Когнитивная сфера

Содержание
  1. Что включает это понятие «когнитивная сфера человека»?
  2. Понятие и суть
  3. Что такое аффективная сфера?
  4. Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной
  5. Структура и значение
  6. Внимание
  7. Память
  8. Воображение
  9. Примеры когнитивных процессов
  10. Как определяют уровень развития когнитивной сферы у детей?
  11. Когнитивная сфера – это что такое? Развитие когнитивной сферы
  12. Понятие и суть познавательной сферы
  13. Взаимодействие и взаимозависимость двух сфер
  14. Когнитивная сфера человека: структура и значение
  15. Характеристика и определение памяти
  16. Типы памяти
  17. Воображение – истинно человеческая способность
  18. Виды воображения и их характеристики
  19. Внимание и его разновидности
  20. Когнитивная сфера в психологии
  21. Составляющие когнитивной сферы человека
  22. Диагностика когнитивной сферы
  23. Когнитивная сфера личности
  24. Диагностика когнитивной сферы
  25. Когнитивная сфера личности у ребенка

Что включает это понятие «когнитивная сфера человека»?

Когнитивная сфера

Термин «когнитивная сфера человека» был впервые введен во второй половине прошлого века, когда на фоне развития кибернетической науки были сделаны первые попытки сравнения человека с биороботом сложного строения.

В это же время ученые начали пытаться смоделировать те или иные психические процессы, протекающие в головном мозге человека. Эти попытки не всегда оказывались успешными.

Если тот или иной психический процесс удавалось смоделировать, его называли когнитивным. В противном случае речь шла об аффективной сфере.

На сегодняшний день, несмотря на то, что понятие когнитивной сферы известно уже довольно давно, многие не имеют полного представления о том, что кроется под данным названием.

Именно поэтому необходимо разобраться в том, что это – когнитивная сфера, какое значение имеет данное понятие?

Когнитивные нарушения — что это такое? Список есть на нашем сайте.

Понятие и суть

Когнитивная сфера человека включает в себя все психические функции его организма, направленные на познание и изучение.

Данные процессы основаны на последовательном и логическом восприятии информации и ее обработке.

Таким образом, отличительными характеристиками когнитивной сферы принято считать такие черты, как логика и рациональность.

Когнитивная сфера включает в себя определенные процессы такие как внимание, память, восприятие новой информации, мышление, принятие тех или иных решений в зависимости от ситуации, логические обусловленные действия и воздействия в зависимости от принятого решения.

Причем когнитивными данные процессы считаются только в том случае, если они направлены на познание чего-то нового, а не связаны с развлечениями или эмоциональными волнениями и привязанностями.

Что такое аффективная сфера?

Аффективная сфера представляет собой все те психические процессы, которые не поддаются моделированию и логическому объяснению.

То есть это мысли и действия, основанные на эмоциональных порывах, чувственных взаимодействиях с собой, с окружающим миром и другими людьми это процессы, отражающие желания, эмоциональные предчувствия, побуждения, переживания, импульсы.

Аффективная сфера включает в себя несколько областей, таких как:

  1. Внутреннее побуждение, обусловленное внутренним желанием совершить какое-либо действие (например, сделать неожиданный подарок любимому человеку, поменять интерьер комнаты, и прочее).
  2. Внешнее побуждение, то есть определенные действия, вызванные теми или иными обстоятельствами (например, если ребенок видит понравившуюся ему игрушку, он испытывает желание взять ее).
  3. Внешнее принуждение, когда какие-либо обстоятельства принуждают человека выполнять то или действие внезапно начавшийся дождь, вызывает необходимость искать укрытие.
  4. Внутреннее принуждение, возникающее в том случае, когда какие-либо чувства (например, страх) принуждают принять определенное решение, и не оставляют человеку выбора.

Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной

Психически развитый человек представляет собой целостную личность, в которой сосуществуют обе сферы когнитивная (рациональная) и аффективная (эмоциональная). Каждая из них выполняет свои функции, дополняя друг друга.

Большинство людей в повседневной жизни руководствуются эмоциональными, чувственными порывами, однако, в определенной ситуации (например, при выполнении своих должностных обязанностей) активизируют и рациональную сторону своей личности.

Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер заключается в том, что даже при выполнении каких-либо рациональных действий, человек не перестает чувствовать, а при возникновении определенных эмоциональных порывов, в большинстве случаев логически осмысливает свои действия и последствия, которые они могут за собой повлечь.

Об эмоционально-волевых психических процессах в этой лекции:

Структура и значение

Значение когнитивной сферы состоит в возможности воспринимать, запоминать, обрабатывать новую информацию и применять полученные знания в той или иной сфере своей жизни.

То есть это способность к обучению и практическому применению тех или иных навыков.

Когнитивная сфера включает в себя различные составляющие, такие как:

  • внимание;
  • память;
  • воображение.

Причем каждая из этих составляющих включает в себя различные разновидности мыслительных процессов.

Каждая из указанных когнитивных функций имеет свое определение, функции и разновидности.

Внимание

Внимание — способность человека отбирать необходимую ему информацию (определять важную, отсеивая при этом ненужную), и сосредотачиваться на ней.

Данная функция является основополагающей, ведь без внимания никакая новая информация или знания не могут быть получены, усвоены и обработаны.

В зависимости от каких усилий от человека требует включение и поддержание внимания, данная функция делится на несколько разновидностей:

  1. Непроизвольное. Не требует каких-либо усилий от человека. Возникает в том случае если объектом внимания становится случайный объект или информация (например, яркие вывески в магазинах).
  2. Произвольное. Для поддержания внимания от человека требуются определенные усилия по концентрации именно на выбранном объекте и отсеивании всех отвлекающих моментов (например, при изучении новой темы на занятии).
  3. Послепроизвольное. Рассматривается как следствие произвольного внимания, которое поддерживается на сознательном уровне (например, при более глубоком изучении какой-либо темы).

Внимание обладает определенными характеристиками, такими как:

  1. Устойчивость, то есть способность надолго задерживать внимание на том или ином объекте. В некоторых случаях у человека возникают внимания, когда он на некоторое время отвлекается от объекта, но потом снова возвращается к нему.
  2. Степень концентрации, то есть уровень сосредоточенность на объекте внимания.
  3. Объем, то есть то количество информации, на котором человек может одновременно удерживать свое внимание.
  4. Распределение, то есть способность человека уделять внимание нескольким различным объектам одновременно.
  5. Переключаемость, то есть способность в кратчайшие сроки переходит от одного вида деятельности, требующего внимания, на другой.

О том, что такое когнитивный диссонанс, вы можете узнать из нашей статьи.

Память

Память представляет собой способность удерживать и накапливать полученную информацию об определенных предметах, их свойствах, и вообще, об окружающем мире в целом.

Память необходима человеку, так как при ее отсутствии каждый раз приходилось бы вновь изучать получаемую информацию, что делало бы процесс обучения невозможным.

Существуют следующие разновидности памяти, такие как:

  1. Двигательная, при которой человек запоминает на подсознательном уровне ту или иную последовательность движений (например, при выполнении монотонной физической работы).
  2. Эмоциональная. В том случае, когда человек вспоминает те или иные эмоции, которые возникали у него в похожей ситуации.
  3. Образная. Связана с запоминанием конкретных образов, звуков, запахов. Данный вид памяти наиболее развит у людей творческих профессий, например, у художников.
  4. Кратковременная и долговременная память, когда полученная информация запоминается лишь на несколько секунд, либо на длительный период времени.
  5. Произвольная и непроизвольная. Произвольная память требует от человека усилий, когда ему необходимо запомнить ту или иную важную для него информацию. Непроизвольная память возникает тогда, когда информация «откладывается в голове» вне зависимости от желания человека.

Воображение

Воображением принято считать способность человека представить себе конечную цель, результат своих действий еще до того момента, как эти действия начали реализовываться.

Воображение дает людям возможность создавать в своих мыслях те предметы, которых не существует в реальном мире.

А при наличии определенных навыков визуализации, человек может удерживать данный предмет в своих мыслях на протяжении длительного времени, и использовать его в своем воображении.

Выделяют такие разновидности воображения как:

  1. Активное, когда человек осуществляет какую-либо творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. При этом сам преобразователь четко представляет себе конечный результат своих действий.
  2. Пассивное воображение, представляющее собой образы, далекие от повседневной реальности, фантастические картинки, мечтания.
  3. Преднамеренное воображение, когда человек, совершая какие-либо действия, сознательно пытается представить себе их последствия.
  4. Непреднамеренное. Возникает, например, в полудремном состоянии, во сне, в состоянии наркотического опьянения (галлюцинации). Человек не в состоянии контролировать возникающие в его голове образы и мысли.

Как работает воображение? Урок психологии в этом видео:

Примеры когнитивных процессов

Когнитивная функция отличается рациональностью, наличием последовательности мыслей и действий, их логичностью.

Когнитивные процессы проявляются в момент чтения.

Открывая книгу, человек воспринимает буквы, слова, новую информацию, соотносит ее с теми знаниями, которые у него уже имеются, подключает воображение, чтобы наглядно представить себе картинку, описанную в книге, особенно, если речь идет о художественном произведении.

При письме также активизируются различные когнитивные процессы. Например, при написании сочинения человек уже представляет себе то, о чем будет писать, то есть подключает воображение.

Кроме того, важно не отвлекаться от процесса на какие-либо посторонние предметы, чтобы избежать орфографических, стилистических и других ошибок (активизируется внимание).

Также необходимо запоминать, что уже было написано ранее, чтобы построить логически связный и красивый текст (активизируется память).

Обучение, вне зависимости от того, какие вы приобретаете навыки или умения, не обходится без определенных когнитивных процессов.

Так, для того чтобы получить необходимую информацию, необходимо полностью на ней сконцентрироваться, не отвлекаясь ни на что другое. В этом помогает внимание.

Память нужна для того, чтобы запомнить полученную информацию, отложить ее, соотнести с имеющимися уже познаниями для лучшего понимания. Воображение позволяет наглядно представлять себе, то, о чем идет речь.

Когнитивные процессы важны не только для получения и усваивания новой информации, они проявляются и в повседневной жизни.

Например, если девушка пытается сбросить вес, но видит перед собой гамбургер или кусочек торта, испытывает желание съесть их, но вовремя останавливает себя, мотивируя это тем, что сиюминутное удовольствие сведет на нет всю изнурительную работу по похудению.

Как определяют уровень развития когнитивной сферы у детей?

Человек начинает обучаться практически с первых дней жизни, познавательные (когнитивные) процессы развиваются у ребенка постепенно, на протяжении долгого времени.

При этом важно следить, чтобы уровень их развития соответствовал возрастной группе ребенка. В противном случае, необходимо будет принимать соответствующие меры.

Для определения уровня развития когнитивной сферы у детей используются различные диагностические материалы, которые структурированы, в зависимости от возрастной принадлежности ребенка.

В ходе проведения диагностики малышу предлагается выполнить различные задания, соответствующие его возрасту.

После каждого выполненного (или невыполненного) задания ребенку выставляют баллы от 1 до 4 (1 — непонимание задания, отсутствие стремления к достижению цели; 2 — малыш пытается выполнить поставленную задачу, но после неудачной попытки отказывается от задуманного; 3 — ребенок делает попытки выполнить задание, и после нескольких неудач все же добивается поставленной цели; 4 — малыш сразу же справляется с заданием).

Полученные баллы после окончания испытания суммируются, и их общее количество указывает на ту или иную степень когнитивного развития ребенка.

Запись доклада «Функциональная МРТ в исследованиях когнитивной сферы у детей»:

Когнитивная сфера — совокупность психических процессов, представляющих собой логически обусловленную, рациональную последовательность мыслей и действий.

Данная сфера имеет огромное значение не только в обучении и познавательной деятельности, но и в повседневной жизни, так как человек сталкивается с новой информацией постоянно, и ему необходимо уметь запоминать ее, а также применять на практике.

Когнитивная (рациональная) сфера тесно взаимодействует с эмоциональной (аффективной). Ведь человек — живое существо, разум и логика у него всегда соседствуют с чувствами и эмоциональными переживаниями.

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/eto-kognitivnaya-sfera.html

Когнитивная сфера – это что такое? Развитие когнитивной сферы

Когнитивная сфера

Психологи определяют когнитивную сферу как совокупность психических процессов, предназначенных для выполнения функции рационального познания. Этот термин был введен в 60-х годах прошлого века.

Тогда на волне масштабного развития кибернетики и повсеместного увлечения этой наукой получило популярность сравнение человека со сложным биокомпьютером.

С переменным успехом предпринимались попытки моделирования человеческих психологических процессов.

Когнитивная сфера – это то, что поддавалось моделированию. Сферу, с которой этот прием не сработал, назвали аффективной.

Понятие и суть познавательной сферы

Сегодня в психологической практике под словосочетанием «когнитивная сфера личности» специалисты понимают несколько психологических процессов, протекающих в согласии с логичной и осмысленной последовательностью, целью которой является переработка информации.

То есть о данной сфере речь может идти только в том случае, когда переработка данных характеризуется логикой и рациональностью.

Традиционно эту сферу связывают с памятью, вниманием, восприятием, пониманием, мышлением, принятием решений, действиями и воздействиями (однако только тогда, когда это касается познавательных процессов, а не развлечений или влечения). При определенном упрощении, можно утверждать, что когнитивная сфера – это совокупность компетентности и знаний, умений и навыков.

Когнитивная сфера – это своеобразный синоним рационального восприятия, которое проявляется в качестве критической, аналитической оценки.

Прямой противоположностью рационального типа познания становится интуиция, то есть чистое, живое впечатление. Любой термин становится более понятным, когда определение подкрепляется иллюстрациями: несмотря на то что мороженое вкусное и его очень хочется купить, человек не ест эти сладости на улице зимой, так как может заболеть. Вот этот вывод и является следствием рациональных размышлений.

Когда активируется рациональный механизм понимания, он задействует понятия и логику. В то время как эмоциональные, телесные и переживательные способы понимания подключают сопереживание, эмпатию и прочувствованность.

Поэтому, чтобы оказать рациональное влияние, используют различные методы убеждений и объяснений (обращаются к разуму и логике). Иррациональные способы применяют для внушения, эмоционального заражения, якорения и других приемов.

Взаимодействие и взаимозависимость двух сфер

Учитывая то, что каждая личность обладает целостностью, ее основные сферы (эмоциональная, когнитивная) выполняют свои специфические функции, дополняя друг друга.

В обыденной жизни большинство людей привыкает обходиться чувствами и наработанными привычками, они доверяют автоматизмам. Однако при необходимости активируется рациональное мышление с его логикой и понятиями.

Ученые до сих пор изучают развитие когнитивной, эмоциональной сферы и особенности их функционирования. Что касается рациональных способов познания, то в их классификации и описании наука продвинулась довольно далеко.

Аффективные процессы смоделировать крайне сложно из-за их непредсказуемости. К ним относят эмоции, сопутствующие чувственному отношению к жизни, взаимодействию с миром, с собой и обществом. Правда, существует ряд психических процессов, возникновение которых регулируется конкретными закономерностями. Тогда говорят об изучении когнитивной составляющей данных эмоций.

Когнитивная сфера человека: структура и значение

Благодаря наличию и правильному функционированию данной сферы, люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Другими словами, когнитивная сфера – это механизм, позволяющий обучаться и применять усвоенные знания.

Он включает следующие составляющие:

  • Память.
  • Воображение.
  • Внимание.

Далее будет приведено подробное описание указанных способностей, их виды и функции.

Характеристика и определение памяти

Памятью называют способность человека к сохранению и накапливанию информации об окружающем мире.

Если бы этого механизма не было, людям постоянно приходилось бы воспринимать все события и явления так, будто они происходят впервые.

Память позволяет снизить энергозатраты мозга на оценку постоянных или повторяющихся факторов, а также адаптироваться к обстоятельствам с минимальным стрессом.

Таким образом, память отвечает за то, что человек сохраняет, запоминает и затем, при необходимости, воспроизводит свой индивидуальный опыт.

Типы памяти

В зависимости от того, какие участки мозга и органы человеческого тела задействованы в процессе запоминания, различают:

  1. Двигательную память – автоматические движения. Она отвечает за выработку полезных навыков, которые используются достаточно часто. Цель этого механизма в том, чтобы повысить эффективность и ускорить двигательные процессы. Люди используют двигательную память для управления автомобилями, написания слов, игры на музыкальных инструментах и даже для ходьбы.
  2. Эмоциональный вид памяти – запоминание эмоциональных состояний, сопутствующих определенным ситуациям. Данный механизм предназначен дополнять другие виды памяти. Сохранение эмоций и реакций позволяют человеку стремиться к одним событиям и избегать других.
  3. Образную память, при которой происходит сохранение данных о зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и других образах. Этот вид памяти считается профессиональным, так как интенсивность его развития зависит от деятельности человека.
  4. Словесно-логическую, объектом которой становятся мысли. Она осуществляется благодаря наличию слов.
  5. Произвольную и непроизвольную память. Их различие в том, что в ходе сохранения информации человек может понимать, зачем ему нужны эти сведения, или же запоминать их в случайном порядке.
  6. Кратковременную, оперативную и долговременную память. Первая обеспечивает сохранение информации буквально за доли секунд, вторая предоставляет доступ к промежуточным результатам в ходе решения текущих задач, а последняя представляет собой накопление данных на будущее.

Перечисленные виды памяти, как особенности когнитивной сферы, функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воображение – истинно человеческая способность

Одним из важнейших отличий в деятельности человека и животного становится то, что люди проектируют (представляют) конечный результат своих действий до того, как что-либо предпринять.

Это происходит благодаря такой способности, как воображение.

Оно предоставляет людям возможность создавать образ предмета, которого нет в реальном мире, удерживать его, и даже более того, манипулировать им.

Развитие когнитивной сферы в целом и воображения в частности важно для генерирования решений в условиях отсутствия полной информации. Обладая способностью проектирования теоретических моделей, люди могут не только представить конечный результат действий, но и «увидеть» промежуточные продукты.

Виды воображения и их характеристики

Основными параметрами, которые описывают воображение, считаются активность и действенность.

Зачастую оно выступает в качестве составного элемента творческой деятельности, то есть участвует в преобразовании окружающей действительности. Это активное воображение.

В противовес ему выделяют пассивный вид, который отличается нереальными или неосуществимыми проектами. К пассивному воображению прибегают люди, стремящиеся отвлечься от реальности. Они могут создавать образы и намечать программы поведения, которые никогда не смогут быть реализованы.

Непреднамеренное воображение активируется в момент ослабления контроля над сознанием (сны, галлюцинации).

Внимание и его разновидности

Характеристика когнитивной сферы была бы неполной без описания такого явления, как внимание. Оно сопровождает практически все виды человеческой деятельности: обеспечивает четкое и эффективное восприятие, память или мышление.

Основная задача внимания заключается в том, что оно отбирает и ограничивает действующие раздражители. Также оно обеспечивает сосредоточенность и концентрацию психической деятельности. Другими словами, помогает субъекту сосредоточиться на объекте.

Существует несколько видов внимания:

  1. Непроизвольное. Является самым простым и естественным, так как появляется без усилий со стороны человека.
  2. Произвольное. Требует проявления воли для концентрации на выбранной цели, а также вытеснения мешающих мыслей и побуждений.
  3. Послепроизвольное. Его особенность в том, что оно является следствием произвольного внимания, но поддерживается сознательно.

Как правило, послепроизвольный тип бывает вызван глубоким и устойчивым интересом к тому, что происходит и что будет получено в результате.

Как и различные виды памяти, типы внимания обычно крепко связаны между собой, они могут переходить и перетекать друг в друга.

Источник: https://FB.ru/article/263301/kognitivnaya-sfera---eto-chto-takoe-razvitie-kognitivnoy-sferyi

Когнитивная сфера в психологии

Когнитивная сфера

Определение 1

Когнитивная сфера – это сфера психологии человека, связанная с познавательными процессами и сознанием и включающая знания человека о мире и о самом себе.

Термин когнитивная сфера появился на фоне развития кибернетики во второй половине XX века, когда впервые человека сравнивали с биороботом сложного строения. Ученые в этот период моделировали психические процессы, происходящие в мозге человека, но попытки были не всегда удачными. Смоделированный психический процесс получил название когнитивного.

Психические функции человека, направленные на познание и изучение образуют когнитивную сферу человека. Основой процессов является последовательное и логическое восприятие информации и её обработка.

Когнитивную сферу отличают логика и рациональность. Внимание, память, восприятие новой информации, мышление, логически обусловленные действия относятся к когнитивной сфере. Когнитивные процессы не связаны с развлечениями, эмоциональными волнениями, привязанностями.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Когнитивные процессы проявляются, например, в момент чтения, когда открывая книгу, человек воспринимает слова, буквы, информацию и соотносит с имеющимися у него знаниями. Когда речь идет о художественном произведении, человек может представить себе описанную в книге картинку.

Когнитивные процессы также активизируются при письме, писатель, например, представляет себе то, о чем будет писать, подключая при этом воображение. Для написания связного и красивого текста, необходимо запоминать ранее написанное, а это достаточно хорошо активизирует память.

Приобретение умений и навыков в процессе обучения без определенных когнитивных процессов не обходится.

К когнитивному процессу относится и внимание, потому что при получении новой информации на ней важно сосредоточиться, не отвлекаясь на что-то другое. Таким образом, память необходима для того, чтобы запомнить полученную информацию, а наглядно представить, о чем идет речь позволяет воображение.

Когнитивные процессы проявляются и в повседневной жизни человека, например, желание сбросить вес, с одной стороны, и кусочек аппетитного торта – с другой стороны, заставляют женщину подумать: можно удовлетворить свое желание, а можно и вовремя остановиться.

Развитие когнитивных процессов происходит постепенно и на протяжении длительного времени. Ребенок обучается этим процессам с первых дней жизни и важно следить, чтобы уровень их развития соответствовал возрасту. У детей уровень развития этой сферы определяется с помощью структурированных, в зависимости от возраста, диагностических материалов, представленных разными заданиями.

Составляющие когнитивной сферы человека

В упрощенном варианте когнитивная сфера – это компетентность и знания, навыки и умения. Если данная сфера правильно функционирует, то человек имеет возможность не только воспринимать, но и запоминать информацию и обрабатывать её. Получается, что когнитивная сфера – это своеобразный механизм, который дает возможность обучаться и применять полученные знания.

Отсюда, когнитивными составляющими являются:

  • память,
  • воображение,
  • внимание.

Внимание, как составляющая когнитивной сферы, заключается в способности человека из огромного количества информации отбирать нужную и на ней сосредотачиваться.

Внимание – функция основополагающая, потому что без него новая информация не может быть усвоена и обработана. Внимание может быть непроизвольным, не требующим от человека каких-либо усилий, произвольным, требующим определенных усилий для сосредоточения на выбранном объекте, послепроизвольным, поддерживаемом на сознательном уровне.

Основными характеристиками внимания являются устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключаемость.

В когнитивной сфере ключевую роль играет память, которая является основным компонентом интеллекта. Видов памяти несколько, по критерию содержания выделяют:

  • эмоциональную память, дополняющую все виды памяти и возникающую во всех ситуациях;
  • двигательную память, необходимую для выполнения различных движений;
  • словесно-логическую, являющейся памятью на мысли;
  • образную память, связанную со слуховыми, обонятельными, вкусовыми образами.

Память может быть долговременной, кратковременной, рабочей, промежуточной.

Психический процесс создания образа предмета происходит с помощью воображения. Р.С. Немов, например, считает, что наиболее полно воображение работает тогда, когда в мозг человека поступает новая информация.

Такие понятия, как воображение и фантазия психология принимает как полные синонимы. Но, фантазия большее влияние оказывает на формирование «новых чувств», т.е. она в большей степени непроизвольна, по сравнению с воображением.

Воображение имеет свои виды, например, Мейс выделяет практическое воображение, языковое воображение, репрезентационное воображение.

Рисунок 1. Виды воображения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Отечественная психология классифицирует воображение на основании целенаправленности и представляет его как пассивное и активное, которое у конкретного человека может достигать разного уровня.

Уровень развития воображения говорит о содержательности образов, их жизненном значении для дальнейшей деятельности, новизне и оригинальности.

Воображение, считает ряд специалистов, формирует у человека чуткость, тактичность, сочувствие, сопереживание.

Среди видов воображения на особом месте находится мечта. Мечта является деятельностью воображения и проявляется в оптимистических замыслах будущего. Мечта связана с жизнью человека и прочно вплетается в неё.

Это большая побудительная сила, сопровождающая человека с раннего детства до глубокой старости.

От творческого воображения она отличается тем, что создает образы будущего, которые человек сам желает, она не дает немедленный продукт в виде какого-либо изобретения, произведения и др.

Замечание 1

Таким образом, когда когнитивная сфера хорошо развита, человек лучше воспринимает входящую информацию, быстрее её обрабатывает и лучше запоминает, а также делает правильные выводы.

Диагностика когнитивной сферы

Психические познавательные процессы и уровень их развития лежат в основе диагностики когнитивной сферы. Эти познавательные процессы – внимание, восприятие, память, воображение, мышление – являются составной частью деятельности человека, обеспечивая её эффективность.

Благодаря познавательным процессам человек способен заранее намечать планы своей деятельности и проигрывать мысленно её ход, предвидеть результаты, управлять своими действиями. Чем лучше развиты когнитивные процессы, тем большими способностями и возможностями обладает человек. От них зависит легкость и эффективность учения.

Диагностика когнитивной сферы помогает решить такие задачи:

  • контролировать успешность интеллектуального развития детей;
  • выяснять причины неуспеваемости в школе;
  • выявлять нуждающихся в коррекции умственного развития;
  • выявлять детей для обучения в спецшколах и спецклассах;
  • оценивать эффективность учебных программ, методов обучения;
  • оценивать эффективность работы учителей и школ;
  • диагностировать при приеме на работу;
  • оценивать интеллектуальное развитие детей, обучающихся по новым программам.

При диагностике общего уровня интеллектуального развития ребенка, надо помнить, что интеллект в детском возрасте развивается быстро и через каждые 2-3 года он может меняться, поэтому психодиагностические методы должны меняться и соответствовать возрасту ребенка.

Существует множество тестов для определения уровня развития когнитивной сферы, среди них:

  • диагностика внимания, где используются методика Мюнстенберга, методика «корректурной пробы», кольца Ландольта;
  • диагностика памяти, использующая пробу на запоминание 10 слов, подобранных так, что между ними нельзя установить связь, субтест Векслера, пробу на ассоциативную память;
  • диагностика воображения, включающая тест Тулуза-Пьерона, тест Торренса, тест «Художник – Мыслитель».

Замечание 2

Данные тесты помогают составить примерное впечатление об аспектах когнитивной сферы.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/kognitivnaya_sfera_v_psihologii/

Когнитивная сфера личности

Когнитивная сфера

Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:

  • Мнемические процессы: память. В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
  • Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
  • Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.

Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.

Память. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».

Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):

  • Эмоциональная память – память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
  • Двигательная память – это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
  • Словесно-логическая память – память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
  • Образная память – память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.

По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.

Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.

Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.

Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.

Функции воображения таковы:

  • управление физиологическими состояниями;
  • создание и реализация внутреннего плана действий;
  • произвольная регуляция познавательных процессов;
  • управление эмоционально-потребностными состояниями;
  • активизация наглядно-образного мышления.

По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.

Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.

Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).

Основные свойства внимания:

  • Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
  • Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
  • Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
  • Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
  • Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.

Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.

Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.

В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.

Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:

  1. Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
  2. Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
  3. Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
  4. Делает правильные выводы: если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.

Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.

Диагностика когнитивной сферы

Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.

Диагностика внимания:

  • Методика Мюнстенберга;
  • Методика «корректурной пробы»;
  • Кольца Ландольта.

Диагностика памяти:

  • Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
  • Субтест Векслера.
  • Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).

Диагностика воображения:

  • Тест Тулуза-Пьерона.
  • Тест Торренса.
  • Тест «Художник – Мыслитель».

При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.

По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.

Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.

Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:

  • Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
  • Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
  • задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
  • В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.

Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

Медик онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: