителям. Данный метод реабилитации помогает сплотить семью, усилить эмоциональную связь между поколениями, построить доверительные отношения.

Благодаря занятиям иппотерапией у взрослых, детей и подростков нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, усиливается мотивация к достижению поставленных целей, повышается самооценка и жизненный тонус.

С помощью верховой езды каждый наездник может научиться управлять своими эмоциями плавно и без надлома со стороны психики. В процессе занятий постепенно снижается выраженность страхов, появляется уверенность в том, что общение с животным необходимо обоим участникам процесса, повышается собственная значимость у замкнутых лиц.

Обученная и все понимающая лошадь помогает детям и взрослым справляться с поставленными целями, приобрести новые навыки и знания, стать более открытыми для общества. Помимо всего, иппотерапия развивает высшую нервную деятельность: мышление, память, концентрацию внимания.

Постоянное напряжение мышц всего тела и максимальная собранность на уроках верховой езды улучшает равновесие, координацию движений, уверенность в собственных силах даже у тех обучающихся, которые не могут принять ни одного решения без помощи посторонних.

Различные виды иппотерапии помогают снизить тревожность и депрессивное настроение, забыть о негативных переживаниях и повысить бодрость духа. При достижении поставленных целей на занятиях позволяют развивать волю и выносливость и сломать внутренние барьеры своей несостоятельности.

Некоторым ученикам настолько нравиться общение с животным, что они с удовольствием начинают заниматься конным спортом в школе для инвалидов. В процессе тренировок и на соревнованиях отлично развивается волевая сфера. Они становятся более напористыми, целеустремленными, улучшается самоконтроль и выносливость. 

Источник: http://ippoterapia.kharkov.ua/poleznaya-informatsiya/73-emotsionalno-volevye-rasstrojstva

Нарушение эмоционально волевой сферы: причины, симптомы, консультация психолога и коррекция лечением при необходимости

Эмоционально волевые нарушения

Мало кто из взрослых людей задумывается над ролью эмоций в жизни.

Но вот когда у семейной пары появляются дети и вдруг выясняется, что малыш не может контролировать свои чувства, то у родителей начинается паника.

На самом деле нарушение эмоционально-волевой сферы не такая серьезная проблема, если ее обнаружить сразу. Вылечить подобное расстройство можно как самостоятельно, так и с помощью квалифицированного врача.

Причины

Что влияет на формирование воли и эмоций человека? Существует две основные причины, которые могут вызывать нарушение. Одна из них – наследственность, а другая – социальный круг. Более подробно причины нарушения эмоционально-волевой сферы рассмотрены ниже.

  • Впечатления. Если ребенок не получает достаточно впечатлений и большую часть своей жизни сидит дома, то его развитие происходит очень медленно. Чтобы нормально формировалась психика, родители должны гулять с ребенком во дворе, показывать ему других детей, изучать деревья, давать возможность поиграть с песком. Впечатления формируют нормальную нервную систему и помогают ребенку учиться испытывать, а затем и контролировать свои эмоции.
  • Еще одной причиной нарушения эмоциональной волевой сферы является отсутствие движения. Ребенок, родители которого не сильно утруждают себя развитием чада, может начать ходить с опозданием. Подобное торможение нормального физического развития приводит к заторможенным эмоциональным реакциям. А еще некоторым родителям свойственно со временем понимать, что их чадо не ходит, а ведь соседские дети уже бегают. Родители начинают нагонять упущенное, и ребенок страдает не только физически, но и психологически.
  • Ребенок может сильно страдать из-за отсутствия материнской любви. Если женщина не будет брать свое чадо на руки, гладить малыша, качать его и петь ему колыбельные, младенец быстро потеряет связь с матерью. Такой ребенок вырастет неполноценным, как говорят в народе – недолюбленным.

Волевой акт

Нарушение эмоционально-волевой сферы происходит в раннем возрасте. Чтобы понять, где произошел сбой, нужно узнать, как функционирует воля у нормального человека. Последовательность принятия решений у всех людей такая:

  • Возникновение импульса. У человека возникает побуждение что-то сделать.
  • Мотивация. Персона обдумывает, что она получит, когда действие будет совершено. Чаще всего человек получает эмоциональное удовлетворение от своего поступка.
  • Орудие деятельности. Не всегда придуманное действие можно сделать без дополнительного инвентаря. Перед началом работы приходится найти все необходимое оборудование.
  • Принятие решения. Человек еще раз думает о том, стоит ли ему приводить свой план в исполнение или нет.
  • Выполнение действия. Персона осуществляет свою задумку.

Такой процесс происходит в голове у каждого человека, прежде чем он совершит какое-либо действие. Не стоит думать, что дети в силу своего неразвитого интеллекта не проводят подобную работу у себя в голове. Даже наши примитивные предки – обезьяны, прилагают волевые усилия для того, чтобы совершить тот или иной поступок.

Как проводится диагностика эмоционально-волевого нарушения? Сферы применения человеческой воли разнообразны. Человек должен сдвинуться с места, чтобы что-то взять или чтобы поесть. Если ребенок апатичен и ничего не хочет, значит, у него есть какие-то отклонения. То же самое касается слишком активных детей, которые делают действия, не успевая обдумать последствия своих решений.

В зависимости от степени нарушения эмоционально-волевой сферы ребенок становится раздражительным, вялым или генерактивным. Родители должны заметить проблемы своего чада, как только они появляются.

Любая болезнь, прежде чем обосноваться в организме, проявляется в симптомах. На этой стадии нужно определить степень проблем ребенка и назначить ему лечение.

Какая существует классификация лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы?

  • Агрессивность. Персоны ведут себя неадекватно, задирают окружающих и получают удовольствие от слез и унижения более слабого противника. Даже дети, которые ведут себя агрессивно, никогда не будут задирать того, кто сильнее их. Они логически рассудят, что безобидное существо не сможет дать сдачи, а следовательно, его можно унижать.
  • Заторможенная реакция. Дети не могут сразу понять, в чем заключается проблема. Например, они могут испытывать голод, но не станут прилагать никаких усилий, чтобы попросить покушать или же чтобы достать себе еду самостоятельно.
  • Расторможенная реакция. Вторым пунктом в классификации лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы идут люди, которые не могут контролировать свои эмоции. Если они плачут, то слишком громко, если смеются, то делают это неестественно долго.
  • Чрезмерная тревожность. Забитые дети слишком активных родителей становятся тихонями. Они боятся рассказать о своих желаниях и проблемах. Обратить на себя внимание у них не получается в силу слабости характера.

Группы нарушений

Классификация нарушений эмоционально-волевой сферы нужна для того, чтобы правильно назначить лечебные мероприятия. Все ребятишки разные, и проблемы у них тоже не могут быть одинаковыми. Даже ребята, которые растут в одной семье, могут болеть разными недугами. Основные группы нарушений эмоционально-волевой сферы:

  • Расстройство настроения. Нарушение эмоционально-волевой сферы у детей часто проявляется в неконтролируемых эмоциях. Ребенок не может совладать с собой, и поэтому его чувства всегда на взводе. Если малыш чему-то радуется, то вскоре его состояние достигает эйфории. Если же чадо грустит, то может с легкостью впасть в депрессию. А зачастую одно состояние через час переходит в другое, полярное первоначальному.
  • Нестандартное поведение. Рассматривая нарушение эмоционально-волевой сферы у детей, нельзя не упомянуть об отклонении от нормы поведения. Ребята могут быть или слишком спокойными, или чрезмерно активными. Первый случай опасен по причине того, что ребенок безынициативен, а вторая ситуация грозит тем, что у чада существуют проблемы со вниманием.
  • Проблемы с психомоторикой. Ребенок страдает от странных приливов чувств, которые захлестывают его не по делу. Например, чадо может жаловаться, что ему слишком страшно, хотя на деле опасность ребенку не угрожает. Тревожность, впечатлительность и мнимость хорошо знакомы детям с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведением, отличающимся от общепринятой нормы.

Внешнее проявление

Нарушения развития эмоционально-волевой сферы ребенка можно определить по поведению малыша.

  • Сильная зависимость от родителей. Ребенок, который в пять лет не может доверять окружающим людям, вызывает странную реакцию. Малыш все время прячется за мамину юбку и пытается закрыться от мира. Одно дело – нормальное детское смущение. И совсем другое – недоверие, необщительность и несговорчивость.
  • Дефицит общения. Ребенок, к которому в семье относятся с пренебрежением, будет чувствовать себя одиноким. У малыша не будет получаться нормально формировать отношения, так как родители будут внушать ребенку, что он глупый, криворукий и недостойный любви. Одиночество, которое будет источать такое чадо, будет сильно чувствоваться.
  • Агрессия. Малыши, которым не хватает внимания или которые хотят снять напряжение, могут не замыкаться в себе, а наоборот, вести себя слишком раскрепощенно. Такие дети не станут сдерживать свои эмоции и будут стараться всеми силами привлечь внимание к своей персоне.

Методы

Эмоционально-волевые нарушения сферы личности могут быть подвержены коррекции. К каким методам прибегают специалисты, чтобы исправить то, что неправильно заложили в свое чадо родители?

  • Игротерапия. С помощью игры малышу объясняются правила адекватного поведения в группе. У ребенка формируются новые нейронные связи, которые помогают трансформировать увиденное в игре и переложить примеры на жизненные ситуации.
  • Арт-терапия. С помощью рисунка можно многое узнать о личности ребенка. Творческое произведение покажет специалисту, как малыш себя ощущает в саду, в семье и в этом мире. Рисование помогает раскрепоститься и почувствовать уверенность в себе. Так же работают и другие виды искусства: лепка, вышивание, конструирование.
  • Психоанализ. Опытный психотерапевт может помочь ребенку пересмотреть свои взгляды на привычные вещи. Врач расскажет малышу, что такое хорошо, а что такое плохо. Специалист будет действовать двумя методами: внушением и убеждением.
  • Тренинги. Такой метод воздействия предполагает работу с группой детей, имеющих общую проблему. Ребята будут совместно пересматривать свои привычки и формировать новые на основе старых.

Психоаналитическая терапия

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы происходит различными методами. Один из них – психоаналитическая терапия. Проводить подобную терапию можно как индивидуально, так и в группе. Если малыш занимается в одиночестве, психотерапевт в форме игры говорит с ребенком о чувствах.

Он просит изобразить по очереди злость, радость, любовь и т. д. Делается это для того, чтобы малыш научился различать свои чувства и понимать, в какой момент и что именно он должен чувствовать.

Также индивидуальные консультации помогают ребенку понять свою значимость и важность, и что в большинстве случаев очень нужно – ощутить себя любимым и желанным гостем в кабинете врача.

На групповой терапии у специалиста нет времени играть с каждым ребенком. Поэтому процедура восстановления эмоционально-волевой сферы идет через рисунок.

Дети выплескивают свои эмоции, а затем рассказывают, по какой причине они чувствуют гнев, радость и т. д.

Рассказывая сами и слушая других, ребята начинают осознавать, в каких случаях что нужно чувствовать и как следует правильно выражать свои эмоции.

Поведенческая терапия

Подобная терапия проходит в форме игры. Ребенку предлагается смоделированная ситуация, и он должен показать, как себя будет в ней вести. Игра нацелена на то, чтобы выработать у малыша те чувства, которые должен испытывать любой нормальный индивид в данной ситуации.

После проведения игровой ситуации для закрепления материала ведущий должен еще раз объяснить, что именно сейчас моделировалось и как должен в подобной ситуации себя вести пациент. Обязательно следует получить от ребенка обратную связь. Чадо должно объяснить усвоенный материал.

Причем нужно добиться от ребенка не только того, чтобы он рассказал, как себя следует вести в ситуации, но и также объяснил, почему такое поведение будет считаться приемлемым.

Подобные терапии нужно проводить раз в неделю. А за остальные 7 дней чадо должно закреплять материал, полученный на занятии. Так как ребенок будет мало заинтересован в собственном развитии, наблюдать за поведением малыша должны родители. И в случае если чадо делает что-то не так, как на тренинге, мама или папа должны повторить со своим ребенком недавно пройденный урок.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Лица с нарушением эмоционально-волевой сферы, которые достигли совершеннолетнего возраста, также нуждаются в помощи, как и дети. Но изменить подростка с помощью игры будет сложно. Поэтому следует использовать когнитивно-поведенческую терапию. В чем ее суть?

Человеку дается ситуация и несколько путей ее развития. Подросток должен рассказать, что ждет человека, прошедшего каждый из вымышленных путей.

Подобным образом персона лучше овладеет ситуацией и поймет сущность последствий того или иного поведения. Подобным образом можно прививать подросткам ответственность и объяснять цену своим обещанием.

Формирование новых привычек поведения произойдет не сразу. Одно дело – теоретически проиграть ситуацию, и совсем другое – поменять характер.

Чем старше человек, тем меньше шансов у него сделать внутреннюю перестройку.

Поэтому специалист, который проводит занятия с подростком, должен позитивно подкреплять успехи пациента и концентрироваться на любых положительных изменениях.

Люди, которые страдают расстройством эмоционально-волевой сферы, подвержены самокритичности и им очень важно слышать одобрительные слова от взрослых и уважаемых людей.

Гештальт-терапия

Подобная терапия позволяет ребенку расширить свои чувства, а точнее развить их. Задача специалиста – трансформировать неадекватные реакции малыша на такие, которые будут приемлемы для общества. Как проходит процесс трансформации? Специалист выдвигает проблему, например излишнюю агрессию, которую ребенок выражает посредством избиения своего противника.

Врач должен рассказать малышу, что его способ решить проблему – малоэффективный, и взамен предложить более цивилизованные методы выражения эмоций. Например, словесная форма выражения своего недовольства. Затем нужно с ребенком проиграть ситуацию.

После того как малыш выйдет из себя, следует напомнить ему о недавнем разговоре и попросить, чтобы он выражал свои чувства словами.

Гнев ребенка должен со временем уменьшиться, так как задача поначалу будет казаться слишком сложной. Со временем малыш должен привыкнуть к новой стратегии выражения агрессии.

А чтобы усвоенный материал уложился лучше, ребенку необходимо постоянно напоминать о пройденном уроке. И желательно, чтобы малыш видел подобные способы эмоциональной реакции у взрослых.

Например, когда папа с мамой будут ругаться, им следует не кричать друг на друга, а спокойно и размеренно выражать недовольство тем или иным проступком супруга.

Источник: https://FB.ru/article/404983/narushenie-emotsionalno-volevoy-sferyi-prichinyi-simptomyi-konsultatsiya-psihologa-i-korrektsiya-lecheniem-pri-neobhodimosti

Эмоционально волевые расстройства – диагностика и лечение

Эмоционально волевые нарушения

18.04.2019

Воля – психический процесс. При помощи воли человек может самостоятельно принимать решение и вести себя так, как он сам того хочет. Чтобы совершить поведенческий акт, человек прилагает волевое усилие. Это помогает ему преодолеть препятствие на пути к цели и достичь желаемого. Как психический процесс, воля может расстраиваться.

Что это такое

Волевые расстройства – это группа нарушений, при которых человек осознает мотив и цель действия, но не может приложить необходимых усилий, что их реализовать. У больного отсутствуют желания к любой деятельности, вплоть до того, что человек не может помочиться в туалете, делая это «под себя».

Волевые расстройства бывают количественными и качественными (парабулии). Рассмотрим количественные волевые нарушения:

  1. Гипобулия – это снижение воли, однако минимальная волевая активность сохраняется. Через усилия человек заставляет себя приготовить обед, сходить в душ или встать с кровами.
  2. Абулия – это полное отсутствие волевой активности больного. Больной не может заставить себя сделать минимальное усилие.

Не всегда, говоря о нарушении воли, имеется в виду ее снижение. Существует противоположное расстройство – гипербулия. Это чрезмерное и интенсивное увлечение деятельностью, повышение мотивации и желание как можно быстрее достичь цели.

Абулия, гипобулия и гипербулия – не отдельные заболевания. Они всегда рассматриваются в структуре синдрома или как симптом в структуре психического расстройства.

https://www.youtube.com/watch?v=1qYOehkjTzk

Воля тесно сопрягается с эмоциями. Они придают деятельности субъективную оценку: «нравится–не нравится», «интересно–не интересно». Эмоции вызывают у человека побуждение, желание и влечение, которые достигаются волевыми усилиями: «хочу–не хочу», «сделаю–не сделаю». Схема взаимодействия эмоций и воли на примере:

«Человек спит. Ночью на улице через открытое окно слышны крики пьяниц под подъездом. Возникает эмоция отвращения, раздражительности и злости. Чтобы устранить неприятные эмоции и выспаться у человека возникает нужда и желание – понятия воли: он поднимается с кровати и закрывает окно». Человек совершил волевой акт. Больной с абулией не смог бы подняться с кровати и закрыть окно.

Симптомы

Абулия может быть самостоятельным симптомом или тесно объединяться с другими психическими нарушениями. Признаки самостоятельной абулии:

  • пассивность;
  • недостаток инициативности;
  • замедление мышления;
  • снижение количества социальных контактов;
  • снижение интереса к любимым занятиям;
  • упрощение речи, в ней отсутствуют обороты и спонтанные элементы;
  • уплощение мимики и жестов;
  • невозможность начать целенаправленное движение.

Чаще абулия сочетается с другими нарушениями и формирует синдром:

  1. Апатоабулический. Снижается воля и уплощаются эмоции. Больной утрачивает интерес к занятиям и работе. Возникает безразличие к собственному внешнему виду, проблемам, бедам близких людей. При глубоком апатоабулическом синдроме больной может целый месяц лежать на кровати и не вставать: его кормят, моют и одевают.
  2. Акинетический мутизм. Больной не может говорить и двигаться. При этом сохраняется физиологическая возможность: речевой и опорно-двигательный аппарат не повреждены.
  3. Акинетико-абулический синдром. Характеризуется полным отсутствием побуждений и любых целенаправленных движений.
  4. Кататонический ступор. Характеризуется повышенным тонусом мышц и восковой гибкостью, при которой больной принимает неестественное положение тела и может пробыть в нем несколько дней.
  5. Кататоническое возбуждение. Повышается двигательная активность, возникает непреодолимая тяга к подвижности.

При гипербулии человек ставит перед собой множество целей и мотивов. Все они поверхностны и почти никогда не реализуются. Человек с гипербулией подвижен, инициативен, порывист. Он много общается и ест, спонтанно покупает вещи.

Гипербулия, абулия и гипобулия – это количественные нарушения воли. Рассмотрим качественные нарушения воли – парабулии:

  • Ступор – патологическая заторможенность, оцепенение с полной или частичной утратой речевых контактов.
  • Негативизм – противодействие, при котором больной отказывается выполнять просьбы. При парадоксальном негативизме больной делает совершенно другое действие, не связанное с просьбой.
  • Стереотипии:
    • двигательная стереотипия – больной повторяет одно и то же действия: машет рукой, запрокидывает голову назад, подергивает бровями;
    • речевые стереотипии – больной повторяет одно и то же слово, звук или предложение; «Как вас зовут? – Меня зовут Миша, меня зовут Миша, меня зовут Миша, Миша».
  • Эхопраксия – непроизвольное повторение действия, совершенное другим человеком.
  • Эхолалия – непроизвольное повторение слова, сказанное другим человеком. Врач спрашивает: «Где вы находитесь?», больной отвечает: «Где вы находитесь, где вы находитесь, где вы находитесь».

Волевые расстройства включают нарушение влечений – мании. Это патологическая волевая тяга к совершению того или иного действия: к поджогу, покупкам, краже.

Наиболее распространенные:

  1. пиромания – влечение к поджогам;
  2. ониомания – непреодолимое желание к покупкам;
  3. дромомания – непреодолимое желание бродяжничать;
  4. клептомания – влечение к мелкому воровству;
  5. гэмблинг – непреодолимое влечение к азартным играм;
  6. булимия – тяга к перееданию;
  7. анорексия – патологическое отсутствие или снижение волевого желания к еде.

У больных с волевыми расстройствами почти всегда растормаживаются базовые инстинкты. Пациенты становятся гиперсексуальными, сверхаккуратными (инстинкт самосохранения) и прожорливыми.

Диагностика и лечение

Волевые расстройства и нарушения влечения диагностируются в ходе клинической беседы врача с больным. Кроме беседы врач оценивает поведение больного, его поступки, желания и автобиографические данные. Клиническая беседа не всегда нужна и не всегда эффективна. Так, когда больной с кататонической шизофренией находится в состоянии каталепсии, диагностировать нарушение воли можно сразу же.

Абулии и парабулии лечатся в комплексе с основным заболеванием. Чаще всего используются психостимуляторы, антидепрессанты, нейролептики. При гипербулии в состоянии мании используются антидепрессанты и седативные препараты.

Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/volevye

Эмоционально волевые-нарушения у детей

Эмоционально волевые нарушения

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает.

В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений.

Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  •  Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

 Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции.

Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1.  перенесённые стрессы;
  2.  отставание в интеллектуальном развитии;
  3.  недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4.  социально-бытовые причины;
  5.  фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6.  ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

 Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/psixicheskoe-razvitie/jemocionalno-volevye-narushenija-detej.html

Медик онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: