Кризис 1 года у ребенка – возрастная психология и как реагировать

Содержание
  1. Бывает ли кризис одного года?
  2. Когда это происходит
  3. Почему так случается
  4. Как быть
  5. Детские страхи
  6. Что делать
  7. Маленький бунтарь
  8. Что предпринять
  9. Как поступать родителям
  10. Кризис одного года – его причины, особенности, советы родителям
  11. С чего начинается кризис первого года
  12. Причины развития кризиса одного года
  13. Особенности проявления кризиса одного года: признаки
  14. Успешное преодоление кризиса: психологические методы
  15. Смотреть видео
  16. Кризис первого года жизни ребенка
  17. Изменения в поведении
  18. Не надо делать
  19. Кризис одного года у ребенка психология
  20. Что такое кризис 1 года?
  21. Симптомы кризиса
  22. Что в это время чувствует ребенок?
  23. Как правильно себя вести?
  24. Как себя вести не рекомендуется?
  25. Кризис 1 года у ребенка – возрастная психология и как реагировать
  26. Суть первого года жизни
  27. Суть кризиса первого года
  28. Риски кризиса
  29. Как проявляется кризис 1,5 лет у ребёнка?
  30. Признаки наступления кризиса
  31. Рекомендации родителям
  32. Как со всем этим поможет справиться психология?
  33. Окончание младенчества
  34. Почему такое происходит?

Бывает ли кризис одного года?

Кризис 1 года у ребенка – возрастная психология и как реагировать

Здравствуйте, сегодня я хочу поговорить о годовалых детях. На это меня подвигло поведение моего малыша. Уже пару недель я задаю себе вопрос, что с ним происходит.

Ведь совсем недавно это был ласковый послушный ребенок, который увлеченно ковырялся в песочнице и держался на прогулке за руку. Теперь он вырывается на улице, бежит вперед и не реагирует на мои слова.

Дома со злостью швыряет и бьет игрушки, постоянно вредничает, хватает домашних за волосы, кусается, разбрасывает еду.

Меня беспокоит его эмоциональное состояние, поэтому решила с другими мамами обсудить тему: что такое кризис 1 года у ребенка возрастная психология. Думаю, что родителям «годовасиков» не помешает узнать причины такого поведения.

Когда это происходит

Почитав литературу, я поняла, что на самом деле ничего особенного не случилось. В жизни малыша после первого года наступают перемены. Он начинает знакомиться с миром доступными ему способами.

Родители не успевают перестроиться под меняющуюся реальность и продолжают смотреть на него, как на живую куклу.

Каждый кризис становления имеет свои особенности, и с раннего детства родителям нужно быть психологически готовым к потрясениям.

Симптомы, характерные для годовалого ребенка:

  1.  он не реагирует на слова;
  2.  нуждается в повышенном внимании;
  3.  капризничает, без причины устраивает истерики;
  4.  пытается все сделать по-своему;
  5.  противоречит сам себе: может что-то просит, затем со злостью бросает.

Почему так случается

Такое поведение связано с тем, что ребенок принял вертикальную позицию и стал передвигаться без помощи мамы. От этого он испытывает удовольствие и активно знакомится с окружающей средой.

Необходимость познания интуитивно толкает его пробовать предметы на зубок, разбирать игрушки, мерить глубину луж.

Если ваш ребенок ведет так, значит, все этапы развития он проходит, как и предусмотрено природой.

Малыш устраивает истерики не из-за вредности. Когда взрослые не разделяют его желаний, возникают аффективные реакции. Отсутствие эмоционального опыта, неразвитый лексикон не позволяют по-другому проявлять чувства.

В этом возрасте он выражает удовольствие смехом и улыбкой, возмущение и недовольство — через слезы и капризы. По другому он пока не умеет говорить. Поэтому задача родителей самим не впадать в истерику, а спокойно переждать период и не срываться.

Ведь отношение родителей в эти кризисные периоды сможет показать, что родителям можно доверять.

Доверительные отношения с ребенком важно выстраивать с пеленок. Малыш должен быть уверен, что вы его защита и опора, особенно в такие переломные моменты в жизни, когда происходить развитие его как личности.

Еще одна проблема этого возраста – своеобразная речь, отличающаяся от взрослой по смыслу. В лепет малыш вкладывает свой смысл, поскольку система понятий только формируется. Многозначность слов носит ситуативный характер с эмоциональной окраской. Речь малыша понимают только люди, контактирующие с ним.

Как быть

В такой момент возьмите кричащего ребенка и прижмите к себе, успокойте словами, уберите причину его раздражения. Ребенок плохо понимает смысл слов, но родной запах, мягкий голос и нежные прикосновения действуют магически. Затем предложите вместе поиграть, и он сразу переключится.

Детские страхи

И еще малышу часто бывает страшно, поэтому он беспричинно плачет. Его могут напугать:

  • рычащая бытовая техника;
  • громкие голоса;
  • гудящие машины.

Вспомните сами, что в детстве полно страхов. Когда-то вы тоже боялись теней на стенах, темноты, настороженно реагировали на неизвестные шумы. При отсутствии родительского понимая и внимания, страхи перерастают в фобии.

Из таких детей вырастают «тревожные» взрослые с соответствующими личностными характеристиками. Они пугаются собственной тени, беспокоятся по пустякам.

Чтобы видеть в будущем человека без комплексов, от авторитарного воспитания лучше отказаться.

Часто в этот период мама даже в туалет не может сходить без ребенка. Это ттакой период, не переживайте и наберитесь терпения!

Что делать

Достаточно показать, как гудит клаксон в папиной машине или включается бытовой прибор. Желательно при этом продемонстрировать его функциональные способности. Покажите, как пылесос превращается в змейку и заглатывает мусор. При виде закипающего чайника малыш замирает в ожидании, чтобы увидеть пар и гаснущую лампочку.
Самое время поговорит об импринтах.

Получение информации из среды в младенчестве и закрепление ее на практике оказывает влияние на формирование системы убеждения. В момент обостренного состояния психики мозг восприимчив к сигналам извне, и любая реакция навсегда откладывается в голове.

Чтобы показать малышу, насколько опасен огонь, поднесите палец к пламени, чтобы малыш почувствовал жар, затем сожгите бумажку, озвучивая каждое движение.

Маленький бунтарь

Естественно, что после одного года у детей появляется гипертрофированное стремление к самостоятельности. Смысл слов «нельзя» и «не трогай», которые так любят повторять мама с папой, им не понятен. Если подумать, взрослые придумали их для того, чтобы расставлять ограничительные флажки, чтобы упростить себе жизнь.

Если говорите ребенку « нет», мотивируйте отказ. Не важно, понимает он смысл или нет. Кроха реагирует на интонацию голоса, сразу переключается и забывает о том, что хотел сделать минуту назад.

Причем мамины слова откладываются у него на подкорке. Если «включать» строгую маму и пытаться наказать его за плохое поведение, со временем от запретов и нравоучений у него сформируется невроз.

Что предпринять

Чтобы реже запрещать, уберите опасные вещи подальше, куда не дотянутся его ручонки.

  • заблокируйте розетки;
  • на двери поставьте защитные амортизаторы;
  • отодвиньте стулья от окон;
  • на острые углы мебели наденьте овальные уголки;
  • со стола уберите скатерть.

Каждая мама знает потенциально опасные зоны и предметы квартиры, от которых нужно защитить ребенка.

Как поступать родителям

Ведущая деятельность взрослых направлена на развитие любознательности разными способами без ограничений. Чтобы удовлетворить любопытство малыша, наденьте на него резиновые боты и дайте возможность пройтись по лужам. Не запрещайте собирать цветочки, камешки, возиться в земле.

Руки можно помыть или вытереть антибактериальной салфеткой. Тем активнее малыш познает мир через тактильные, вкусовые ощущения, тем быстрее он набирается опыта. Если вы переживаете, что у вас много дел, а тут еще и макароны размазаны по полу, то советую статью как маме все успеть.

На прощанье хочу добавить, что здесь приведены общие советы, упрощающие жизнь маме и малышу.

Они помогут преодолеть первый возрастной кризис и заложить фундамент для нормального развития. Как показала жизнь, ничто так не влияет на здоровье психики как проявление любви родителей и спокойная обстановка в семье.

И самое главное, понимать, что ребенок это делает не со зла, не из какого то расчета, он просто не умеет еще разговаривать, не знает что такое брезгливость, им движут пока только инстинкты — поесть, потрогать, узнать, поковыряться в салате пальцами или разлить воду и посмотреть что будет.  Ваша задача уберечь его от опасных вещей, о розеток, ножей и прочего. Он учится, а вы постарайтесь не мешать ему развиваться. И как раз, наличие признаков кризиса 1 года — означает, что ребенок не отстает, что развивается, так сказать, по графику.

Как говорит китайская мудрость: «до 5 лет ребенок — царь». Если подавлять ребенка до 5 лет, вы подавите его интерес к жизни. Приучите подчиняться тем, кто сильнее.

На сегодня это все, до свидания.
P.S. При желании больше узнать о психологии своих детей, подписывайтесь на рассылки блога. Не забудьте поделиться информацией в соцсетях с другими мамам.

Опыт позитивной мамы — признаки кризиса 1 года

Источник: https://daynotes.ru/krizis_1_goda_u_rebenka_vozrastnaya_psihologiya/

Кризис одного года – его причины, особенности, советы родителям

Кризис 1 года у ребенка – возрастная психология и как реагировать

Возрастные кризисы – это как бы необходимые рубежи, которые человек должен проходить при взрослении. Первый из них начинается в годовалом возрасте и носит название «кризис одного года». На этом этапе начинается «речевое» развитие ребенка.

С чего начинается кризис первого года

Кризис первого года жизни наступает на границе между младенчеством и ранним детством, согласно теории Д. Б. Эльконина.

В это время ребёнок уже активно ползает или даже ходит, может манипулировать предметами, приобретает ряд новых навыков в играх, самообслуживании, ощущает потребность в самостоятельной деятельности.

Кроме того, он начинает осваивать первые слова. Новый этап развития ребёнка вступает в противоречие с тем состоянием, в котором он находился до этого.

Во время кризиса первого года ребёнок переходит от пассивного восприятия жизни к более активному. Там, где раньше он целиком полагался на родителей и подчинялся им, теперь он начинает действовать по собственной воле. Следствием этого становятся новые приобретения в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфере, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными.

Причины развития кризиса одного года

Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка.

Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе.

Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.

  • Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество. Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
  • Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
  • Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
  • Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.

Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка.

Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.

Особенности проявления кризиса одного года: признаки

Проявления кризиса первого года жизни – это прежде всего гипобулические реакции, о которых говорилось выше. Ребёнок становится излишне капризным, проявляются трудности в его воспитании.

С одной стороны, годовалый ребёнок проявляет интерес к самостоятельной деятельности, в одиночку делает то, что раньше делал при посредничестве родителей, если же они это делали за него. С другой стороны, зачастую ребёнок отказывается делать то, что раньше послушно выполнял.

Ребёнок проявляет упрямство, настырность, требует к себе большего внимания. Он начинает бурно реагировать на замечания взрослых.

Впервые встречаясь с запретами, он будет пытаться их нарушить или обойти. Бывает, что разрешения и запреты даются ребёнку непоследовательно: вчера было можно, а сегодня нельзя; мама разрешает, а папа запрещает и т. д. Это только усиливает смятение и недовольство в сознании ребёнка, который ещё не может понять всей сложности и противоречивости окружающего мира.

Во время кризиса первого года жизни заметно изменяются и нарушаются привычные биоритмы, по которым раньше жил ребёнок. Нарушения затрагивают процесс принятия пищи (в частности, чувство голода), смену сна и бодрствования и др. Теперь ребёнок как бы «не соглашается» со своей биологией и пытается ей противостоять, также как противостоят ей новые жизненные обстоятельства.

В попытках более широкого контактирования с окружающим пространством ребёнок проявляет активную речевую деятельность, пусть даже она и находится на автономном уровне; звуковая речь дополняется мимикой и жестами.

Ребёнок жаждет общения со всеми и бурно реагирует на то, что окружающие часто его не понимают. «Слова» детской речи формируются спонтанно, обычно это звукоподражательные единицы, которые, однако, могут обозначать и другие предметы, как-либо связанные с исходным.

Например, одно и то же «слово» может обозначать и кошку, и любую шерстяную ткань или предмет, и все острые предметы (потому что они царапаются, как кошка).

Это демонстрирует формирующиеся интеллектуальные способности ребёнка: он в этом возрасте уже совершает простейшие логические операции (к примеру, находит общие признаки у разных предметов).

Успешное преодоление кризиса: психологические методы

Кризис первого года жизни считается положительным явлением, поскольку он связан с существенными изменениями личности ребенка.

Окружающие привыкли отмечать лишь негативные проявления этого процесса, однако куда более важными являются позитивные.

При этом чёткие границы кризиса не определяются, они в каждом случае индивидуальны; во многом эти границы зависят от поведения окружающих, от их умения воспитывать детей и готовности их понять.

Ещё советские психологи предостерегали родителей от большого количества запретов. Ведь они могут пагубно сказаться на развитии ребёнка и замедлить течение кризиса.

Вместо постоянных ограничений и запретов следует создать некую безопасную для ребёнка среду, которую он может полноценно исследовать.

Не следует также проявлять настойчивость и заставлять ребёнка что-то делать силой, вместо этого нужно стремиться заинтересовать его тем, что вы считаете нужным. Для родителей важно осознать, что теперь они являются для ребёнка не посредниками в освоении мира, а только помощниками.

Инициативу, исходящую от ребёнка, нужно в целом поощрять, оберегая лишь от опасных ситуаций, в которых ребёнок может нанести себе травму. Родители должны всё ему показывать и рассказывать, так они смогут помочь ему быстрее разобраться с тем, что его окружает.

При правильном подходе к воспитанию кризисный период закончится достаточно быстро – в течение нескольких месяцев. Следует понимать, что проявляющиеся «капризы» в поведении годовалого ребёнка вполне оправданы, поскольку родители своими замечаниями препятствуют естественному развитию его личности. В кризисный период не столько ребёнок должен слушаться родителей, сколько родители – ребёнка.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/55-krizis-odnogo-goda.html

Кризис первого года жизни ребенка

Кризис 1 года у ребенка – возрастная психология и как реагировать

Еще вчера ваш малыш был милым, ласковым и улыбчивым, а сегодня это уже капризный деспот, который плачет, кричит и топает на маму своими крохотными ножками.

Не пугайтесь: просто ваш ребенок переживает свой первый кризис — кризис 1 года.

Это вполне закономерное явление. Психологи говорят: не стоит делать преждевременные выводы о тяжелом характере ребенка. Возрастной кризис — всего лишь показатель планомерного развития малыша. 

В период с 9 до 18 месяцев с кризисом первого года сталкиваются все дети.

В этом возрасте малыш переходит из горизонтального в вертикальное положение. Ему интересно пробовать и осязать окружающий мир — ведь так много нового и интересного вокруг!

Поэтому он и скандалит: отстаивает свои законные права — на выбор еды к завтраку, на отказ от новой шапочки.

О первом кризисе вашего малыша рассказывает эксперт Mamsy  – психолог Анастасия Менн.

Это первый возрастной кризис, который происходит в 9 мес.-1,5 года. Мамочкам нужно помнить, что это совершенно нормально и с их малышом все в порядке. Ему предстоит серьезный скачок в развитии.

Он отделяется от родителей и становится более самостоятельным. Конечно, ребенку хочется иметь свое мнение по многим важным для него вопросам.

Поэтому он и говорит бесконечно «не хочу» и «не буду», как кажется его маме и папе. 

Изменения в поведении

Поведение и возможности ребёнка меняются. Ребёнок активно передвигается, начинает стоять и ходить, из-за чего мир ребёнка выглядит иначе, по-новому. Окружение становится  более масштабным и уже не ограничено кроваткой или манежем. Малыш может сам дотянуться до интересующих его предметов. Проявление этих изменений одновременно и радуют, и пугают малыша. 

Как уже было сказано, ваш ребенок — больше не младенец. И он активно познает мир: открывает двери, залезает на стулья, пытается дотянуться до предметов в шкафу. 

Родители начинают запрещать малышу многое. Их можно понять, они стараются обезопасить кроху, но ребенок этого не понимает. Ему хочется изучать новые предметы и явления, а ему запрещают.

Он не умеет еще выразить полноценно свой протест и аргументировать позицию. И ему очень обидно, что его не понимают.

Отсюда и сильные капризы, и раздражение, и бесконечное «нет, не хочу» на предложения родителей. 

С одной стороны, ребенок хочет действовать самостоятельно. Но, с другой — отдаляясь от мамы, такой привычной и родной, он очень боится ее потерять. Главное открытие этого раннего кризиса: родители — отдельные люди.

У них есть свои занятия, работа, быт. И они не всегда могут находиться рядом. Малыш начинает бояться, что мама уйдет и… исчезнет. Поэтому он неотступно следует за ней, цепляется за подол и кричит, стоит маме отойти.

 

Новые игрушки и новые занятия — вот девиз этого возрастного периода. Особое внимание малыш уделяет тем предметам, которые можно потрогать руками. Например, пальчиковые краски приводят его в восторг.

«Я сам!» – говорит ребенок, когда ему застегивают курточку или чистят зубки. Он начинает осознавать себя, как личность, и требует самостоятельности. Часто мамы злятся потому, что быстрее и проще самой одеть ребенка. Но не стоит раздражаться — малышу передастся ваша нервозность, и криков будет еще больше.

Если раньше малыш спокойно относился, когда гости брали его на руки или пытались обнять, то теперь он может неоднозначно реагировать на прикосновения. Он проявляет избирательность, которая заложена в нас самой природой для обеспечения безопасности. При этом ребенок проявляет активную привязанность к близким взрослым. Она остается с ним на всю жизнь. 

  1. Поощрять самостоятельность: разрешать играть с предметами  и с бытовыми приборами в том числе, если есть интерес. Но обязательно под присмотром и спрятав все опасное и хрупкое. Пусть ребёнок пробует сам одеваться, раздеваться. Он может делать это медленно, но запаситесь терпением. Самостоятельность надо поощрять, это поможет малышу во взрослой жизни.
  2. Предлагать новые интересные занятия по возрасту: пальчиковые краски, музыкальные детские инструменты, игры с водой, игрушечная кухня, игры с тестом и другие игры, направленные на развитие тактильности и мелкой моторики.
  3. Проговаривайте эмоции ребёнка: «Да, обидно, когда не дают то, что хочешь, тебе грустно, ты плачешь, тебе очень хочется поиграть с хрупкой вазой. Но давай лучше поиграем в этот замечательный конструктор, а я тебя угощу вкусным печеньем».
  4. Перед тем как куда-то уйти, маме необходимо вдоволь пообщаться с малышом, чтобы он насытился вашим общением. Но надо быть готовыми к тому, что в этот период иногда придётся менять свои планы. Не волнуйтесь – это скоро пройдет.
  5. Переключать внимание малыша: в этом возрасте, когда малыш хочет что-то запретное, можно быстро переключить его внимание на что-то более безопасное. Лучше это делать до того, как ребёнок уже заходится плачем.

Не надо делать

  1. Не потакать капризам: необходимо быть последовательными в своих отказах. Если уж вы не разрешаете играть с папиными документами, то необходимо стоять на своём.

    Если малыш поймёт, что с помощью криков и  капризов можно добиться своего, то он будет использовать это. Обязательно проговаривайте эмоции. Спрашивайте свою кроху, почему возникло раздражение, почему он или она кричит и чего на самом деле хочет.

  2. Не оставлять одного прокричаться. Доказано, что подобные методы, используемые с завидной регулярностью, негативным образом сказываются на психическом здоровье ребёнка в будущем.

    Будучи уже взрослым, он не сможет социализироваться и будет ощущать себя неуверенно в окружении.

Главное, что нужно помнить: кризис пройдёт, но после него появятся новые навыки и знания! 

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/krizis-pervogo-goda-zhizni-rebenka/

Кризис одного года у ребенка психология

Кризис 1 года у ребенка – возрастная психология и как реагировать

/ Наши дети

Кризис одного года у ребенка. Эта тема была актуальна во все времена. Ведь по мере приближения детей к годовалому возрасту практически все родители замечают некоторые изменения в их психике.
Наиболее часто кризис 1 года возникает у малышей, которым недавно исполнилось 10 месяцев. Длится этот период от полугода до 1 года.

Выявить кризис одного года вовсе не сложно, ведь он имеет ряд отличительных признаков. А волноваться по поводу его возникновения вовсе не следует. Не думайте, что таким образом малыш показывает свой упрямый характер. На самом деле он просто проходит очередной этап в своей жизни. И главное, что в этом случае должны сделать родители – помочь малышу справиться со своими проблемами.

В этом случае на помощь придет возрастная психология.

Что такое кризис 1 года?

По мере взросления малыш должен учиться менять свое поведение и привычки. Делается это, как правило, в определенных отрезках времени. Именно в этот момент у него и возникает психологический кризис. В течение жизни человека такие кризисы постоянно повторятся.

Возрастная психология выделяет целый ряд этих периодов. Первый кризис обычно бывает по достижении 10-12 месяцев, затем в 3 года, 6 лет и в 12-13 лет. Со временем у ребенка появляются новые потребности, а то, что его удовлетворяло раньше, просто перестает интересовать.

В этом и заключается вся проблема. Наиболее часто дети именно в возрасте 1 года начинают ходить и изучать все то, что их окружает. Но при этом они достаточно часто слышат родительские запреты. Все это обычно заканчивается слезами, капризами и истериками.

В этот момент родители должны осознать, что их кроха взрослеет и начать относиться к нему более снисходительно.

Симптомы кризиса

Психология выделяет ряд симптомов, по которым можно определить, что у малыша кризис 1 года:

  • ребенок не слушает родителей или даже делает назло, ведь он уверен, что может делать то, что ему хочется и когда ему что-либо запрещают, начинает активно сопротивляться;
  • постоянные перепады настроения. Малыш может капризничать по поводу и без. Он начинает по-другому реагировать на различные ситуации, появляются первые признаки агрессии;
  • противоречивое поведение. Это может выражаться следующим образом: сначала малыш обнимает и целует близких, а затем начинает их бить. Или, например, он долго выпрашивает понравившуюся игрушку, после чего выбрасывает ее;
  • обиды. Ребенок в это время очень часто плачет и истерит, причем успокоить его невозможно, так как причину такого поведения обнаружить, как правило, не удается;
  • боязнь опускать маму. Нередко психологи называют такого ребенка «мамин хвостик»;
  • желание внимания. В возрасте одного года крохе очень важно чтобы с ним как можно больше проводили времени, при этом он может сильно ревновать.

Что в это время чувствует ребенок?

К одному году кроха становится еще более самостоятельным. Он начинает делать первые шаги, а в некоторых случаях даже свободно передвигается по комнате и дотягивается до нижних полок. В это время малыш растет очень быстро. Они знают и умеют больше и им можно практически все.

В этот момент малыш понимает, что он также личность и начинает показывать свой темперамент. Когда у карапуза кризис одного года, ему кажется, что родители запрещают играть с розеткой или ножами, потому что они не любят его. Он не знает, чем все это отличается от привычных ему игрушек.

Поэтому он полностью уверен в том, что родители своими запретами только мешают ему исследовать все окружающее, не дают в полной мере развиваться. В это же время малыш хочет, чтобы не родители командовали им, а он родителями. Ему хочется выбирать развлечения и одежду самостоятельно, как можно больше общаться.

Однако годовалый ребенок еще не может в полной мере выразить свои желания и если родители не понимают его, все заканчивается истерикой. В этот период ребенок может копировать действия родителей, обижаться, когда ему что-либо подсказывают.

В это время очень важно научиться правильно вести себя с малышом. Не кричите на него.

Покажите спокойно, как пользоваться теми или иными предметами на собственном примере. При правильном подходе ребенок будет расти ответственным и самостоятельным с самого раннего детства, а кризис пройдет быстро и легко.

Как правильно себя вести?

Многие родители привыкают к новому капризному характеру карапуза и продолжают потакать ему в дальнейшем. Другие же наоборот постоянно ограничивают во всем и наказывают детей. Однако психология имеет в своем арсенале ряд мер, соблюдение которых поможет эффективно справиться с проблемой:

  • уменьшите количество запретов до минимума. Иногда лучше спрятать от ребенка какую-либо вещь, нежели постоянно запрещать ему ее трогать;
  • не пресекайте сразу же любые попытки ребенка сделать что-нибудь самостоятельно;
  • не заставляйте кроху насильно принимать пищу. Лучше предложите ему это сделать вместе. В любом случае, если малыш проголодается, он обязательно поест;
  • относитесь с пониманием к желаниям ребенка, ведь все родители на подсознании понимают, чего хочет их малыш;
  • станьте друзьями вашему карапузу, перестаньте быть злыми воспитателями. Можете ползать с малышом и играть в его игры. Ему это обязательно понравится;
  • как можно чаще общайтесь с ребенком. Таким образом, вы не только будете лучше понимать его желания, но и поможете развивать речевые навыки. Разговаривайте с ним про все. Про погоду, про то, что вы сейчас делаете, почаще спрашивайте у него что-нибудь;
  • привлекайте ребенка к выполнению домашней работы. Ему это очень понравиться. При этом постоянно хвалите его. Не бойтесь попросить ребенка о помощи;
  • если малыш плачет и кричит, а успокоить его не получается, оставьте его буквально на несколько минут. Когда малыш увидит, что его истерику не замечают, он быстро успокоится и займется своими делами.

Как себя вести не рекомендуется?

Для того чтобы не усугубить кризис психологи категорически не рекомендуют родителям:

  • кричать на ребенка и оскорблять его грубыми словами;
  • забирать любые предметы, которые не используются в играх. Так, хрупкие и острые предметы можно убрать из поля зрения ребенка, в то время как с другими он вполне может ознакомиться (например, ложечки или пластиковые крышки от банок). Можно также купить ему новые игрушки, предназначенные для более старшего возраста;
  • не потакайте ребенку постоянно. В противном случае малыш останется капризным, даже когда кризис завершиться. Но не переусердствуйте. Так, в возрасте 1 года дети очень боятся остаться без мамы. Не оставляйте ребенка заплаканным идя на шоппинг, даже если с малышом останется папа или кто-нибудь из близких. Отложите свои дела.

И самое главное – не нервничайте. Только так вы сможете вместе справиться с кризисом и потом с улыбкой вспоминать этот период.

Загрузка…

Источник: https://kladvsebe.ru/nashi-deti/kak-bezboleznenno-preodolet-krizis-1-goda-zhizni-rebenka.html

Кризис 1 года у ребенка – возрастная психология и как реагировать

Кризис 1 года у ребенка – возрастная психология и как реагировать
Первый год жизни ребенка – базовый. Начинается он с самого яркого среди всех кризисов – кризиса новорожденности. Кризис новорожденности сопровождается формированием чувства привязанности у ребенка.

Происходит это в три этапа: поиск близости с матерью, умение отличать знакомых людей от незнакомых, возникновение чувства привязанности к особо значимым людям.

Если первый кризис прошел благополучно, то малыш продолжает знакомство с собой и миром, пока не достигает нового этапа – необходимости отделения от матери и расширения своих возможностей. Так начинается кризис одного года.

Суть первого года жизни

Основная деятельность первого года жизни ребенка – эмоциональное общение с матерью. Только в процессе общения с близким взрослым у ребенка устанавливаются новые психические процессы и формируются новые свойства личности.

В течение первого года жизни ребенок:

  • учится чувствовать себя и окружающий мир, улавливать сигналы извне и изнутри, реагировать на них;
  • познает себя и свое тело (как целиком, так и отдельные части, например, руки и ноги), окружающее пространство (ползает и проявляет другую активность);
  • знакомится с игрушками и предметами быта;
  • учится понимать речь и говорить первые слова;
  • делает первые шаги.

Если в первое полугодие жизни ребенку хватает материнской ласки и заботы, общения «просто так», то во втором полугодии у него возникает потребность сотрудничать с мамой, например, он просит принести конкретную игрушку, показать устройство предмета, помочь разобраться.

Суть кризиса первого года

Первые шаги ребенка – признак разрыва диады «мать-дитя» и момент начала самостоятельности ребенка. Уже не мама ведет ребенка, а ребенок указывает направление активности, ведет за собой.

Кризис первого года жизни протекает в среднем в возрасте 10-14 месяцев. Суть кризиса отражается двумя основными проявлениями:

  • Ребенок расширяет свои возможности для освоения окружающего мира и отделяется от матери за счет самостоятельных шагов. Диада «мать-дитя» превращается в сотрудничество двух самостоятельных индивидов – мать и ребенок.
  • Происходит познание мира и окружающих предметов с помощью первых слов. Речь находится на переходном этапе, автономна, понятна только близким людям.

В момент перестройки годовалого ребенка наблюдаются характерные нарушения: изменение биоритмов, режима сна и бодрствования, изменение витальных потребностей (чувство голода), эмоциональные аффективные реакции (угрюмость, плаксивость, обидчивость). Однако кризис этого возраста не считается острым.

Риски кризиса

Суть кризиса – отделение ребенка от матери. Мама не всегда понимает необходимость и значимость этого отделения. Если потребность ребенка в самостоятельности остается неудовлетворенной, то он незамедлительно реагирует протестом и недовольством при давлении со стороны взрослых, неуважении его желаний.

Если мама регулярно игнорирует желания ребенка, ограничивает самостоятельность, «лучше знает, что нужно ребенку», то негативные реакции малыша не заставят себя ждать:

  • крик протеста;
  • бурные двигательные реакции (махи руками, отрицание головой из стороны в сторону);
  • обиды и слезы;
  • демонстративное надувание щек и т. д.

Взрослый все еще нужен ребенку, но стиль общения теперь должен быть другим. Взрослый должен способствовать отделению ребенка, насколько бы тяжело не было самой матери (не все готовы признавать взросление детей, тем более в таком раннем возрасте).

Как проявляется кризис 1,5 лет у ребёнка?

Во время предыдущего скачка малыш научился решать, что он хочет, во что играть, куда пойти гулять. Теперь же он понял, что все вокруг часть некой системы и следуют определённым правилам. Он тоже часть системы – семьи.

Он непохож на других детей, его родители отличаются от родителей других детей. Однако теперь он понимает, что его действия имеют последствия, и не каждое его желание торопятся исполнять взрослые.

Безусловно, его это расстраивает, поэтому он пытается отстоять свои права.

В этот период начинают формироваться основы ценностей, норм и совести. Поэтому для того, чтобы вырастить доброго человека, следует уже сейчас начать вкладывать в его воспитание.

Вскоре вы заметите, что кроха начал поступать иначе в привычных ситуациях.

Он смотрит на других людей – как они общаются, как ведут себя? В первую очередь родителям необходимо следить за своим поведением и поступками, ведь она всегда главный пример для своего ребёнка.

Признаки наступления кризиса

  1. Настроение крохи становится переменчивым, он без повода устраивает истерики, капризничает, ноет.
  2. Ухудшается сон.
  3. Может ухудшиться аппетит.
  4. Постоянно требует внимания, хочет, чтобы его развлекали.
  5. Ревнует маму, причём ревновать может даже к папе или бабушке.
  6. Требует больше ласки, стал предпочитать мягкие игрушки остальным, просится на руки.
  7. Хуже реагирует на привычные и любимые игры.

Рекомендации родителям

Преодолеть успешно кризис одного года позволит:

  1. Уважение ребенка, его взросления и потребности в отделении от матери. Принятие матерью своего ребенка.
  2. Эмоционально насыщенное общение с матерью, ее любовь и забота, тепло. Важно поддерживать и развивать желание малыша общаться. Первая социальная потребность ребенка – потребность в другом человеке.
  3. Доступность матери (присутствие рядом, реакция на обращение ребенка), частый телесный контакт (даже при кормлении из бутылочки), ласковое обращение, нежные прикосновения. У мамы должно быть внутреннее чувство спокойствия и счастья.
  4. Отзывчивость, понимание потребностей малыша.
  5. Стабильность и последовательность действий матери, дарящие ребенку ощущение стабильности мира, позволяющие адекватно ориентироваться в мире. Хаотичность матери провоцирует развитие тревожности и неуверенности у ребенка.
  6. Обильное речевое взаимодействие. Ребенок никогда не научится говорить, если с ним не будут общаться взрослые. Но важно избегать давления и долгих монологов. Обращайте внимание на то, что и как вы говорите. Настроение и самочувствие ребенка зависит от тона матери, который малыш умеет различать уже с первых недель жизни.
  7. Речь, интонация, мимика и прикосновения должны быть ласковыми, доброжелательными, уверенными и спокойными. Важны все три элемента.

Речь и активность – два опорных пункта этого возраста. Важно сопровождать словами каждое действие, особенно когда ребенок наблюдает за мамой. Старайтесь избегать ситуаций, когда малыш становится свидетелем грубых слов. Не общайтесь с ребенком, будучи в возбужденном состоянии или тяжело переживая неприятности.

Если нет возможности попросить кого-то о помощи, то не бойтесь серьезно поговорить с малышом, проговорите свое состояние: «Маме сейчас грустно, но это ничего. Такое бывает.

Скоро все пройдет, и мы будем с тобой снова вместе улыбаться». Это куда лучше отразится на ребенке, чем лживое «все хорошо» на фоне заплаканных глаз и тревожного состояния.

Подобный противоречивый посыл вызовет непонимание малыша, внутреннее напряжение.

Как со всем этим поможет справиться психология?

Кризис 1 года жизни малыша — что делать, чтобы легко пережить этот переломный период? Можно сгладить острые проявления, если правильно ко всему относиться.

Во-первых, нужно уяснить, что эти перемены неизбежны, и этот период — совершенно естественный процесс, которому рано или поздно придет конец.

Во-вторых, необходимо понимать, что тот вклад, который родители внесут в воспитание своего ребенка сейчас, он пронесет через всю свою жизнь.

Поэтому нужно запастись безбрежным терпением, безграничной любовью и начать следовать советам, которые дает возрастная психология. Тогда кризис первого года жизни ребенка пройдет совершенно незаметно.

Малыши 1-го года уже пробуют нарушать запреты

  1. Запреты. Пусть их будет не очень много. И нельзя будет только:
  • то, что касается угрозы жизни и здоровью малыша;
  • вещи членов семьи, которые имеют отношение к работе и учебе, документы;
  • просто дорогие сердцу предметы.

Запрещенные предметы и вещи лучше убрать из видимости и досягаемости малыша.

  1. Нельзя пресекать самостоятельность своего ребенка, иначе впоследствии он ничего не сможет сделать и решить сам.
  2. Не нужно заставлять ребенка есть, если он это делать отказывается. Он поест, когда проголодается.
  3. Конечно, хорошо бы научиться понимать малыша. Хотя бы на интуитивном уровне. Наверное, многие мамы это умеют. Постараться услышать его. Если чаще играть вместе с крохой, то времени на капризы не останется.
  4. Общение. Это очень важный момент. Надо говорить обо всем, что происходит, и даже спрашивать его мнения о чем-либо. Пусть он не может ответить. Все равно это необходимо. Он почувствует себя очень важным звеном в своей семье. А еще это отлично развивает речь.

    Общение – лучший способ остановить развитие кризиса

  5. По мере возможности подключать ребенка к выполнению повседневных дел. Всегда хвалить, если что-то у него получается. Во-первых, ему это все будет очень интересно. Во-вторых, он и в дальнейшем будет помогать, так как это в его подсознании оставит позитив.
  6. Необходимо здесь упомянуть о детском плаче, который ребенок использует, чтобы чего-то добиться от родителей. В психологии он называется манипуляторным. Эти душераздирающие вопли кого угодно заставят сдаться. Родителям нужно знать, что ребенок таким способом просто проверяет, насколько далеко он может зайти и что при помощи такого плача он может получить. Но все-таки у крохи обязательно должны быть какие-то рамки в том, что можно, а чего нельзя. Вседозволенность не приведет к хорошим последствиям ни сейчас, ни в будущей жизни ребенка.

    Старшие дети отлично отвлекают и обучают малыша

Окончание младенчества

К психологическим признакам положительного завершения младенчества относится:

  • Ребенок большую часть бодрствования пребывает в хорошем настроении, радуется близким и значимым взрослым, настороженно относится к незнакомцам, активен в поисках нового и доверяет окружающему миру.
  • Ребенку нравится общение с ровесниками и взрослыми, он старается добиться его всеми известными способами, насколько может активно общается.
  • Может спокойно играть самостоятельно и довольствоваться периодическими «переглядками» с мамой.

У ребенка появляется новая деятельность – игровая, но это не значит, что нужно заваливать его игрушками. Однако и одной игрушки будет недостаточно. У ребенка всегда должен быть выбор предметов для изучения. Если их слишком много, малыш растеряется и не сможет сосредоточиться, один предмет лишит самостоятельности и права выбора.

Таким образом, кризис одного года – переходный этап от младенчества к раннему детству. Результат успешного прохождения кризиса – ходьба и автономная речь.

Автономная речь – искаженное повторение речи взрослых (слоги, буквы, звуки и т. д.). Кроме того, речь ситуативная и эмоциональная.

Нормальное поведение ребенка в возрасте года – манипуляции с предметами в присутствии взрослого и с его помощью.

Почему такое происходит?

Конечно, такое поведение не может радовать никого. И каждый хочет найти ответ и понять, почему же такое происходит с ребенком.

Ведь когда родители видят своего ребенка в таком состоянии, первое, чего они хотят, это помочь им, успокоить. Но, к сожалению, этого не так уж и легко добиться.

Давайте рассмотрим причины кризиса у малышей.

Прежде всего нужно учитывать, что первый год у крохи – это период, когда он активно развивается как умственно, так и физически. Ведь в большинстве случаев дети в этом возрасте уже могут ходить и это открывает для них большие возможности увидеть новое, брать в руки новые вещи, исследовать их и даже пробовать на вкус.

У многих уже получается говорить какие-то слова. Все это большая нагрузка на малыша. Да и из-за всех этих новых возможностей ребенку начинает казаться, что он самостоятельный. А когда ему пытаются запретить что-то, не объясняя причины отбирают игрушку, то все это приводит его к капризам и обидам.

Малыш снова чувствует себя зависимым от взрослых.

Для родителей трудно понимать, что ребенок уже начинает приобретать самостоятельность и по-прежнему возятся с ним как с младенцем. А когда видят капризы своего малыша, ошибочно полагают, что нужно внести больше запретов и в жизни малыша появляются все новые »Нет», »Нельзя», »Не трогай» и т.п. Конечно, все это не может не усугублять ситуацию.

Как уверяют специалисты, основной причиной кризиса у крохи является то, что взрослые не пускают его во взрослую жизнь. Малыш рассуждает так: »Я уже могу держать ложку и даже в некоторых случаях могу черпать кашу. Так почему же мама или другой взрослый не позволяет мне есть самому?». Или же: »я могу ходить, почему же меня держат за руки и не пускают ходить одного?».

Это все может и выглядит как из ряда фантазии, однако, если смотреть на вещи и на ситуацию глазами ребенка, то так оно и есть. Ведь боясь за ребенка или же не понимая, что он уже может делать маленькие вещи самостоятельно, взрослые все время нагнетают ситуацию своими запретами или же ограничениями.

К тому же, начиная с этого периода, ребенок уже начинает »выбирать» себе еду и если ему не понравился какая-то еда, он может выплюнуть его. На это родители реагируют почти всегда одинаково: наказывая кроху.

Все выше сказанное приводит к тому, что у ребенка начинаются капризы, истерики. Но малыш это делает для того, чтобы родители понимали, что он уже взрослый. Ведь у него уже есть свое »Я».

Источник: https://osp-sakhalin.ru/simptomy/krizis-pervogo-goda-zhizni-rebenka.html

Медик онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: