Какие бывают основные стили и манеры общения в психологии: учителя с учащимися

Содержание
  1. Педагогическое общение
  2. Стили педагогического общения
  3. Демократический стиль педагогического общения
  4. Авторитарный стиль педагогического общения
  5. Либеральный стиль педагогического общения
  6. Структура педагогического общения
  7. Функции педагогического общения
  8. Виды и описание стилей общения в педагогическом коллективе с детьми и учащимися
  9. Что такое стиль общения в педагогике
  10. Виды педагогических стилей общения
  11. Демократический
  12. Авторитарный
  13. Либеральный
  14. Смешанный тип
  15. Важность выбора вида общения педагога с учащимися
  16. Как вести себя в новом коллективе
  17. Стили педагогического общения и их характеристика
  18. Основы формирования стиля педагогического общения
  19. Виды педагогических стилей общения
  20. Влияние педагогического стиля на участников образовательного процесса
  21. Классификация педагогов по предпочитаемым стилям общения
  22. Связь стиля общения с производительностью воспитания
  23. Классификация стилей общения в психологии
  24. Определение понятий
  25. Какие бывают манеры общения?
  26. Классификация стилей
  27. Типы педагогического общения
  28. Типы делового общения
  29. Удовлетворение результатом коммуникации
  30. Стили педагогического общения с учащимися детьми
  31. Предназначение педагогического общения
  32. Авторитарный стиль
  33. Либеральный стиль
  34. Демократический стиль общения
  35. Смешанный стиль

Педагогическое общение

Какие бывают основные стили и манеры общения в психологии: учителя с учащимися

Педагогическое общение – это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников.

Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям.

Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки.

Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности.

В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения – строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей.

Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения.

Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей.

Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных плохое – негативные оценки.

Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Люди самолюбивые, самоуверенные, агрессивные и неуравновешенные склонны к авторитарному стилю.

К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, уравновешенные, доброжелательные, чуткие и внимательные к людям. В жизни в «чистом» виде каждый из стилей встречается редко.

На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия с воспитанниками.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения.

Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя.

Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

– заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

– внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

– убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

– подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения.

Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга.

Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога.

К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Ранние этапы педагогического взаимодействия с ребенком отмечаются отсутствием потенциала равноправного участника при обмене информацией, т.к. ребенок не имеет для этого достаточных знаний.

Педагог является носителем человеческого опыта, заложенного в образовательную программу знаний. Но это не означает, что коммуникация педагога на ранних этапах выступает односторонним процессом. В настоящее время недостаточно просто давать ученикам сообщение информации.

Необходимо активизировать собственные усилия учащихся по усвоению знаний.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом – это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция – установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция – стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция – побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/pedagogicheskoe-obshhenie/

Виды и описание стилей общения в педагогическом коллективе с детьми и учащимися

Какие бывают основные стили и манеры общения в психологии: учителя с учащимися

Педагог – это человек, занимающийся воспитанием и обучением на профессиональном уровне. его задача – грамотно донести информацию до учащихся, сделать это можно по-разному. От манеры общения и способа изложения зависит то, насколько ученики усвоят информацию.

Учитель с папкой

Что такое стиль общения в педагогике

Педагогика – наука об особенностях воспитания и обучения, направленная на формирование личности посредством общения и передачи знаний. У каждого педагога есть свой стиль педагогического общения – совокупность способов донесения информации, которые используются в процессе обучения.

Виды педагогических стилей общения

Типы темперамента человека и их краткая характеристика

Умение преподавателя находить общий язык с учащимися демонстрирует его профессиональную компетентность. На выбор стиля общения влияют возраст учеников, их поведение и характер излагаемой информации. При выборе стратегии поведения важную роль играет отношение учителя к подопечным: положительное, отрицательное или пассивное.

В работе с учениками существуют различные стили педагогического общения: демократический, авторитарный и либеральный. Дополнительно выделяют смешанный тип, который строится на основе 3-х базовых стилей.

Демократический

Демократический стиль – это общение с воспитанниками, в основе которого лежат взаимопонимание и обоюдное сотрудничество. Педагог стремится к диалогу с учениками, помогает им правильно формулировать свои мысли. задача – снять эмоциональное напряжение аудитории и расположить к себе подопечных.

Учитель вместе с детьми

Педагог-демократ всегда подбадривает и поддерживает, его критика звучит в форме рекомендаций. Это тот стиль педагогического общения, который в психологии считают самым продуктивным. Ребенок на уроке чувствует себя комфортно, ему проще реализовать свой потенциал.

Недостаток подобного общения в том, что поведение учеников не устойчивое и может меняться. Со временем дети перестают соблюдать дистанцию и провоцируют конфликтные ситуации. Их действия обоснованы тем, что они воспринимают преподавателя наравне с собой и не опасаются его реакции.

Обратите внимание! Зачастую молодые преподаватели выбирают демократичный стиль, это типичная ошибка, которая портит дисциплину. Если сразу же не заявить о своих правах, в будущем дети не смогут перестроиться и будут регулярно игнорировать правила поведения.

Авторитарный

Общение в авторитарном стиле характеризуется четко выстроенной иерархией, где педагог занимает руководящую позицию.

Учитель самостоятельно решает все воспитательные вопросы, задает правила поведения и четкие цели. В данном случае учитель – это руководитель, который иногда перерастает в диктатора.

Авторитарный педагог оценивает детей поверхностно, ориентируясь только на успеваемость, не учитывая их творческий потенциал.

Под авторитарным управлением ученики способны выполнить большое количество заданий, но не по своей воле, а из-за опасения столкнуться с критикой педагога. В таких условиях дети не могут проявить инициативу, раскрыть свои возможности. Из этого формируется главный недостаток авторитарного поведения – чувство давления и ограничения, которые вызывают протест учеников.

Строгий учитель у доски

Либеральный

Выбирая либеральный стиль, преподаватель старается ограничить степень своей ответственности. Зачастую педагог-либерал поверхностно выполняет свои обязанности, избегая необходимости руководить и воспитывать детей. В такой ситуации учитель только доносит информацию, не принимая участия в жизни коллектива.

Нейтралитет – наиболее точное определение либерального стиля. Злоупотребляя таким поведением, педагог теряет уважение и пускает процесс обучения на самотек. Со стороны подопечных формируется неуважительное отношение, снижаются успеваемость и дисциплина.

Смешанный тип

Базовые стили общения педагога с детьми практически не используются в чистом виде, зачастую они совмещаются между собой. Смешанный тип – это единство двух стилей, чаще всего соединяют демократию с либерализмом или авторитарным поведением. Например, «демократ» на уроках взаимодействует с детьми, а во время экзаменов проявляет себя в роли руководителя.

Обратите внимание! Авторитарное и либеральное поведение – противоположные понятия, которые не совмещаются в одной системе поведения. Нельзя одновременно руководить и отстранять себя от ответственности.

Важность выбора вида общения педагога с учащимися

Выбор стратегии общения зависит от следующих факторов:

  • Характеристика аудитории: возраст подопечных, преобладание мальчиков или девочек в классе;
  • Задачи, которые ставятся перед учителем;
  • Особенности характера педагога: флегматичность или вспыльчивость;
  • Правила общения, сложившиеся в коллективе ранее. В некоторых школьных и дошкольных учебных заведениях существуют свои системы поведения, отступать от которых запрещается.

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

От выбранного стиля зависят атмосфера в коллективе и расположенность учеников к преподавателю и его предмету. Как показывает практика, авторитарное поведение, ранее наиболее распространенное, сегодня недопустимо использовать в чистом виде.

В основе педагогики прошлых поколений лежал принцип управления учениками, передача знаний была главной задачей. Сейчас важнее то, насколько ребенок умеет использовать эти знания в реальной жизни. Можно сказать, что всё большей популярностью пользуются демократический и смешанный стили коммуникации.

Важная информация! При переходе из младших классов в старшие меняются учителя, поэтому важно обратить внимание на выбор нового классного руководителя. После либерального преподавателя нельзя назначать авторитарного и наоборот. При этом «демократа» разрешается ставить на место руководителя класса, независимо от предшественников.

Как вести себя в новом коллективе

Психология общения — как научиться правильно разговаривать с людьми

Стратегия поведения в новом коллективе зависит от занимаемой должности. Если директор школы может проявлять больше авторитарных качеств, со стороны рядового работника такое поведение может выглядеть как превышение полномочий.

Еще один пример – это воспитатель и его помощник в ДОУ. Воспитатель не может быть только «демократом», без авторитарных качеств он рискует пошатнуть дисциплину в группе. Помощник, который не принимает участия в обучении детей, может придерживаться либерального или нейтрального поведения.

У начинающих педагогов возникают сложности при выборе стилистики общения, наиболее распространенная ошибка – это отсутствие маневренности. Зачастую молодой учитель выбирает для себя роль «демократа» или руководителя и не отступает от неё ни на шаг.

Новый учитель

Выбирая для себя стили пед общения в новом коллективе, необходимо присмотреться к учащимся. Для достоверности можно посетить занятие класса с другим преподавателем, чтобы оценить детское поведение и выработать свою стратегию. Если такой возможности нет, нужно провести краткий ознакомительный урок, на котором можно пообщаться с подопечными и сделать выводы.

Обучение – это сложный технологический процесс, который во многом зависит от способности педагога донести информацию до учащихся. Наиболее продуктивным считается смешанный тип общения, в котором можно соединить лучшие качества и сгладить недостатки. Со временем у каждого педагога вырабатывается индивидуальный стиль обучения, который он постоянно использует.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/stili-pedagogicheskogo-obshheniya.html

Стили педагогического общения и их характеристика

Какие бывают основные стили и манеры общения в психологии: учителя с учащимися
Определение 1

Под стилем общения подразумевается некоторое сочетание основных признаков поведения, проявляющихся в ходе общения.

Определение 2

Стиль педагогического общения – это сложившаяся система способов и приемов, которые педагог использует при взаимодействии с обучающимися, их родителями и другими педагогами.

Как правило, стиль общения учителя с учениками является отражением коммуникативной компетентности педагога, его привычками в общении и взаимоотношении с учениками, творческой стороной его личности. Немаловажную роль играет сам коллектив учеников и его особенности.

Основы формирования стиля педагогического общения

Стиль общения педагога обусловлен его отношением к учащимся.Также его в значительной мере определяют личные качества и коммуникативная ситуация, в которой происходит взаимодействие. Наиболее важным личным качеством при этом является способность к организации. Можно выделить следующие виды отношения педагога к ученикам:

  • устойчивое отрицательное;
  • пассивное положительное;
  • ситуативно-негативное;
  • активное положительное.

Первый тип проявляется в грубости, активном употреблении унизительных выражений, оскорблений, серьезных нарушениях правил профессиональной этики учителя.

Второй отличается повышенной требовательностью со стороны педагога и его стремлением к построению исключительно формальных, деловых отношений.

Он вреден для учащихся, поскольку официальный тон и низкая эмоциональность взаимодействия негативно сказываются на творческом развитии детей.

При третьем типе отношения стиль сильно зависит от настроения и состояния учителя и может в связи с этим довольно сильно варьироваться. Такие колебания вызывают у учеников замкнутость, недоверчивость.

Наиболее благоприятно активное положительное отношение, которое заключается в деловой реакции на активность обучающихся, стремлении к реализации их потребностей в неформальном общении. В таком случае педагог настроен на помощь, а потребность в создании симбиоза с заинтересованностью в учениках создает атмосферу взаимного доверия, коммуникабельности и эффективного сотрудничества.

Виды педагогических стилей общения

Как мы уже говорили, в основе стиля общения лежит отношение педагога к детям. Оно обусловливает возможности организаторской деятельности. Все виды общения можно разделить на три основных типа: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль общения выбирают те педагоги, которые предпочитают самостоятельно решать все жизненно важные вопросы, связанные с функционированием детского коллектива, задавать четкие цели, исходя из своего опыта, организовывать контроль над своевременным выполнением задач и давать всем результатам свою субъективную оценку. В итоге стиль общения становится властным, в поведении педагога проявляется диктаторство и опека. Ученики ощущают давление и начинают противодействовать ему, в силу чего в таких коллективах всегда существует явный или скрытый протест.

Либеральный (анархический) стиль общения предпочитают те педагоги, которые избегают ответственности. Как правило, они выполняют свои обязанности чисто формально, пытаясь самоустраниться от какого-либо руководства.

Сама роль воспитателя для такого педагога нежеланна, он ограничивается только преподавательскими обязанностями. Посредством такого стиля реализуется тактика невмешательства, в основе которой лежит равнодушие, незаинтересованность в учениках и проблемах коллектива.

В результате такой позиции учитель, неспособный положительно повлиять на своих воспитанников, теряет авторитет и контроль над ними, и дисциплина стремительно падает.

Третий стиль имеет в своей основе опору на инициативу детского коллектива. Педагоги, избирающие демократический стиль общения, ориентированы на то, чтобы развить в своих учениках активность и самостоятельность, привлечь каждого из них к решению задач. Такая организация общения учеников с педагогом является наиболее благоприятной и продуктивной.

Влияние педагогического стиля на участников образовательного процесса

Замечание 1

Тот стиль, который педагог избирает для общения, значительно влияет на процессы становления личности обучающихся, формирует их познавательную активность и непосредственно связан с эмоциональным благополучием коллектива.

По данным исследований, в тех коллективах, которые возглавляют авторитарные, недоброжелательные педагоги, наблюдается высокий уровень заболеваемости (до трех раз выше среднестатистического уровня), в том числе нервными заболеваниями, а в коллективах со спокойными, уравновешенными педагогами эти показатели заметно снижаются.

Классификация педагогов по предпочитаемым стилям общения

В зависимости от того, какой стиль общения избирает для себя педагог, можно выделить три основных типа поведения: проактивный, реактивный и сверхактивный.

Проактивные педагоги с удовольствием инициируют и организуют процесс коммуникации, делают взаимодействие с учениками личностным, индивидуальным. Они четко осознают свои желания и понимают, как именно нужно изменить поведение, чтобы достичь нужной цели.

Реактивных педагогов отличает внутренняя слабость и излишняя гибкость наставлений. Их цели размыты, а поведение в основном приспособительное.

Сверхактивные педагоги склонны оценивать своих воспитанников гипертрофированно, а выстраиваемые ими модели поведения нереалистичны. Например, часто они склонны считать всех пассивных детей ленивыми, а всех активных – хулиганами.

Связь стиля общения с производительностью воспитания

Стиль общения обусловливает эффективность воспитательного влияния. В зависимости от нужного результата стили общения делят на:

  • общение на фоне совместного творчества;
  • общение на основе товарищества и привязанности;
  • общение со стратегией дистанцирования;
  • общение, включающее в себя элементы запугивания;
  • общение, включающее в себя элементы заигрывания.

Высокая эффективность общения достигается только тогда, когда педагог искренне уважает личность ученика и интересы коллектива, понимает их интересы и потребности, умеет правильно оценивать ситуацию и делать выбор между разными стилями общения.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/vvedenie-v-pedagogicheskuju-professiju/stili-pedagogicheskogo-obschenija-i-ih-harakterist/

Классификация стилей общения в психологии

Какие бывают основные стили и манеры общения в психологии: учителя с учащимися

Манера общения оказывает прямое влияние на то, насколько эффективным будет взаимодействие с собеседником.

Правильно используя этот «рычаг» можно расположить к себе окружающих.

Какие бывают средства общения в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение понятий

Что такое манера, стиль общения?

Стиль общения — это форма коммуникативного поведения личности, отличающаяся стабильностью проявления.

Стиль общения можно проследить в любых условиях взаимодействия человека с окружающими, так как он индивидуален для каждого.

Понятие объединяет в себе нормы, методы, шаблоны поведения, правила, принципы и другие особенности общения. Фундаментом для формирования стиля являются нравственные и социальные установки.

Манера общения — это уникальный и индивидуальный для каждого отдельно взятого человека способ использовать голос и тело для совершения речевых коммуникаций. Она определяется тоном голоса, поведением во время взаимодействия и дистанцией.

Манеры неразрывно связаны со стилем и для точной характеристики личности (и ее коммуникативных способностей) рассматриваются в паре.

Какие бывают манеры общения?

Понятие «манеры общения» строится на следующих элементах:

  • тон повествования (спокойный, беспокойный, взбудораженный, дружеский, повелительный и т.д.);
  • дистанция (интимная, личная, социальная или публичная);
  • поведение (уверенное, наглое, скромное, скованное и т.д.)

Манеры можно поделить на две базовые группы:

  1. Плохие манеры. Все формы поведения, которые вызывают у окружающих негативные эмоции, недовольство и раздражение. Сюда можно отнести ругательства, грубое отношение к собеседнику, пренебрежительный тон и проч.
  2. Хорошие манеры. Формы поведения, с помощью которых человек располагает к себе собеседника и налаживает уверенный контакт. Ярким примером служит вежливость, способность уступить, умение выслушать, внимательность и проч.

Категории хороших и плохих манер не имеют четких рамок. Все зависит от общества, принятых на данной территории стандартов, норм и правил.

Понятие «плохих» и «хороших» манер является уникальным даже для отдельно взятой социальной группы (рабочий коллектив, класс, компания друзей и т.д.).

Манеры могут быть серьезными, шутливыми, доброжелательными, озлобленными и т.д.

Многообразие манер обусловлено широким спектром вербальных и невербальных сигналов, которые человек может использовать.

Классификация стилей

Психологи выделяют три стиля общения:

  • гибкий (уверенная ориентация в обществе, способность оценить и почувствовать настрой собеседника, уловить мысль и расшифровать поступающую от собеседника информацию);
  • переходный (смешанный тип, включающий в себя черты как гибкого, так и ригидного);
  • ригидный (неумение быстро ориентироваться в обществе, неспособность к анализу поведения, плохое владение средствами общения).

Стиль общения влияет на то, какие средства общения индивид будет применять во время коммуникации.

Существует пять базовых групп:

  1. Лингвистические (речь).
  2. Кинетические (мимика и жестикуляция).
  3. Паралингвистические (особенность голоса и его «настройки»);
  4. Экстралингвистические (тем речи, длина паузы и т.д.);
  5. Пространственно-временные (ситуация, место и время, расстояние между собеседниками).

Основные стили общения, представленные ниже, направлены на достижение определенных результатов.

При этом эффективность словесной коммуникации зависит от того, насколько успешно человек владеет психотехникой речи (интонациями, дикцией и законами логического построения сообщения).

Типы педагогического общения

Шаблоном для данной группы стали типовые стили общения учителя с учащимся. Как понимает свою цель педагог, работающий с учеником? Как он преподносит знания и объясняет темы? Учитывает ли преподаватель стиль общения своего ученика?

  1. Авторитарный. В этом случае педагог присваивает себе право самостоятельно решать возникающие вопросы. Они могут касаться поведения ученика, его взаимоотношений с другими учащимися и даже личных моментов, касающихся только учеников. С таким учителем сложно взаимодействовать, несмотря на его склонность к заботе о подопечных. Педагог является в некотором роде диктатором, часто рассматривающий инициативу как повод для наказания. Учитель не анализирует поведения окружающих, поэтому истинные мотивы поступков ему неизвестны.
  2. Демократический. Учитель стремится оказать посильную помощь ученикам, раскрыть их таланты и скрытые возможности. Основная опора для педагога — сотрудничество с подопечными. Инициатива со стороны учащихся приветствуется и поощряется. В случае непонимания материала учитель обязательно остановиться и заново объяснит непонятные моменты. Педагог понимает причины и мотивы поступков, но при этом акцентируется лишь на положительных поступках. Он может предугадать вектор развития подопечного, так как «чувствует» воспитанников.
  3. Либеральный. Учитель не желает брать на себя ответственность за учеников. Он ограничивается лишь своими непосредственными обязанностями, выполняя их неохотно, но в полной мере. Равнодушие педагога приводит к тому, что контролировать подопечных ему становится крайне сложно.

    Пассивная позиция влечет за собой ухудшение успеваемости и социального климата в классе.

Типы делового общения

Деловое общение используют в том случае, когда люди участвуют в совместной деятельности с целью достижения определенных результатов. При этом участники активности пытаются удержать за собой какой-либо статус (члена команды, лидера и т.д.) и добиться принятия этого статуса обществом.

  1. Ритуальный. Данный стиль часто можно наблюдать в командах, где люди давно знакомы друг с другом. Они действуют по давно сложившейся и отработанной схеме, из-за чего каждое взаимодействие похоже на предыдущее. Члены команды от раза к разу поднимают одинаковые темы, выдают свои «фирменные» реакции и являются друг для друга абсолютно предсказуемыми. Однако ритуальное общение приносит людям удовлетворение не за счет наполнения, а за счет качества. Ведь в результате привычного набора фраз, действий и реакций люди укрепляются в собственной позиции, чувствуют себя частью группы и значимым элементом социума.
  2. Манипулятивный. Манипулятивный стиль используют тогда, когда необходимо использовать другого человека для достижения личных целей. При этом у участников «направленного движения к результату» могут быть разные представления о конечной цели и ее этичности. А индивид, которым манипулируют, может догадываться или не догадываться о своем положении. Манипулятивный стиль не всегда связан с негативом.

    Очень часто благодаря манипуляциям удается достичь вполне оправданных и достойных целей, включить в работу пассивного члена команды или предотвратить серьезные проблемы.

  3. Гуманистический. В гуманистическом общении личные отношения выходят на первый план. Человек ищет поддержку в своем собеседнике, ждет внимания и совета. Данный стиль общения построен на искренности и взаимном внушении позитивных установок. Человек может избрать в качестве собеседника и раскрыться не только близким людям, но и внушающим доверие малознакомым людям.

Все перечисленные выше стили относятся к сфере делового общения.

Когда общение происходит в личной плоскости, используется индивидуальный стиль общения.

Индивидуальный стиль общения — это как бы врожденная склонность смешивать все стили в определенных пропорциях, применяя полученный «коктейль» при межличностных контактах.

Встретить какой-либо стиль в чистом виде вне классификации (в реальной жизни) невозможно. Благодаря личным качествам и психологическим особенностям человек умело жонглирует различными стилями.

И чем выше чувствительность индивида к настроению и чувствам собеседника, тем активнее и «тоньше» он будет переходить от одного к другому, чтобы добиться максимальной продуктивности в ходе взаимодействия.

Удовлетворение результатом коммуникации

Какой стиль общения дает наибольшее удовлетворение?

Сложно выделить стиль, который приносит при взаимодействии наибольшее удовлетворение результатом коммуникации.

Каждый из существующих стилей закрывает определенный набор потребностей.

Так благодаря ритуальному общению люди ощущают себя значимыми, идентифицируют себя как члена команды и убеждаются в весомости собственного места и мнения. И даже при условии отсутствия разнообразия в общении члены группы получают удовлетворение.

А гуманистический стиль помогает человеку закрыть потребность в поддержке и сопереживании. Собеседники делятся переживаниями, страхами, тайными мыслями и чувствами, получая в ответ натуральную (неподдельную) реакцию, в которой нуждаются.

Манипулятивный стиль может обеспечить удовлетворение в одностороннем или двухстороннем порядке. Но чаще всего выгоды получает одна сторона (манипулятор).

При этом, если рассматривать удовлетворение без связки с нравственностью, данный стиль общения вполне успешно закрывает актуальные потребности индивида.

Но если рассматривать общение просто как взаимодействие двух людей, не рассматривая при этом поставленные при коммуникации цели, то самым благоприятным для эмоционального состояния будет гуманистический стиль общения.

Он, как самый личный, позволяет получить понимание и поддержку, сострадание и сочувствие. В процессе такого контакта происходит полное «преображение» представлений за счет взаимного убеждения.

И даже если изначально собеседники не преследуют цели укрепить свою самооценку и веру в личный потенциал, то в результате коммуникации все равно будет достигнут такой эффект.

Каждый стиль общения может быть уместным и актуальным, если правильно подходить к выбору. Осознанный контроль над своей манерой и стилем общения позволяют повысить эффективность, укрепить социальные связи и добиться поставленной цели.

При этом умение смешивать стили положительно отразится на результатах взаимодействия с окружающими.

Стили и типы общения:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/stili-v-psihologii.html

Стили педагогического общения с учащимися детьми

Какие бывают основные стили и манеры общения в психологии: учителя с учащимися

Педагогическое общение – профильный стиль межличностных взаимоотношений, который устанавливается между преподавателем и детьми.

Подобные взаимоотношения имеют многоуровневую структуру, и подразумевают установку контакта, наполненного взаимопониманием между учениками и учителем. Эффективность это процесса имеет связь со степенью удовлетворенности потребностей, каждого участника этой связи.

В данной статье, мы предлагаем рассмотреть различные стили общения педагога с детьми и выявить наиболее приемлемую форму коммуникативной связи.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю

Предназначение педагогического общения

Педагогическое общение, следует рассматривать как одну из форм коммуникативных связей, подразумевающее общие интересы, мысли и чувства.

Создание дружественной атмосферы между учителем и учениками позволяет добиться максимальных результатов в вопросе обучения и развития различных навыков.

Данный процесс имеет множество различных граней, каждая из которых содержит в себе контекст взаимодействия.

Существует несколько функций педагогического общения, каждая из которых имеет важное значение в формировании личности учащегося. Специалистами выделяются следующие функции самоактуализации :

  • эмотивная
  • познавательная
  • регулятивная
  • фасилитативная.

Правильно построенная коммуникативная связь, вызывает у каждого учащегося интерес к освоению новых знаний и навыков, а также способствует дальнейшему развитию личности. Одним из важных аспектов подобной связи, является уважение педагога к личности учащегося.

В задачу преподавателя входит изучение внутреннего мира, физического состояния и других индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Понимание особенностей личности, позволяет создать правильную атмосферу, наполненную доброжелательностью. Именно эта атмосфера позволяет зародить в учащемся жажду к постоянному развитию. Правильное восприятие личности учащегося, является одной из важнейших функций в педагогическом общении.

Информационная составляющая этого процесса также имеет немаловажную роль в становлении детской личности. Эта функция способствует развитию процесса познания и подразумевает полное взаимопонимание между учениками и учителем.

Данная функция направлена на создание положительной мотивации, что заставляет учеников достигать различных целей.

Помощь в преодолении психологических барьеров, препятствующих самовоспитанию и становлению частью социума, является одной из значимых составляющих информационной функции.

Информационная функция содержит в себе три компонента: коллективные, групповые и индивидуальные взаимоотношения. Индивидуальные взаимоотношения формирую связь, благодаря которой педагог получает возможность воздействовать на сознание ребенка, корректируя и изменяя его поведенческую модель.

Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия

Предназначение основных функций педагогического общения:

  1. Контактная функция – используется для создания коммуникативной связи, использующейся для приема и передачи навыков и знаний.
  2. Побудительная функция – является своеобразной мотивацией учащихся, направленной на достижение определенных результатов и совершение различных действий.
  3. Эмотивная функция – используется для того, чтобы вызвать определенные чувства и эмоции в ребенке, которые в дальнейшем корректируются или изменяются при помощи специальных методов психологического воздействия.

Важную роль во взаимоотношениях между преподавателем и учениками имеют этнические ценности. Забота, внимание, верность себе, доверие и откровенность позволяют добиться продуктивного общения, результатом которого станет высокая мотивация учеников.

Авторитарный стиль

Авторитарная связь между педагогом и воспитанниками – характеризуется как стиль педагогического общения, имеющий ярко выраженные установки.

Учителя, придерживающиеся этого стиля, используют методику запретов и ограничений по отношению к тем детям, что испытывают трудности в процессе обучения.

Авторитарный стиль подразумевает строгую форму взаимоотношений и наказания за непослушание. Такой педагог является несомненным лидером, поручения которого должны исполняться любой ценой.

Данный стиль имеет в своем арсенале множество различных методов воздействия, которые похожи друг на друга.

Недостатком этого подхода к процессу создания коммуникативной связи, являются частые конфликты между учащимися и педагогом. Недоброжелательная атмосфера, установленная в коллективе, может стать причиной нарушений в процессе формирования детской личности.

Авторитарный стиль пед общения подразумевает использование различных методов, направленных на ускорение процесса развития личности учеников.

Однако выбор этой методики, может стать провоцирующим фактором в возникновении различных нарушений, поскольку не учитываются индивидуальные особенности каждого человека.

Стиль педагогического общения – это устоявшаяся система приемов и способов, используемых педагогом в процессе взаимодействия с учениками и их родителями

Авторитарный стиль общения подразумевает быстрое достижение поставленных целей и максимальную результативность.

Несмотря на благие намерения, этот стиль «ломает» учеников и вызывает ненависть к педагогу. Приверженцы этого метода воспитания проводят своеобразную черту между собой и воспитанниками.

Подобное отчуждение может стать причиной возникновения нервного напряжения и увеличения тревожности у учеников.

Такие учителя преувеличивают лень, безответственность и недисциплинированность учеников, несмотря на их высокий уровень самостоятельности.

Либеральный стиль

Приверженцев этого стиля можно охарактеризовать как безответственных и безынициативных педагогов, которые часто совершают непоследовательные действия в отношении своих воспитанников.

Такие педагоги, часто забывают о своих прежних требованиях и через определенный промежуток времени ставят прямо противоположные цели. Охарактеризовать подобную связь можно как ярко выраженную переоценку детских возможностей и низкий интерес к самому процессу обучения.

Такие учителя не стремятся выявить степень выполнения поставленных задач, а их отношение к воспитанникам имеет зависимость от эмоционального настроя.

Пребывая в хорошем настроении, педагог ставит учащимся положительные оценки, а при плохом настроении, может наказать за непослушание.

Воспитатели, придерживающиеся данной модели взаимоотношения с детьми, не являются авторитетом для последних. Стремление предупредить конфликтные ситуации характеризуется как проявление природного сочувствия и доброжелательности. Такие люди воспринимают детей как самостоятельных личностей, которые обладают высокой общительностью и инициативностью.

Демократический стиль общения

Демократический стиль общения – одна из самых эффективных форм взаимодействия между учащимися и преподавателем.

Этот стиль подразумевает установку индивидуальных контактов, наполненных взаимоуважением и доверием. Такие педагоги стараются создать правильную эмоциональную связь с учениками, не используя методы наказания и излишне строгого отношения. Выбор этого стиля, позволяет привить ребенку стремление к освоению новых знаний и развитию собственной личности.

В подобном коллективе царит атмосфера дружелюбности и взаимопонимания. Общение с учителем, порождает в учащихся исключительно положительные эмоции. Этот подход к обучению является залогом развития уверенности в собственных силах и укреплению детской самооценки.

Все используемые методы воспитания, при этом виде коммуникативной связи, направлены на прививание социальных ценностей.

Данный стиль наиболее приемлемый вид коммуникативной связи, поскольку создается двусторонняя связь, позволяющая выявить степень восприятия совместных действий.

Также этот стиль помогает учителю выявить способность детей признания своих ошибок. Задачей педагога является стимуляция интеллектуального развития и создание стимула, направленного на достижение поставленных целей.

Стиль педагогического общения имеет существенную зависимость от личностных качеств педагога и собственно коммуникативной ситуации

Смешанный стиль

Смешанная форма коммуникативной связи между учащимися и воспитателем чаще всего проявляется в виде сочетания авторитарного и демократического стиля общения. Значительно реже наблюдается смесь либеральной и демократической формы взаимоотношений.

Следует обратить внимание на то, что выбранный стиль педагогического общения, является проявлением приобретенных личностных качеств. Такие качества развиваются в каждом педагоге на протяжении всего процесса педагогической деятельности. Помимо этого, выбор определенного стиля основывается на определенных индивидуальных качествах личности.

Самовлюбленные натуры с агрессивной моделью поведения часто избирают авторитарную форму коммуникативной связи. Преподавателей с демократическим стилем можно охарактеризовать как уравновешенных людей, проявляющих доброжелательность, чуткость и внимание к каждому ребенку.

В объективной реальности, «чистую» форму коммуникативной связи между учениками и учителем, увидеть практически невозможно.

Индивидуальный стиль педагогического общения подразумевает использование методов воспитания, которые относятся к различным формам взаимодействия с учениками.

Воспитательный процесс подразумевает высокую степень взаимодействия не только с воспитанниками, но и их родителями, а также другими учителями.

Многим педагогам часто приходится общаться с различными социальными органами, занимающимися управлением образования и общественной деятельностью.

Каждый педагог должен разбираться в психологическом аспекте данного процесса для того, чтобы оказать нужное влияние на развитие личности ребенка.

Медик онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: