Куклотерапия для детей и взрослых

Куклотерапия

Куклотерапия для детей и взрослых

Мы привыкли думать, что куклы – игрушки для веселья. Но наши далёкие предки так не считали. Тысячелетиями кукла была важным спутником в жизни людей. Причём не всегда детским.

Их использовали шаманы в своих таинственных обрядах. Множество древних народов олицетворяли божества в куклах, считали их оберегами.

Сейчас (как и тогда) кукла помогает людям путешествовать по «мосту» между бессознательным и сознательным.

Куклотерапия – это наиболее направление арт-терапии, использующее кукол в процессе терапии.

Наилучшие результаты она показала в деле коррекции поведения детей, облегчения их адаптации в обществе, решении конфликтов, а также в борьбе с фобиями разного происхождения. Существуют тренинги куклотерапии и для взрослых.

Но цель их уже другая – снять напряжение и научить трансформировать проблемы, посмотрев на них под другим углом. Также великолепно это направление работает в семейном консультировании.

Куклотерапия: взаимодействие с куклой

Сессии проходят индивидуально или в группах в зависимости от целей консультирования. Взаимодействие с куклой происходит различными способами:

В игре дети выражают даже скрытые эмоции, примеряют на себя поведенческие модели. Чтобы понять внутренний мир крохи, можно играть с ним в игры на любые темы. Есть игры, раскрывающие стремления («Когда я вырасту») или выявляющие фобии («Однажды куколка очень испугалась»).

Пример диагностической игры «Знакомство с куклой». Взрослый берёт куклу и начинает игру со слов: «В одном королевстве жил-был человек, очень похожий на меня».

И в игровой форме рассказывает что-нибудь об этом человеке (о себе). Когда придёт очередь игрового рассказа малыша, важно внимательно слушать и подыгрывать ему.

Если окрас рассказа грустный, безрадостный, то есть повод поискать причину или проконсультироваться с психологом.

Простое наблюдение за играми тоже информирует о проблемах крохи. Так, если у куклы нет имени или имя её несёт негативный окрас (дурёха, страшила), то стоит задуматься о психологической обстановке в семье. Как и в случае агрессивного, драчливого поведения кукол в играх.

Это не только самовыражение, но и своего рода медитация. Уходит тревожность, развивается моторика, творческое мышление. А цвета, которые малыш будет использовать в декоре кукол, расскажут о его внутреннем состоянии.

Определившись с материалом и видом куклы (пальчиковая, перчаточная, марионетка и т.д.), можно выбрать тему и вместе с ребёнком приступить к созданию. Важно не ругать малыша, если его кукла получается неаккуратной.

Ведь смысл куклотерапии не в безупречности кукол, а в процессе создания и дальнейшей игры.

Самодельные куклы воспринимаются детьми эмоционально ближе и ярче выражают эмоции в играх или кукольных пьесах.

Веками кукольные театры завораживали юных зрителей. В их представлениях передавались легенды о храбрецах и колдунах, истории о людских пороках.

Но чем он полезен в психотерапии? Кукольный театр – это по сути проигрывание жизненных сценариев, характеров, поведения.

Проживая с куклой различные сценки, ребёнок больше узнаёт об обществе и формирует собственное мнение. Поэтому кукольный театр очень полезен детям с проблемами социализации.

Популярны и ситуационные кукольные сценки для коррекции поведения детей. Например, «Жадная лошадка», «Не стану убирать игрушки» и т.п. Весело проиграв ситуацию, дети усваивают верную модель поведения, заложенную в идее произведения.

Куклотерапия и иные виды арт-терапии

Куклотерапия ещё эффективнее, когда дополняется прочими видами арт-терапии. Её отлично дополняют:

  • Сказкотерапия. Пьеса может быть поставлена по специально подобранным сказкам (в том числе, психокоррекционным).
  • Изотерапия. Эффективны упражнения, в которых пациент (взрослый или ребёнок) рисует счастливого себя, а после по этому рисунку шьёт текстильную куклу. Эта кукла помогает быстро «переключаться» на позитивный настрой.
  • Песочная терапия. Проигрывание кукольных историй в пространстве песочницы стимулирует более глубинную проработку, а также погружает в новые непривычные сенсорные ощущения.

Меняются люди – меняются куклы. Но во все времена куклы остаются интересными, полезными, близкими. Куклотерапия лишь умело использует их таинственное влияние на наши умы и сердца.

дети игра с куклой кукла куклотерапия кукольный театр создание куклы

Источник: http://healingarts.ru/kukloterapiya/

Куклотерапия: чем она полезна и как ее освоить

Куклотерапия для детей и взрослых

— по рубрикам — Психология ᄂПсихология

17 сентября 2016, 00:00 | Катя Баранова

Куклотерапия – что это? Слово, вроде бы, на слуху, но по факту мало кто может сказать, что конкретно собой представляет данная психологическая методика. Так давайте попробуем разобраться, как и кому могут помогать куклы.

Редкий ребенок не любит играть в куклы. Девочки обожают наряжать и заплетать игрушечных принцесс, мальчики предпочитают управлять маленькими солдатиками…

Но далеко не все родители знают, что интерес малыша к человекоподобным фигуркам зачастую может стать ключом к решению различных психологических проблем. Вспомните, во что вы играли в детстве.

Возможно, ваши любимые игрушки станут ключом к выходу из проблемного состояния уже во взрослом возрасте.

В каждой семье есть свои проблемы, но порой их решение лежит на поверхности: так, любые проблемы с общением, как то невозможность наладить контакт с коллегами, стеснение при общении с малознакомыми людьми или трудности с противоположным полом, помочь может куклотерапия.

Куклы могут скорректировать поведение ребенка и помочь ему справиться с трудностями, укрепить психическое здоровье, научиться правильно улаживать конфликты и наладить контакт со сверстниками.

Взрослым они помогают дистанцироваться, как бы спрятаться за выбранного персонажа и увидеть проблему со стороны, что зачастую уже само по себе помогает справиться с ней самой или своими эмоциями по отношению к ней.

Вся суть

Для детей

Идея проста: вы должны определить, какой сказочный/мультипликационный персонаж у вашего малыша любимый. Узнав это, вы можете разыграть для него маленькое представление с участием игрушки, похожей на этого героя.

Малыш будет проецировать поведение куклы на себя. Таким образом вы можете подтолкнуть его к правильному решению разных проблем и наглядно продемонстрировать, как вести себя в обществе. Ведь кукла — промежуточный объект взаимодействия взрослого с ребенком.

Для взрослых

Во время сеанса кукла настраивает пациента на позитивный лад, снимает чрезмерную серьезность и тревожность, позволяет открыться.

Взрослым на приеме предлагается выбрать одну или несколько кукол и проиграть ситуацию от каждого лица с разными эмоциями.

Подобная методика с использованием одинаковых кукол с разным выражением лица используется во время коррекции ситуации с профессиональным выгоранием.

Различные методы

Метод психологической помощи детям и подросткам при помощи кукол разработали психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова, хотя еще в 1926 году британский невропатолог Малколм Райт использовал кукол для того, чтобы дети меньше боялись уколов.

Подход Медведевой и Шишовой характеризуют как психодраматический. Также существует игротерапия и арт-терапия.

Эти методики отличны друг от друга, но преследуют они одну и ту же цель: снятие чрезмерного психоэмоционального напряжения, помощь в решении тревожащих проблем.

Отдельная методика связана с изготовлением кукол или целых ситуаций, где в коробке, украшенной специальным образом, располагаются самостоятельно изготовленные куклы. Если идет работа, например, со страхом, такая техника позволяет в прямом смысле этого слова управлять собственными тревогами.

Основные функции куклотерапии

Психологи выделяют пять основных функций куклотерапии. Первая и, пожалуй, самая важная — воспитательная. От нее зависит психокоррекция различных проявлений личности в импровизированных моделях сложных жизненных ситуаций.

Далее идет обучающая функция, иными словами — обогащение ребенка знаниями об окружающем мире через игру.

От обучающей функции логический переход к развивающей — она отвечает за развитие разнообразных физических процессов, таких как моторика пальцев, долгосрочность памяти, концентрация внимания.

Не стоит забывать и про значимую коммуникативную функцию — ведь куклотерапия, как мы упоминали ранее, помогает детям легче устанавливать контакт со сверстниками и комфортнее чувствовать себя в даже в незнакомом коллективе.

И, конечно, не стоит забывать о релаксационной функции, отвечающей за расслабление ребенка, снятие его эмоционального напряжения. Именно эта функция выходит на первый план при работе со взрослыми людьми. Хотя и от развивающей не стоит открещиваться, ведь улучшение памяти и внимания, совершенствование мелкой моторики актуально в любом возрасте.

Кстати…

После приема у психолога полезно дополнительная релаксация в виде приятной ванны с расслабляющей пеной.

Пена для ванн Вербена, L'OccitaneШипучий кубик для ванной в ассортименте, SephoraRelax Пена для ванн и душа с эфирными маслами, Clarins

Катя Баранова, iledebeaute.ru

Источник: https://iledebeaute.ru/psihologiya/2016/9/17/77831/

Куклотерапия — куклы спешат на помощь

Куклотерапия для детей и взрослых

В психологической работе с ребёнком бывают определенные сложности – это достучаться до него, завоевать доверие, получить своего рода разрешение на оказание помощи. Поэтому крайне важен выбор корректной формы общения с проблемным малышом.

Сегодня во всём мире для психологической коррекции детей и подростков активно используются сказкотерапия и куклотерапия.

Эти два метода позволяют мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка и, главное, позволяют сделать так, что помощь взрослого будет принята, а все важные слова и советы – по-настоящему услышаны.

Куклотерапия – это одна из направлений арт-терапии и игротерапии, помогающая решить психологические проблемы, такие как:

  1. Зажатость, закомплексованность;
  2. Последствия психотравмы (в том числе и скрытой, до конца не осознаваемой);
  3. Отторжение реальности;
  4. Сложность выражения эмоций;
  5. Трудности в построении общения с другими людьми;
  6. Аутичность или аутизм.

Кукла в данном методе психологической помощи выступает посредником между ребёнком и кооректирующим взрослым. Сначала нуждающийся в коррекции малыш создаёт свою куклу, а затем под руководством помощника «играет» с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними.

История метода

Кукла – обязательный и привычный всем атрибут детства, пришедший в современную жизнь с древнейших времён. Столетия назад новорождённому малышу обязательно дарили куколку-оберег, которая охраняла малыша от болезней и злых духов. Этот подарок человек берёг на протяжении всей своей жизни как верный и самый главный талисман.

Воспринимая куклы как игрушки, родители тем не менее прекрасно знают об их «магических» свойствах: ребёнок будет есть, если «покушает» его кукла; с радостью пойдёт на прогулку, если любимого друга можно будет взять с собой.

В определённый период развития практически все дети верят в то, что на самом деле куклы живые, просто скрывают свою тайну от взрослых (вспоминайте и «Щелкунчика», и «Голубую стрелу», и «Буратино», и даже диснеевскую «Историю игрушек»). Куклам дети рассказывают о своих печалях, рядом с ними сладко засыпают по ночам.

Несомненно, обо всём этом размышляла Анна Фрейд – дочь великого Зигмунда, основавшая детский психоанализ и предложившая куклотерапию как один из его ведущих методов.

На наших просторах куклотерапию развивали и популяризировали такие советские учёные, как И.Медведева и Т.Шишова, впервые предложившие кукольные детские театры как форму досуга, укрепляющую психологическое здоровье подрастающего поколения.

Как вы видите, куклотерапия – это не просто модное слово, возникшее вчера и не имеющее под собой научной основы. За этим методом – годы и годы упорной плодотворной работы, плодами которой грех не воспользоваться современным родителям, психологам и педагогам.

Показания к применению, цели куклотерапии

Можно выделить ряд случаев, при которых применение куклотерапии будет целесообразно. Например, в жизни ребёнка присутствовала некая психическая травма, справиться с которой самостоятельно он не сможет.

Или же ребёнок замкнут, потерян, закрыт для всего окружающего. Малыш может, наоборот, быть гиперактивным, не справляться со своими эмоциями, иметь склонность к истерикам, тяжело переживать кризисы.

И наконец, куклы окажутся очень полезны для аутичного маленького человека.

В работе на всеми этими проблемами психолог, правильно применяющий куклотерапию, может достигнуть следующих целей:

  • Релаксация (психологическая разрядка напряжённого ребёнка, повышение градуса его доверия к миру);
  • Построение коммуникативных мостиков (налаживание отношений между ребёнком и взрослым или между ребёнком и ребёнком; создание детского коллектива);
  • Развитие (актуализация памяти, сообразительности, воображения, фантазии детей);
  • Получение новых знаний о мире.

Виды и методы куклотерапии

Использование кукол в общении с ребёнком — путь очень творческий и непредсказуемый. Он будет зависеть и от личности взрослого, и от возраста и характера ребёнка, и, конечно же, от ситуации, которую необходимо проработать и скорректировать.

В самом общем виде методы кукольной терапии напрямую зависят от типов кукол, которые использует психолог. Это могут быть:

  • Куклы-марионетки. Такие куклы изготавливаются из нескольких частей, подвешиваются за ниточку и могут шевелить руками и ногами. Они свободны в движениях, поэтому при их помощи можно показать много событий и эмоций.
  • Перчаточные куклы. Это традиционные участники кукольного театра «Петрушка»: твёрдая голова, к которой крепится мягкое полое тело. Такая кукла надевается на руку как перчатка и по сути становится частью кукловода. Для того что бы руководить такой куклой, ребёнок должен обладать определённой степенью мастерства, поэтому на занятиях этому должно посвящаться должное количество времени.
  • Пальчиковые куклы. Самый простой вариант игрушки. Некоторые психологи даже практикуют использование экспресс-куклы: на шарике для пинг-понга рисуется лицо, и такой шар надевается на палец ребёнка. Казалось бы, это какая-то халтура, но на самом деле, по тому, каким будет лицо на шаре, многое можно будет сказать об эмоциональном состоянии пациента. И сразу станет понятно, в каком направлении нужно выстраивать работу дальше. Пальчиковые куклы могут изготавливаться из фольги, картона, даже из небольшой спринцовки. У ребёнка может быть целый ассортимент таких кукол-актёров – с разными выражениями лица – для любого настроения.
  • Верёвочные куклы. Они представляют собой комбинацию петель.Такие куклы-абстракции больше подходят для детей постарше. Поскольку лиц как таковых у них нет, маленькому ребёнку сложно пройти путь отождествления, а вот подросток наоборот оценит эту таинственность и недосказанность. Такая кукла может быть любого размера, в том числе даже ростовой. Ребёнок, снабдив её каким-то своим атрибутом, например, резинкой для волос, обязательно рассмотрит в ней своё отражение.
  • Плоскостные куклы. Бумажные, картонные или пластиковые, эти фигурки просты в плане изготовления, ведь нужно уметь только рисовать и вырезать, а этими навыками к трём годам владеет абсолютно любой ребёнок. Не нужно недооценивать возможности таких кукол-рисунков: может, они не так человекоподобны, как марионетки или перчаточные куклы, но связь с ними пациент обязательно почувствует.
  • Теневые куклы. Особый вид театральных кукол, предназначенных для теневого театра. Подойдут для более подготовленных детей, уже «подкованных» в создании театральных представлений. Теневые спектакли создают особую атмосферу доверительности и интимности, полумрак способствует ощущению уюта и желанию поделиться самым для себя важным и сокровенным.

Не нужно думать, что кукла для занятий обязательно должна быть красивой, качественной и мастерски изготовленной.

Куклу ребёнок делает сам, и важно объяснить ему, что любой результат будет прекрасен, потому что это его результат, и его кукла будет единственной в мире.

Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов, потому что очень важно, чтобы он чувствовал родство с этим произведением, видел в нём не частичку себя, а всего себя – с достоинствами и недостатками.

Первым этапом работы куклотерапевта является создание куклы.

Затем идёт обучение управления ею.

Третий этап – самый тонкий и сложный – правильная беседа с куклой, её «оживление».

И наконец венцом работы становится собственно создание спектакля (мини-спектакля или просто сценки) с участием созданной игрушки – по сути это сказкотерапия с участием кукол, сказкотерапия пластичная и наглядная, близкая и понятная каждому малышу.

Рекомендуем вам почитать про еще один метод арт-терапии для работы с детьми: Изотерапия — исцеление через творчество

Несомненными достоинствами куклотерапии в работе именно с детьми являются следующие её особенности:

  • Естественность. Игра – самая нормальная среда для ребёнка, такая форма занятий вызывает его доверие, что способствует быстрому и мягкому раскрепощению.
  • Наличие симпатичного посредника. Ребёнку часто очень трудно открыться взрослому. Взрослые – это представители другого мира, порой воспринимаемого детьми как враждебный. Взрослые даже могут быть виновниками наличия у ребёнка психотравмы. А кукла – это «свой парень», она не может обидеть, высмеять, выдать твой секрет. Кукле можно открыться, её нельзя бояться. Игрушка – замечательный помощник психолога, а если это ещё и «своя игрушка», то её помощь сложно переоценить.
  • Интерес. Сегодня гиперактивным является чуть ли не каждый второй дошкольник. Для того, чтобы просто поговорить с таким ребёнком, приходится тратить кучу энергии и нервов. В случае куклотерапии проблема «усадить» малыша отпадает: ему просто будет интересно.

Занятия и упражнения

Куклотерапия – процесс сложный, интересный, захватывающий. Укажем лишь несколько основных упражнений, без которых сложно представить этот метод. Но помните, всегда можно придумать и что-то своё, подходящее именно вашему ребёнку.

  1. Установление доверительных отношений с ребёнком. Создание проекта будущей куклы;
  2. Изготовление уникальной куклы-помощника;
  3. Беседа или даже интервью с куклой;
  4. Монолог ребёнка о жизни куклы;
  5. Сочинение историй (сказок) о кукле;
  6. Знакомство куколок разный детей;
  7. Создание совместной истории о нескольких куклах сразу;
  8. Обсуждение сценария кукольного спектакля;
  9. Репетиции спектакля;
  10. Исполнение спектакля;
  11. Обсуждение спектакля с ребёнком наедине или в группе детей.

Спектакль (представление) служит своеобразным катарсисом куклотерапии, её кульминацией. Он дарит ребёнку удовольствие и неповторимые эмоции, которые и делают его более открытым и творческим.

Важно! Самостоятельное применение куклотерапии – не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Очень важно, чтобы ребёнок создал куклу именно сам, а типичная мама легко может увлечься помощью настолько сильно, что в итоге это будет её кукла, и ребёнок не будет чувствовать никакого родства с этой игрушкой.

Успехи куклотерапии в работе с особенными детками

Являясь одновременно частью игротерапии и арт-терапии, куклотерапия сегодня успешно используется в работе с детьми-аутистами.

Больших успехов в раскрепощении и социальной адаптации таких деток добиваются кукольные театры, в которых и куклы-актёры, и сценарии постановок создаются самими маленькими участниками.

Работа в таких театрах помогает малышам открыть глаза на реальность и своё место в ней, научиться распознавать свои эмоции и правильно владеть ими.

Мамы детей-аутистов отмечают, что после участия в кукольном представлении они замечают значительные улучшения в речи, а также в социальной адаптации особенных малышей.

У них появляются друзья, они становятся тактичнее и сдержаннее в проявлении негативных эмоций.

Скачать конспект и литературу по куклотерапии

1. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда.

Татаринцева А.Ю. [Tatarinceva_A.YU.]_Kukloterapiya_v_rabote_psiholo(b-ok.org)

2. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. 

Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю korrekciya_trevozhnosti

Куклотерапия, по сути, – это творчество. А любое творчество – это создание маленького чуда. Мы искренне желаем вам чудес в решении любых психологических проблем ваших замечательных детей.

https://www.youtube.com/watch?v=Z2UmK_juvkM

Статью прочитали: 8 723

Расскажите друзьям:

Источник: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/kukloterapiya-dlya-detej-metody-i-uprazhneniya.html

Куклотерапия для взрослых и детей

Куклотерапия для детей и взрослых

Что такое куклотерапия? Чем она отличается от просто игры в куклы? Как она может помочь маленьким и взрослым клиентам? Можно ли практиковать куклотерапию в домашних условиях? Об этом – в нашей статье рассказывает профессиональный психолог Анна Кутявина.

Куклы – большие и маленькие, пупсы и «взрослые» Барби  — неизменный атрибут детства. Редкие дети не любят играть в куклы, особенно девочки. А мальчишки с удовольствием устраивают домашние театры с пальчиковыми куклами и увлеченно играют с роботами и фигурками лего. И эти игры очень и очень увлекают.

Испокон веков люди наделяли куклы особым, ритуальным значением. Так, например, на Руси новорожденному малышу дарили тряпичную куклу-символ защиты от нечистой силы. Молодой невесте предлагали куколку, оберегающую от бесплодия. И даже в родах женщине клали в постель специальную куклу для облегчения боли и успешного разрешения.

Время прошло, но кукла не осталась забытой. Более того, теперь ее используют в психологии, как чудесного и верного помощника в лечении многих проблем. Что же полезного несет в себе куклотерапия, и с какими запросами к ней обращаются?

Арт-терапия. Что это такое и зачем нужна?

Возникновение и суть куклотерапии

Куклотерапия — это направление психотерапии, которое использует куклу в качестве основного приема психокоррекционного воздействия. При этом, кукла служит своеобразным посредником между ребенком и взрослым, клиентом и терапевтом.

Точное время возникновения термина «куклотерапия» не сохранилось в истории. Но известно, что еще в 1926 году невропатолог Малколм Райт из Уэльса использовал кукольный театр, чтобы снимать детские неврозы, связанные с прививками.

Куклотерапия для детей широко используется в разных направлениях психотерапии: игротерапии, арт-терапии, психодраме, сказкотерапии.

По сути, куклотерапия — это способ психокоррекции состояний человека при помощи кукол. И применяться она может в разных формах. Одна из самых частых и наиболее действенных форм — «кукольный театр». При этом, сюжет спектакля может быть написан специально для данной ситуации, а может быть взят из готовой сказки или пьесы.

Функции куклотерапии

В психотерапии выделяют пять главных функций куклотерапии:

  1. Воспитательная функция. Она, пожалуй, самая важная. С помощью этого свойства куклотерапии происходит психокоррекция разных проявлений личности, через импровизированное «проживание» сложных жизненных перипетий.
  2. Обучающая функция – через игру с куклами ребенок получает новые знания о мире вокруг него.
  3. Развивающая функция — отвечает за развитие у ребенка сложных физических и психических процессов: мелкой моторики пальцев, концентрации внимания, долгосрочной памяти.
  4. Функция общения, или коммуникативная — куклотерапия помогает ребенку проще и легче установить контакт с ровесниками, чувствовать себя уютнее даже в незнакомом обществе.
  5. Релаксационная функция – отвечает за расслабление, снятие эмоционального напряжения. А это важно и ребенку, и взрослому.

Кукла в руках человека – своеобразная ширма, за которой он может спрятаться, отгородиться от себя и полностью раскрыться.

В чем еще может помочь куклотерапия?

  • В диагностике – в процессе игры с куклами человек может точно рассказать о событиях в своей жизни, своих чувствах и желаниях.
  • В обучении навыкам саморегуляции, управления эмоциями.
  • В разрешении внутренних конфликтов — здесь чаще всего используют тряпичную куклу.
  • В развитии речи – играя с куклой, малыш легче и быстрее научится разговаривать. В данном направлении большую помощь оказывают родные и «до боли» знакомые русские народные сказки.
  • В профилактике и лечении страхов.
  • В коррекции семейных отношений.
  • В лечении таких проблем, как заикание, энурез.
  • В социальной реабилитации инвалидов.
  • В раскрепощении, расслаблении замкнутого или застенчивого человека.
  • В формулировании желаемого образа будущей жизни.
  • И, конечно, в развитии креатива, творческих способностей, образного мышления.

Само по себе создание рукотворной куклы – акт целительства. И многие клиенты, попавшие на прием к куклотерапевту, со временем сами «заболевают» куклами: начинают изучать эту тему, изготавливать свои куклы, искать новые техники, даже открывать свои кружки и курсы куклотерапии.

Для работы с детьми кукла – невероятная находка. Ведь малышу с проблемами нередко бывает трудно открыться, заговорить с незнакомым человеком. А кукла – совсем другое дело. Она привлекает внимание, может первая «заговорить» с ребенком. И он может взять поговорить от ее имени.

Сама по себе кукла – это миниатюрный образ человека, и она может восприниматься как носитель архетипа – нашего бессознательного.

Куклотерапия в домашних условиях

Куклотерапевты часто для работы с эмоциями используют специальный набор из однотипных кукол, у которых разное выражение лица. Здесь есть куклы, которые символизируют радость, грусть, гнев, спокойствие, удивление, страх. Задача такой работы – попробовать «на вкус» разные эмоции, научиться свободно и спокойно их испытывать и переключаться между ними.

Еще один способ работы с куклой – изготовление плоской куклы, к примеру, из плотного картона. Можно вырезать фигуру, олицетворяющую страх, тревогу, а затем подвесить ее на нитку или тонкую веревку и смело управлять своим чувством. Это позволяет выйти за рамки привычных эмоций и посмотреть на них как бы со стороны.

Но не только в кабинете психолога можно заниматься куклотерапией. Вполне можно использовать ее и в домашних условиях.

Вот варианты домашней игры с куклой:

  • Присмотритесь, во что любит играть ребенок, как он играет, и просто поиграйте вместе. Так вы сможете почувствовать, что у него сейчас на душе.
  • Поставьте вместе с ребенком, а лучше – всей семьей кукольный театр. Можно выбрать тему, которая актуальна для вас, и проиграть ее вместе.
  • Создайте куклу своими руками, предложите этот процесс ребенку. Порукодельничайте вместе.

Примеры заданий в куклотерапии

Предлагаю вам попробовать несколько интересных вариантов создания куклы.

Создание тряпичной куклы

Вам понадобятся материалы: лоскут ткани (лен или хлопок), квадрат ткани белого цвета, приблизительно с носовой платок, несколько ярких кусочков ткани, нитки.

Алгоритм работы:

  1. Сверните хлопковую или льняную ткань в трубочку.
  2. Уложите ее по диагонали на середину белого квадрата.
  3. Сверху загните ткань, заверните в нее часть трубочки.
  4. Отступив треть от края, перетяните все ниточкой. У вас получилась голова и шея.
  5. Перевяжите нитками два угла ткани, привязанной к трубочке, — это будут руки куклы.
  6. Посередине обмотайте туловище свободной частью белого квадрата и зафиксируйте нитками на месте талии.
  7. Повяжите на голову платочек из яркого лоскутка.
  8. Из второго кусочка сделайте юбку, из третьего – фартук.

Далее с этой куклой можно играть.

Архетипическая марионетка

В данном случае нужно настроиться и сделать куклу, которая будет очень похожа на то или иное ваше состояние, или она могла бы сыграть это состояние в кукольном театре, или вместе с вами объяснила бы окружающим, что с вами происходит.

Здесь работа с куклой-марионеткой состоит из двух фаз: изготовления куклы и   последующей работы с ней. Но бывает так, что достаточно даже простого создания куклы, и происходит высвобождение. Тогда больше ничего делать и не надо.

Важный момент – эту куклу необходимо сделать за один присест, не отрываясь надолго, чтобы не растерять заложенные в нее эмоции, настроение и чувства.

Смастерить такую куклу можно из двух лоскутов ткани, сложив их в четыре раза и посредине сделав небольшое отверстие.

Далее через это отверстие протягивается кончик ранее подготовленного кусочка ваты, обтянутого светлой тканью — это голова.

Сбоку из обтянутых кусочков ваты поменьше пришиваются ручки-кулачки.

Руки подвязываются на нить, голова – на вторую нить.

Готовую куклу «водят», как в театре.

Архетипическая марионетка помогает человеку найти ответ на главный вопрос:

«Кто я? Что я есть?»

Работая с ней, каждый может научиться понимать и принимать себя, свою самоценность и самодостаточность.

Обязательно попробуйте дома сами и с детьми предложенные техники. Желаю вам много энергии, творчества и радости!

Смотрите и другие наши статьи по арт-терапии:

Арт-терапия. Что это такое и зачем нужно?

Упражнения арт-терапии.

Песочная арт-терапия для детей и взрослых.

Мандалотерапия и ее польза.

Сказкотерапия — мамина помощница

Анна Кутявина

Специально для сайта «Цветы жизни».

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/igry/kukloterapiya-dlya-vzroslyx-i-detej.html

В чем же помогает куклотерапия?

1. Психодиагностика.

Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами».

2. Умение управлять эмоциями.

Здесь возможно применение любых театральных кукол.

3. Самовыражение.

Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

4. Приобретение важных социальных навыков.

Игра с куклами — героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе  нравственный облик.

Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

5. Развитие коммуникативных навыков.

Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.

6. Развитие самосознания.

7. Развитие грубой и мелкой моторики.

 Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки)

8. Разрешение внутренних конфликтов.

Используется тряпичная кукла.

9. Развитие речи.

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание.

10. Коррекция отношений в семье.

Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток.

11. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.

12. Профилактика и коррекция страхов.

Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.

13. Восстановление опорно-двигательного аппарата.

Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.

14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

 Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней.

Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание.

Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.

Аналогичные обряды есть и у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.

 

 

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.

2. Последующая терапевтическая работа с ней.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Изготовление кукол – это своего рода медитация.

Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение,  способность к концентрации, усидчивость.

Кроме того, куклы исполняют роли тех объектов, на которые  смещается инстинктивная энергия человека: человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение  кукле, позволяет облегчить груз своих эмоций и проработать свои чувства, рассказать кукле то, чего невозможно рассказать другим, человек отождествляет себя с более сильной или значимой личностью (так мальчики стараются походить на своих отцов, девочки – на мам).

Год назад я впервые познакомилась в интернете с тряпичными куклами. Мне стало настолько интересно, что я решила изготовить некоторые из них. Первые дались с большим трудом, но потом все легче и легче.

Зато какие чувства я испытывала, когда, заходя на кухню, где они стояли на шкафу, я смотрела на свое творение! А смотрела я при каждом заходе… Каждый раз у меня возникало желание взять куклу в руки, прижать и поцеловать.

Чувства сродни чувствам, испытываемым к родному ребенку.

 

Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир…

Л.Войцехович

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы. Рассмотрим коротко их.

 

Куклы-марионетки.

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять.

«Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

 

Пальчиковые куклы.

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

 

Теневые куклы.

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.

В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

 

Веревочные куклы.

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка.

Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы.

Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

 

Плоскостные куклы.

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися.

Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я».

Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

 

 

Перчаточные куклы.

Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

  

Объемные куклы.

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

Большую роль в куклотерапии могут играть родители и воспитатели. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации. Созданный дома кукольный театр может стать экологичным средством для развития социальной уверенности.

Источники: А.Ю.Татаринцева «Детские страхи»,
Л.Г.Гребенщикова «Основы куклотерапии»,
tylinova.com,
ippt.ru,
psyera.ru

 

А.Ю.Татаринцева «Детские страхи»

Купить в Лабиринт.ru

 Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

 Купить в Беларуси

 Купить в Казахстане

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

Источник: https://ncuxolog.ru/kukloterapiya

Медик онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: