- Музыкотерапия для пожилых людей
- Немного истории
- Интересная классификация
- Формы музыкотерапии
- Физиологическое воздействие музыкотерапии на человека
- Психологическое воздействие музыкотерапии
- Заключение
- : Музыкотерапия для пожилых людей
- Музыкотерапия: влияние музыки на организм человека. Примеры упражнений. Вокалотерапия
- Воздействие музыки на организм человека
- Влияние музыки на психику и здоровье человека
- Влияние рока, хеви-метал, шансона, хауса, хип-хопа
- Влияние классической музыки
- Музыкотерапия: лечение классической музыкой
- Слушать «Соната для двух фортепиано до мажор»
- Слушать «Лунная соната»
- Слушать «Апрель. Подснежник»
- Слушать «Итальянский концерт»
- Вокалотерапия
- Вокалотерапия упражнения
- Музыкотерапия для пожилых людей, создание эмоционального фона при помощи музыки
- История развития
- Для детей
- Для взрослых
- Для пожилых людей
- Как создать благоприятный эмоциональный фон для пожилого человека? Музыкотерапия для пожилых людей
- Эффект от музыкотерапии
- Какая мелодия полезна для умственной деятельности?
- — Лечебная музыка
- — Три этапа лечения
- Как музыкальные произведения вызывают различные чувства?
- Музыкотерапия как метод психологической коррекции
- Что представляет собой музыкотерапия как метод воздействия
- История применения музыки для воздействия на человека
- Определения музыкотерапии от разных авторов
- Применение музыкотерапии в практической психокоррекции
- Лечение музыкой проблем пожилых людей
- Влияние музыки на детей: развитие психики ребенка
- Музыкотерапия как метод психотерапии в современной психологии
- Как музыка воздействует на здоровье: области применения музыкотерапии
- Основные формы музыкотерапии: особенности методик
- Какая музыка подходит для терапевтических занятий
- Понятие музыкотерапии, ее виды
- Проведение музыкотерапии
Музыкотерапия для пожилых людей
Музыкотерапия для пожилых людей
В последнее время особое развитие получили новые направления в медицине и психологии, позволяющие добиться позитивной динамики в лечении пациентов без применения медикаментов. Одно из таких направлений – музыкотерапия, что в переводе означает лечение музыкой.
Спектр применения метода лечения музыкой довольно обширен: от лечения психических и соматических расстройств до педагогико-воспитательной деятельности. Все чаще говорят о выделении ее из тени психологии и создание новой междисциплинарной науки.
Немного истории
Одним из первых значительное и благотворное влияние музыки на самочувствие человека отметил древнегреческий ученый и философ Пифагор.
Он говорил не только о передаче каких-либо культурных знаний через нее (языка, мотивов и пр.), но и об успокаивающем и балансирующем человеческую психику воздействии.
Впервые в крупном масштабе музыкотерапия была применена в ХIХ веке в психиатрических заведениях Франции под руководством одного из психиатров. Дальнейшим этапом ее развития принято считать послевоенное время.
Механизмы лечебного действия музыкотерапии
В 1930-х годах она вышла за пределы Франции и продолжила свое развитие в Германии, Швейцарии Австрии. Уже тогда музыкотерапию использовали для лечения самых различных заболеваний от желудочных язв и болезней желудочно-кишечного тракта до облегчения родов и лечения первых стадий туберкулеза.
На сегодняшний день основано множество профессиональных центров по всему миру, главной направленностью которых является музыкотерапия. Ученые утверждают, что при определенных условиях и правильном лечении музыкой, улучшения в работе организма не заставят себя ждать.
Интересная классификация
В музыкотерапии выделяют несколько ведущих направлений:
- Шведская школа;
- Американская школа;
- Российская школа.
Формирование этих школ приходится на начало-середину 20-го века. Каждая их имеет свои характеристики и отличительные особенности.
В основу Шведской школы вошла идея, что ключевое свойство музыки – ее умение доходить до подсознания, что особенно важно при лечении психических заболеваний.
Музыка расслабляет пациента, снижает эмоциональную усталость. Особое внимание уделяется выбору музыкальных произведений – они служат для вызова необходимой реакции.
Также следует подчеркнуть вклад американской школы. Он заключается в том, что именно в Америке впервые были подобраны произведения различного жанра, вызывающие соответственно разные психологические эффекты – успокаивающий и стимулирующий.
Российская школа выделяется своей богатой историей, биологи, физики, химики изучали влияние музыки на все жизненно важные системы человеческого организма.
Формы музыкотерапии
Также существует множество форм такого лечения, вот основные из них:
- Пассивная;
- Активная;
- Интегративная.
Остановимся на них подробнее. При пассивной форме музыкотерапии пациент не совершает активных действий, основной смысл заключается в прослушивании произведений, соответствующих его состоянию.
При активной форме пожилой человек принимает участие в воспроизведении: поет или играет на музыкальном инструменте. Интегративная форма объединяет в себе черты пассивной и активной – слушая музыку, пожилой человек занят чем-то еще.
Физиологическое воздействие музыкотерапии на человека
Данный тип воздействия музыки на человека основывается на способности мышц и нервной системы запоминать и усваивать. Музыка — своего рода раздражитель, стимулирующий процессы, протекающие в организме.
Влияние музыкальных инструментов на организм человека
Ритмы человеческих органов соразмерны друг с другом. Существует связь между ритмами движения и работы внутренних органов. Они складываются в единый ритмический механизм. Используя это, можно добиться контроля над физиологическими процессами.
Психологическое воздействие музыкотерапии
Применение различных музыкальных элементов, таких как ритм, тональность и другие позволили выявить их воздействие на эмоциональный фон человека и определить соответствующую закономерность. Психологические воздействие музыки в первую очередь связывают с эмоциональной реакцией человека на звуки мелодии.
Сеанс музыкотерапии
Под психологическими механизмами, корректирующими состояние человека, принято понимать расслабление, эмоциональную разрядку, отдаление человека от многих проблем («новое видение») и поиск новых путей выпуска эмоций.
Заключение
Музыкотерапия в отличие от других видов медицинского вмешательства не требует непосильно дорогого для больниц оборудования, оказывает наименьшее разрушительно воздействие – ведь всем известно, что у любого лекарства есть побочные эффекты, но музыка как лекарство – счастливое исключение из этого правила.
: Музыкотерапия для пожилых людей
Также рекомендуем почитать про:
- арт-терапию;
- библиотерапию;
- канистерапию;
- аэрофитотерапию;
- трудотерапию.
Источник: https://noalone.ru/infocentr/psikhologiya/muzykoterapiya-dlya-pozhilykh/
Музыкотерапия: влияние музыки на организм человека. Примеры упражнений. Вокалотерапия
Многие ученые-медики, в том числе наши соотечественники Владимир Бехтерев и Иван Сеченов, говорили об огромном воздействии музыки на организм человека, его нервное состояние, дыхательную систему и кровообращение. Разный темп и гармония могут провоцировать поднятие или снижение артериального давления, ускорять или замедлять частоту пульса.
Воздействие музыки на организм человека
Свое действие на организм музыка оказывает на двух уровнях.
На психолого-эстетическом она отражается на настроении человека и его эмоциях. Она способна вызывать различные ассоциации и «рождать» фантазию.
На физиологическом уровне звуковые волны воздействуют на органы слуха, тем самым приводят к активации биохимических процессов в организме на клеточном уровне. Благодаря данному феномену музыки, музыкотерапию используют не только для лечения «душевных травм», но и для устранения многих внутренних заболеваний.
Во многих университетах европейских стран существуют программы для подготовки музыкотерапевтов. Ведь давно известно, что музыка имеет расслабляющий и обезболивающий эффект. Этим уже пользуются анестезиологи, стоматологи, акушеры и психиатры.
В санаторном лечении положительный эффект музыки часто используется для избавления от нарушений сна, вызванных стрессами или депрессиями. Специально подобранная мелодия позволяет восстановить здоровый сон у 45% пациентов после нескольких сеансов терапии, а к концу 10-дневного курса сон восстанавливается у 80%.
Операции, которые проводятся во французском Национальном институте крови, происходят исключительно под музыкальное сопровождение. Музыкальные партии подбираются для каждого пациента отдельно в соответствии с характером заболевания и индивидуальными особенностями.
Голландские врачи проводят исследования о влиянии музыки на сердечную деятельность. Они обнаружили, что людям, страдающим сердечными дисфункциями, полезно слушать мелодии в мажорных тонах. Также они заметили, что музыкальные произведения влияют на выработку гормонов эмоций: радости и тревоги.
Влияние музыки на психику и здоровье человека
Как же понять какую мелодию стоит слушать, чтобы облегчить свое состояние? Все просто, необходимо прислушиваться к себе и ориентироваться на свои ощущения и эмоции, которые она вызывает.
Как правило, аудиозаписи звуков природы, мантры, колыбельные и народные песни создают ощущение защищенности и полного спокойствия. Они оказывают положительное влияние не только на психику человека, но и нормализуют кровообращение, работу органов дыхательной и пищеварительной системы.
Безусловно, надо слушать свои любимые композиции. Пусть они не относятся к классическим произведениям, которые призваны целебными. Когда играет ваша любимая мелодия, вы приходите в тонус и у вас пробуждаются важные процессы в организме. В конце концов, она поднимает вам настроение и наводит на хорошие мысли. А как известно положительное мышление — это залог здоровья организма в целом.
Влияние рока, хеви-метал, шансона, хауса, хип-хопа
Популярная музыка в перечисленных стилях, как правило, приводит к перенапряжению нервной системы человека. Она быстро утомляет, вызывает чувство раздражения и негативные мысли.
Не рекомендуется слушать такие аудиозаписи слишком продолжительное время.
Да, она может вам нравится, но от регулярного ее прослушивания, особенно в наушниках, необходимо отказаться на благо здоровью своей нервной системы.
Влияние классической музыки
Ни для кого не секрет, что классическая музыка обладает весьма эффективным терапевтическим свойством. Особенно благоприятно она влияет на психоэмоциональное состояние человека.
Звуковые колебания классических композиций так гармоничны, что приводят людей в состояние умиротворения и спокойствия. Помимо этого, она «убирает» чувство тревоги, беспокойства и нервозности.
Произведения классиков даже способны повышать трудоспособность человека.
Недаром многие великие композиторы совмещали музыкальную деятельность с наукой. Александр Порфирьевич Бородин, помимо того, что написал бессмертную оперу «Князь Игорь» и немало других произведений, был ученым-химиком. Гектор Берлиоз, нашумевший «Фантастической симфонией», был врачом.
Но не стоит думать, что все так просто. Поставил хорошую музыку – и стал здоровым. Музыка может как помочь, так и навредить. Например, музыканты Харьковской филармонии, которые получили авторское право на специальные концерты для беременных, утверждают, что музыка Вивальди, Моцарта, Гайдна и Штрауса очень благотворно влияет на плод, а Баха – негативно.
Музыкотерапия: лечение классической музыкой
Самой полезной для человеческого организма медики признают музыку Вольфганга Моцарта. Она не быстрая и не медленная, не тихая и не громкая, плавная и не монотонная. Музыка Моцарта является уникальным средством от стресса и депрессий.
Более того, она очень эффективно воздействует на кору головного мозга, что способствует лучшему запоминанию текстов и изучению иностранных языков. К примеру, «Соната для фортепиано №11 ля мажор» повышает тонус, улучшает настроение и избавляет от мигрени.
А по утверждению Франа Роше, невролога, «Соната для двух фортепиано до мажор» повышала умственные способности студентов во время экзаменов. Мелодии рекомендуется слушать в тихом режиме.
Слушать «Соната для двух фортепиано до мажор»
http://bestlaa.ru/wp-content/uploads/2016/11/WolfgangAmadeusMozart_-_Сонатадля2фортепианодомажор.
mp3
В Мюнхене немецкие доктора рекомендуют больным прослушивать сочинения Вольфганга Моцарта и Людвига ван Бетховена, особенно те произведения, в которых звучит кларнет, именно они оказывают положительное воздействие на сердечно-сосудистую систему и регулируют кровообращение. А произведения «Лунная соната» и «Симфония ля минор» избавляют от чувства раздражения и бессонницы.
Слушать «Лунная соната»
http://bestlaa.ru/wp-content/uploads/2016/11/Бетховен_-_ЛуннаяСоната.mp3
Для поднятия настроения и жизненного тонуса, повышения своей активности советуют слушать Шестую симфонию Чайковского, Увертюра Бетховена к драме «Эгмонт», Прелюдия №1, опус 28, Шопена и Венгерская рапсодия №2 Листа.
Плавная композиция Франца Шуберта со словами «Песнь моя летит с мольбою…» успокаивает и приводит к легкому и мечтательному настроению.
Так же влияет на психику человека «Баркаролла» (песня лодочника), мелодии из цикла для фортепиано «Времена года» Петра Чайковского. А «Апрель. Подснежник» чарует своей нежностью и побуждает к активности.
Чайковский рисует весну как знак обновления, вслушайтесь, и организм будет так же обновляться, как молодой подснежник ранней весной. Это оздоравливает.
Слушать «Апрель. Подснежник»
http://bestlaa.ru/wp-content/uploads/2016/11/ЧайковскийПетрИльич_-_Временагода-Апрель3AПодснежник.mp3
Мазурка и прелюдия Шопена и вальсы Штрауса и Рубинштейна помогут избавиться от чувства тревоги и повысят вашу самооценку.
Для нормализации артериального давления при гипертонии, а также для снятия напряжения из-за напряженных отношений с людьми рекомендуется слушать «Концерт ре минор для скрипки» и «Кантата №21» Баха, Соната для фортепиано и Картет №5 Бартока, Месса ля минор Брукнера.
А от чувства обиды, зависти и злости поможет избавиться «Итальянский концерт» Баха и «Симфония» Гайдна.
Слушать «Итальянский концерт»
http://bestlaa.ru/wp-content/uploads/2016/11/JohannSebastianBach_-_Итальянскийконцертфамажор-Часть1-Allegro.mp3
Вокалотерапия
Также существует термин «вокалотерапия», который подразумевает лечебно-профилактический метод, основанный на певческом дыхании. Это своеобразный легкий массаж внутренних органов.
Вокалотерапия упражнения
При помощи специальных упражнений, методом воздействия звуковых вибраций можно укрепить кровеносные сосуды. Эти упражнения с давних времен практикуются народными медиками Востока. Вы, скорее всего, слышали о пользе мантр. Они предлагают пациентам протяжно произносить некоторые слова, которые соотносятся с разными частями тела. Например:
- звук «гон» — положительно влияет на селезенку;
- повторяя «гуо» — поможете печени;
- «Шэн» — окажет благотворное влияние на работу легких;
- «Ю» — почки и мочевыводящая система;
- «чэн» — помогает сердцу;
- «Дон» — звук, благотворно влияющий на желудок и пищеварительную систему.
Каждый из перечисленных звуков нужно повторять 3 – 4 раза.
- повтор звуков «о — и — о — и» благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему;
- на мозг положительно влияют звуки «и — э — и»;
- для массажа центральной части груди повторяйте «о — о»;
- для щитовидной железы и массажа горла произносите «а — а»;
- для поддержания организма в тонусе используйте «А — у — э – и».
Расслабьтесь, отключите поток мыслей, закройте глаза. На выдохе произнесите нараспев «А‑О-У-МММ».
Упражнения вокалотерапии пересекаются со смехотерапией.
Певцы – это призвание долгожителей. Профессор Сергей Ваганович Шушарджан, основавший Институт медицины и музыкотерапии, утверждает, что чем больше человек слушает музыку, тем больше он живет.
94-летний Пабло Казальсе, испанский дирижер, имеющий молодую жену, говорил: «Каждое утро я ожидаю новой встречи с музыкой». Он выглядел старым и слабеющим человеком, но совершенно преображался только лишь от прикосновения к роялю.
Он светился молодостью. Лекарством ему была музыка.
Влияние музыки на здоровье человека является обширной темой. Изучение данного феномена изучается и по сей день. Необходимо всегда следовать своим чувствам и эмоциям, чтобы понять какая мелодия способна облегчить состояние.
Источник: https://BestLavka.ru/muzykoterapiya-vliyanie-muzyki-na-organizm-cheloveka/
Музыкотерапия для пожилых людей, создание эмоционального фона при помощи музыки
Музыкотерапия – это термин, буквально означающий «лечение музыкой». В качестве исцеляющего интегративного метода используется в психологии и психотерапии, а также – в педагогических и воспитательных программах.
Это один из ведущих методов Арт-терапии. Гармоничное и универсальное влияние мелодий применяется при налаживании процесса личностного развития.
Музыка избавляет от стресса, возбуждает творческие способности и даже облегчает физическое состояние.
Классическая музыка, написанная несколько столетий назад, не теряет своих исцеляющих свойств. Как известно, посещение концертов «живой» классической музыки – это не только признак хорошего вкуса и воспитания, но и мощная энергетическая подпитка. Подобную музыку создавали не простые люди, а великие Мастера, часто Посвящённые.
Благодаря научным изысканиям 90-х годов 20 века доказано: музыка Моцарта повышает интеллект и повышает активность мозга. Феномен назвали «эффектом Моцарта».
Непостижимым образом прослушивание произведений великого композитора оказывает мощное влияние на функционирование всей коры головного мозга, что подтверждено лабораторными исследованиями с применением магнитного резонатора.
Был сделан вывод, согласно которому целительный эффект достигается за счёт особой частоты смены ритма и звука (всё те же волновые характеристики).
Мозг и центральная нервная система работают на частотах со сменой ритма раз в 20-30 секунд.
После того, как исследователи изучили частотные характеристики музыкальных сочинений 60 разных авторов, выяснилось, что Моцарту, как никому другому, удалось «уловить» соответствующие колебания и отразить частоты в своих произведениях. Целебное влияние усиливается высокочастотными звуками, которыми наполнены сочинения Моцарта.
Справка. Врачи взяли «на заметку» способность музыки Моцарта укреплять мельчайшие мышцы среднего уха, благодаря чему возвышенные классические мелодии помогают при нарушениях речи и слуха.
Слушая Моцарта по два часа ежедневно, актёр Жерар Депардье избавился от заикания и проблем с памятью.
Правительство Канады использует произведения великого композитора для профилактики аварий на дорогах: увертюры Моцарта звучат на городских площадях.
История развития
О целительных свойствах мелодичного звучания знал ещё Пифагор. Древнегреческий учёный широко использовал для терапии и коррекции разных проявлений лиру и флейту. Со своими соратниками философ практиковал групповые сеансы музыкальной терапии, а также при необходимости проводил «настройку», «прикосновение» и «музыкальное сочетание».
Ветхий Завет содержит свидетельства о том, что занемогшего Царя Давида удалось вылечить игрой на арфе. Древнеегипетские жрецы применяли мелодии при лечении бесплодных людей, а хоровым пением избавляли от бессонницы.
Традиционное шаманское горловое пение – это сакральный метод глубинной психотерапии. Практика очищает сознание, настраивает на положительное мышление, гармонизирует работу всех систем и органов тела.
Российские медики и учёные также интересовались музыкотерапией: на стыке 19-20 веков В.М. Бехтерев и И.М. Сеченов писали о благотворном воздействии мелодий на функционирование центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения.
Московский музыкальный терапевт Валентин Петрушин (действующий Президент Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов) разработал собственную методику музыкально-рациональной психотерапии, объединив опыт древних и современные представления.
Профессор придумал новый жанр – лекцию-концерт: в ходе интерактивного мероприятия посетители слушают музыку, медитируют и танцуют.
Для детей
Музыкотерапия активно используется в коррекционной работе с детьми всех возрастов. Мелодии и ритмы оказывают на организм ребёнка мощное влияние, способствуют развитию органов и формированию адекватного восприятия окружающего мира, расширяют потенциальные личностные возможности.
Перинатология
Будущая мама может использовать музыкотерапию для развития своего ещё не рождённого ребёнка, прослушивая во время его вынашивания определённые мелодии. Это не только успокаивающе действует на плод, но и синхронизирует биение двух сердец. Существенно снижается риск нежелательных последствий беременности или родов. Среди показаний — кислородное голодание.
Для дошкольников
Воспитатели активно применяют музыкотерапию в детском саду, чтобы дети в результате занятий:
- быстрее научились говорить;
- правильно произносили звуки;
- владели интонационной передачей смыслов;
- адаптировались в окружающем мире;
- улучшили свою память, логическое и пространственное мышление, интеллектуальные способности;
- ярче проявляли творческие способности;
- развили эстетический вкус.
Используемые методы и упражнения для детей дошкольного возраста:
- слияние с ритмом;
- танцевально-двигательная терапия;
- психосоматическая релаксация;
- вокал;
- игра на различных инструментах;
- музыкальное рисование;
- театр пантомимы и драмтеатр;
- музыкальная сказкотерапия;
- куклотерапия;
- дыхательные гимнастики.
Активное использование музыкотерапии в детском саду помогает снять нервно-психическое напряжение, способствует социальной адаптации ребёнка и формированию целостной и гармоничной личности.
Для школьников
Музыкотерапию можно использовать в школе для снятия психологического напряжения и коррекции девиантного поведения у подростков.
Для этого нужно отводить специальные уроки в расписании — программы уже разработаны и сейчас внедряются как пилотные проекты в некоторые учебные заведения.
Дети снимают стресс на таких занятиях, успокаиваются, настраиваются на рабочий лад. Активизируется мозговая деятельность — улучшается успеваемость.
В ряде школ на переменах по радиоузлу на всё здание включают специально подобранные музыкальные произведения, положительно влияющие на детскую психику.
Обычные школьные психологи тоже могут использовать различные методики музыкотерапии на своих занятиях.
Что касается родителей, то они могут помочь своему ребёнку-школьнику: приобщать его к музыкальной культуре, обсуждать то, что ему нравится, включать перед сном расслабляющие мелодии, вместе ходить на концерты.
В музыкальных школах сеть специальные занятия для развития самостоятельности музыкальной деятельности ребёнка, чтобы он играл на инструменте (пел) не из-под палки, а по собственной инициативе.
При различных диагнозах
Музыкотерапия используется в детской психиатрии:
- для снятия тревожностей и страхов;
- как седативное и снотворное средство;
- как природный метод коррекции личностных и эмоциональных расстройств;
- для коррекции неврологических нарушений, так как правильно подобранные мелодии повышают активность нервных путей.
Многие психотерапевты рекомендуют данное направление родителям для детей с аутизмом. Оно позволяет добиться больших успехов в лечении. На сеансах создаются условия для эмоционального диалога, когда остальные способы уже исчерпали себя.
Полезной оказывается музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Она способствует их социальной адаптации, заставляет поверить в себя, успокаивающе действует на нервную систему, активизирует работу мозговых структур, развивает воображение. Им предлагаются простейшие упражнения:
- «Океан»: дети представляют себя океаном под соответствующую музыку и выполняют движения, имитирующие волны;
- направленные фантазии Оклендера;
- «Пещера»;
- «Я весь состою из звуков…»;
- «Составь портрет из ритмов».
Подобные занятия должен проводить профессиональный музыкотерапевт.
Для взрослых
При наличии фобий, панических атак, затяжных депрессий к музыкотерапии следует обращаться лишь через специалиста. Самостоятельно же можно использовать её, например, для релакса после тяжёлого трудового дня. Этому поспособствуют скрипка и саксофон, а также фортепиано под звуки дождя.
Если есть проблемы с засыпанием, для хорошего сна специалисты рекомендуют слушать произведения Сибелиуса, Грига и Чайковского. Но даже они не могут сравниться с самыми обычными… колыбельными, которые спасают от бессонницы не только непослушных детей, но и взрослых.
Для пожилых людей
Музыкотерапия способна помочь и пожилым людям в реабилитации после сердечных приступов и для восстановления памяти при её возрастных нарушениях. В частности, используется музыкально-интонационная терапия (МИТ), способная изменять участки головного мозга, поражённые в результате инсульта. Во многих домах престарелых данная методика применяется для:
- улучшения психофизического состояния пожилых пациентов;
- лечения депрессий;
- снятия напряжения;
- предотвращения самоизоляции;
- восстановления сил;
- формирования активной жизненной позиции.
Музыкотерапия из всех направлений арт-терапии одно из самых древних и наиболее изученных. Если учесть, что исследования о воздействии мелодий на человека продолжаются, возможно, нас ждёт ещё немало открытий. А это значит, что появятся новые методики и техники, позволяющие справиться и с жизненными трудностями, и с тяжёлыми заболеваниями.
Источник: https://modaplitki.ru/prozhivanie/muzykoterapiya-pozhilykh-lyudey/
Как создать благоприятный эмоциональный фон для пожилого человека? Музыкотерапия для пожилых людей
Бессмысленно спорить с тем, что живая мимика, улыбка, доброжелательность в выражении лица дарят окружающим положительные эмоции и располагают к человеку.
Легкая улыбка во время разговора, смех, улыбка, полная нежности и заботы, радостная улыбка – только несколько примеров проявления человеческих чувств, которые непосредственно влияют на настроение пожилого человека.
Впрочем, терапевтическое значение улыбки и мимики не ограничивается только настроением. Нельзя забывать и о других важных функциях:
- – любые проявления радости – мощный инструмент, который настраивает человека в возрасте на жизнеутверждающий лад, дает ему дополнительную мотивацию, чувство нужности и полезности;
- – улыбки окружающих располагают пожилого человека к общению, предупреждают депрессию и добровольную изоляцию;
- – давно доказано, что каждая улыбка продлевает жизнь человека на физиологическом уровне. Значение такой терапии для людей старшего возраста трудно переоценить.
Эффект от музыкотерапии
Воздействие на организм и душу при помощи мелодий назначают как дополнение к основному лечение или рекомендуют в профилактических целях. Грамотно подобранная музыка способствует:
- нормализации обменных процессов;
- устранению головных болей;
- обеспечению нормального сердечного ритма;
- качественной работе кровеносных сосудов и желудочно-кишечного тракта.
Такое направление в психотерапии стало популярным не только за счет широкой сферы воздействия. Это также один из немногих способов лечения и восстановления, который не влечет за собой побочных действий и вреда.
Терапия при помощи музыки не подразумевает применения лекарственных препаратов и иного вмешательства в организм человека. Поэтому она не имеет противопоказаний.
Однако важно правильно подобрать композиции для того, чтобы достичь поставленных перед сеансом целей.
Какая мелодия полезна для умственной деятельности?
Вопросом, как музыка влияет на эмоциональное настроение, задавались не только меломаны и активные слушатели, но и профессиональные ученые.
Специалисты из Великобритании сделали выводы о том, что спокойные, размеренные и отчетливо различимые понятные мелодии могут значительно повысить работу головного мозга, настроить мыслительные процессы.
Если необходимо настроиться на интеллектуальную работу, рекомендуется слушать спокойные мелодии, приятные, с часто повторяющимися звуками и постепенным нарастанием.
Подобная музыка, без резких перепадов и громких неожиданных звуков оказывает релаксирующий эффект, снимает эмоциональную напряженность.
Важно помнить о чистоте воздуха в помещении — нужно проветривать рабочее место, с целью поступления в организм порций свежего кислорода.
Так происходит воздействие классической музыки на человека — плавные размеренные мелодии оказывают влияние и на внимательность. Если прослушать несколько треков в течение получаса, уровень бодрости и концентрации повысится, что поможет в выполнении дальнейшей работы.
Какие мелодии относятся к данной категории? В первую очередь — классические композиции. Ученые выяснили, что наличие слов в треке уменьшает сосредоточенность и релаксацию ума на 50%.
Поэтому для настраивания на точную, требующую скрупулезности работу, рекомендуется именно классика: Рахманинов, Моцарт, Ростропович, Чайковский.
Также можно слушать современную электронную музыку, в зависимости от предпочтений.
Главное — со спокойным ритмом, без резких переходов, басов и вокала.
— Лечебная музыка
______
Исследования показали, что полезнее всего для человека классическая музыка. Взять хотя бы эффект от музыки Моцарта. На сегодняшний день, с этой точки зрения лучше всего изучено творчество таких композиторов как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ и Шуман.
Плоды трудов Вольфганга Амадея Моцарта помогают лучше осваивать информацию и улучшают мозговую деятельность. Кроме того, под музыку Моцарта, а также Людвига ван Бетховена легче протекают заболевания желудка, ускоряется процесс заживления язв.
Гармоничная мелодия способствует улучшению кровообращения и нормализирует работу сердца.
Также выявлена связь между лечением диабета и классической музыкой, которая помогает нормализации уровня сахара в крови.
Наиболее благотворное влияние на человека оказывают мелодии, исполненные на фортепиано и виолончели. Слушая игру на фортепьяно можно очистить щитовидную железу и привести в порядок мочевую систему.
Под звуки духовых инструментов очищаются бронхи и улучшается вентиляция легких. Органная музыка активизирует мозговую деятельность, а ударные инструменты лечат заболевания печени.
Однако стоит быть осторожными. Неправильный и неподходящий ритм музыки может вызывать чувство тошноты и сильную головную боль. Также не стоит долго служить народный фольклор других стран, так как наш мозг не приспособлен к такому виду музыки.
______
— Три этапа лечения
_______
Лечение музыкой идёт в три этапа — в три мелодии.
Этап первый.
Первая мелодия должна соответствовать настроению человека. Это соответствует понятию «подстройка».
Этап второй.
Вторая мелодия должна быть: светлой, воздушной, вселяющей надежду и дарующей утешение. То есть она должна быть мягкой попыткой нейтрализации чувств, заложенных в первой мелодии. Это соответствует понятию «ведение».
Этап третий.
Последняя (третья) мелодия должна вселять уверенность в своих силах, укреплять твёрдость духа.
Доподлинно установлено, что только классическая музыка не вызывает побочный эффект — эффект эмоционального пресыщения. Поэтому её и используют в психотерапии.
Никогда не пытайтесь взбодрить человека (или взбодриться сами) весёленькой музыкой при депрессии.
Сначала Вы должны послушать любые:1) элегии,2) ноктюрны,
3) колыбельные.
И только потом уже идти «в оперетку», что, кстати, прекрасно работает на третьем этапе музыкотерапевтического исцеления.
Кстати, замечено, что «незнакомая уху» классическая музыка имеет больший позитивный эффект, чем знакомая. Поэтому — избегайте избитых шлягеров классики.
Узнайте какую пользу приносит занятие пением.
_______
Как музыкальные произведения вызывают различные чувства?
Но если цель прослушивания не в улучшении внимательности или памяти? Что делать, если хочется изменить настроение, повлиять на свои эмоции?
Рассмотрим жанры композиций, вызывающие диаметрально противоположные чувства: радость, грусть, энергичность и спокойствие.
- Радость. Веселые, наполняющие счастье мотивы, обычно встречаются в танцевальной и клубной музыке, а также в развлекательных поджанрах хип-хопа.
Легкой, жизнерадостной музыкой можно смело назвать творчество таких исполнителей как Coldplay, Avicii, Tiesto, Calvin Harris, The Chainsmokers, Flo Rida.
- Грусть. Чаще всего грустные мотивы можно найти в ностальгической классике или рок-н-ролле. У каждой группы в репертуаре есть как заводные, жесткие треки, так и наполненные унынием, передающие депрессию.
У многих современных рок групп присутствуют грустные песни. Чаще всего фанаты гитарных струн предпочитают Evanescence и Radiohead. Мрачными треками изобилуют The Doors, Lana Del Rey, Twenty One Pilots. - Энергичность. За прилив бодрости отвечают рок и хип-хоп. Для любителей электронной музыки рекомендуется драм-н-бейс (Flux Pavilion, The Qemists, The Glitch Mob, Netsky). Старые рок-н-ролльные группы также отлично справляются с зарядом энергии. Мощные гитарные рифы, разрывающие динамик барабаны — это к The Rolling Stones, Led Zeppelin, Guns N’ Roses, Metallica, Nirvana. Из более современных артистов подойдут Imagine Dragons, Linkin Park, Disturbed, A Day to Remember, Skillet, The Black Keys. Рэп — обязателен в плеере на тренировках.
Ритмичные, зачастую зацикленные части мелодии настраивают на работу с тяжестями и делают выполнение упражнения легче. Наибольшей энергетикой обладают: Eminem, Kanye West, Kendrick Lamar, Drake, Machine Gun Kelly, ASAP Rocky.
- Спокойствие. Размеренные, умиротворяющие композиции неразрывно связаны с творчеством классиков. Из современных музыкантов, легкие, немного меланхоличные мелодии сочиняют Daft Punk, Depeche Mode, Red Hot Chili Peppers, The 1975, The Weeknd (особенно — раннее творчество).
Источник: https://pro-acne.ru/psihologiya/muzykoterapiya-dlya-pozhilyh-lyudej-sozdanie-emotsionalnogo-fona-pri-pomoshhi-muzyki.html
Музыкотерапия как метод психологической коррекции
Благотворное влияние музыки на эмоциональное состояние обнаружили еще в Древней Греции. Прослушивание приятных мелодий повышает настроение, развивает интеллект, помогает снять эмоциональное напряжение. Музыка в психологии — популярный инструмент воздействия, используемый в диагностике, терапии и психокоррекции.
Что представляет собой музыкотерапия как метод воздействия
Музыкотерапия подразумевает целенаправленное использование музыки для гармонизации психоэмоционального состояния.
В музыкотерапии используют все виды музыки: от электронных записей до самостоятельного освоения музыкальных инструментов.
Изучение музыкального культурного наследия всесторонне обогащает внутренний мир, работает как профилактическое, лечебное, обучающее средство. Регулярное прослушивание музыки предупреждает возникновение заболеваний, вызванных стрессом.
В музыкотерапии выделяют следующие формы:
- индивидуальная или групповая;
- глубокая и поверхностная;
- директивная или не директивная.
Лечение музыкой относится к щадящим методам терапии и практически не имеет противопоказаний. Она положительно влияет на состояние здоровья, облегчая и ускоряя процесс выздоровления.
История применения музыки для воздействия на человека
Древнегреческий мыслитель Пифагор первым исследовал влияние музыки на человека.
Он определил, что прослушивание ритмичных мелодий помогает контролировать эмоции, излечивает нервные болезни, сопутствует гармоничному развитию личности.
Повышенный интерес к музыке также отмечался у ученых 12–13 века. Врачеватели использовали мелодии для облегчения болей при мигрени, бессоннице и болезнях пищеварения.
В 19 веке терапию музыкой стали использовать для лечения заболеваний в области психиатрии. В странах Европы музыкотерапия распространилась после первой мировой войны.
В Германии с ее помощью лечили язву желудка, в Швейцарии — туберкулез. Обезболивающие свойства мелодий австрийские акушеры использовали для облегчения родов.
Позднее музыку как средство анестезии стали использовать в хирургии и стоматологии.
В 20 веке индустриальное развитие позволило сделать музыкотерапию доступной и повсеместной. Ее популярность значительно возросла, а положительный результат влияния мелодий на активность физиологических процессов и нормализацию состояния психики позволил вывести музыкотерапию в поле деятельности официальной науки.
Определения музыкотерапии от разных авторов
«Музыкотерапия» буквально означает «лечение музыкой». Этот термин был изобретен еще в Древней Греции, и в современной психотерапии имеет то же значение. Большинство ученых относят музыкотерапию к вспомогательным методам, которые подготавливают пациентов к более сложным способам лечения. По определениям отдельных практиков под музыкотерапией понимают:
- способ педагогического воздействия, оптимизирующий творческие силы;
- метод лечения отдельных аспектов физиологических и психологических заболеваний;
- способ устранения симптомов психосоматических заболеваний, основанный на прослушивании музыкальных произведений.
Музыкотерапия — дисциплина, одновременно относящаяся к сфере психологии, музыковедению, нейрофизиологии. Исследования показывают, что использование музыки положительно влияет на процесс развития личности, ускоряя образование нейронных связей.
Применение музыкотерапии в практической психокоррекции
Использование музыкотерапии, как метода психологической коррекции, позволяет помочь людям с психологическими заболеваниями различной тяжести. Игра на музыкальных инструментах помогает избавиться от различных патологий:
- Психоневрологических нарушений. Психотерапевты отмечают два вида неврозов: неврастения и истерический невроз. Первый возникает из-за эмоциональных и интеллектуальных перегрузок, второй — развивается под влиянием фрустрации. Для лечения неврастении используют инструменты, позволяющие задавать ритм игре: барабаны, там-тамы. Для снятия истерических симптомов больше подходят спокойные, умиротворяющие практики, например, игра на флейте.
- Нарушений развития воли. Способность ставить и достигать целей в норме начинает развиваться в дошкольном возрасте и окончательно формируется в старшем подростковом возрасте. Взрослый человек с нарушением волевых процессов страдает ленью — стремлением отказаться от преодоления трудностей, неумением определить и достичь цели. Пение и музицирование помогают сформировать необходимые качества для развития воли: чувство наслаждения работой, расширение круга интересов, самоуважение.
- СДВГ у взрослых и детей. Гиперактивность активно проявляется в дошкольном возрасте. У большинства людей интенсивность симптомов снижается к 14 годам, но в некоторых случаях сохраняется во взрослом возрасте. Импульсивность и неспособность надолго удерживать внимание мешает учиться, работать, выполнять элементарные бытовые обязанности. Психокоррекция музыкой помогает снизить признаки гиперактивного поведения, поощрить целенаправленную активность и снизить бесцельную подвижность.
- Тревожности и страхов. Постоянное чувство тревоги мешает испытывать положительные эмоции и фокусирует внимание на отрицательных. Человек находится в эмоциональном напряжении, не может расслабиться, быстро устает. Экспрессивная музыка, сопровождаемая танцевальными движениями, высвобождает эмоции, повышает позитивное восприятие, устраняет эмоциональный конфликт.
Музыкальная релаксация — сильное эмоциональное воздействие. Зачастую оно используется в комплексе с другими методиками. В отличие от других методик, воздействие музыкой почти не вызывает у пациентов негативного отношения, поэтому является популярной и предпочитаемой практикой.
Лечение музыкой проблем пожилых людей
В пожилом возрасте человек сталкивается с постепенным угасанием когнитивных процессов и социальным отчуждением. Музыкальная терапия помогает справляться с такими проблемами:
- Нарушениями работы памяти. Выборочная амнезия — частая проблема, предшествующая болезни Альцгеймера. Прослушивание музыки становиться профилактическим средством.
- Нарушениями расслабления и напряжения мышц. Неспособность контролировать собственные движения вызывает у пожилых людей панику. Музицирование позволяет частично повысить мышечный контроль и избежать связанных с ним страхов.
- Развитием неврозов. Снижение мозговой активности становится причиной большинства заболеваний в старческом возрасте. Прослушивание классической музыки улучшает работу мозга.
Эмоциональная разгрузка в групповой терапии помогает избежать отдаления от других людей, найти новое увлечение и круг общения.
Влияние музыки на детей: развитие психики ребенка
Психика дошкольника постоянно подвергается высокой нагрузке. Ежедневно изучая необходимую информацию, ребенок быстро устает и нуждается в эмоциональной поддержке.
Пассивное прослушивание музыки снимает детскую агрессивность, чувство тревожности и апатию. Используя музыкотерапию, психолог помогает замкнутым детям раскрепоститься и научиться контактировать с другими. Легкая мелодия помогает детям взбодриться утром и скорее погрузиться в сон.
Правила использования музыкотерапии в детских садах:
- Занятия проводятся в специально оборудованном помещении. В нем должно быть достаточное количество матрасов и подушек, на которых малыш может комфортно расположиться. В поле зрения ребенка не должны попадать яркие игрушки и другие отвлекающие предметы.
- Продолжительность сеанса соответствует возрасту ребенка. Чем младше ребенок, тем короче должен быть сеанс. Для детей 4–5 лет его длительность не может превышать 5 минут, с детьми 6–7 лет можно проводить сеансы до 10 минут. Также следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и следить за его эмоциональным состоянием во время прослушивания. Негативная реакция — явный сигнал того, что ребенок устал.
- Прослушивать музыкальные произведения нужно не на полную громкость. Громкий звук усиливает давление на барабанные перепонки и вместо расслабления это вызывает напряжение. Громкость должна быть такой, чтобы ребенок мог во время прослушивания уснуть. Слишком громкие звуки будут пугать детей, а у ребенка с гиперактивностью спровоцируют агрессию.
- Проводить занятия следует после еды. Натощак сложно расслабиться и ребенок будет отвлекаться. Но сразу после приема пищи заниматься нельзя, нужно подождать 1,5–2 часа.
- Окончание занятия должно быть плавным. Сразу после завершения мелодии ребенка нельзя заставлять активно двигаться. Нужно позволить малышу отдохнуть, вернуться к обычному ритму постепенно.
Для дошкольных учреждений музыка — один из обязательных видов групповой терапии.
Музыкотерапия как метод психотерапии в современной психологии
В психологии музыкотерапию используют в основном для уменьшения влияния стресса. Чтобы нормализовать психическое состояние, психологи рекомендуют ежедневно прослушивать любимые мелодии в течение 10–15 минут.
Вслушиваясь в последовательную смену звуков, человек непроизвольно фокусируется на мелодии, отстраняясь от внешнего мира.
Это помогает его психике пройти своеобразную перезагрузку, избавиться от влияния накопленного стресса.
Слушать классическую музыку рекомендуют людям с проблемами в общении. Часто боязнь людей и общения кроется в детских комплексах. Пережитое негативное впечатление может навсегда лишить человека способности создавать близкие отношения и даже просто начать разговор. Музыка снимает напряжение, которое люди испытывают при попытке коммуникации.
Умиротворяющие мелодии помогают научиться выражать эмоции.
Нередко эмоциональный фон человека настолько нарушен, что он не в состоянии определить собственные эмоции и адекватно выразить их. Ему сложно отличить усталость от скуки, гнев от обиды, раздражение от зависти. Музыка помогает прочувствовать подавленные эмоции, и заново научиться демонстрировать их.
Как музыка воздействует на здоровье: области применения музыкотерапии
Музыкотерапия имеет широкий спектр действия. Многочисленные исследования отмечают ее положительное влияние в области:
- Психиатрии и психотерапии. Психиатры отмечают, что прослушивание композиций Моцарта и Баха снижают приступы эпилепсии, агрессивность и уровень тревожности.
- Реабилитационной гимнастики. Медики используют музыку разных ритмов для ходьбы, бега, физических упражнений. Постепенное увеличение нагрузки переносится легче, если упражнения выполняются под музыку. Также прослушивание мелодий помогает сохранять позитивный настрой.
- Лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Мелодии определенного ритма замедляют сердцебиение. Достаточно ежедневно прослушивать расслабляющие мелодии в течение 10 минут, чтобы нормализовать сердечный ритм. Для этого идеально подходят арии Верди.
- Работы с мышлением и памятью. Музыкотерапия является удобным способом для тренировки памяти. Музыка освежает воспоминания, вызывая в подсознании определенные ассоциации. Это стимулирует работу мышления и активирует резервы мозга.
- Лечения бессонницы. Приятные расслабляющие мелодии помогают в решении проблем сна. Регулярное прослушивание музыки перед сном помогает быстрее уснуть и нормализовать режим. Также приятные мелодии помогают избавиться от кошмаров.
Использование музыки в лечении различных заболеваний не является основным методом. Но помогает значительно повысить настроение пациента, стимулируя его иммунитет и повышая сопротивляемость стрессу.
Основные формы музыкотерапии: особенности методик
В психологии используют 3 основные средства музыкотерапии:
- Активный — пациенты поют, учатся игре на музыкальных инструментах, используют их для других видов терапии.
- Интегративный — совместно с музыкой используется дополнительный метод терапии: рисование, лепка, подвижная игра. Действия выполняют под музыку или сразу после прослушивания, выражая ощущения.
- Рецептивный — пациенты слушают музыку, не выполняя никаких других действий. Для этого вида лечения выбирают классические музыкальные произведения, для создания которых использовали различные инструменты. Пациентам предлагается вслушиваться в мелодии, соотнося их с реакцией сознания и подсознания.
Методы лечения музыкой подбираются индивидуально. задача психолога — выбрать вариант, который будет вызвать у пациентов только позитивные ассоциации. Если музыка пробуждает неприятные воспоминания, эффект от лечения будет минимальным или даже отрицательным.
Какая музыка подходит для терапевтических занятий
Для музыкотерапии следует использовать только ту музыку, которая вызывает положительные эмоции.
Нейроспециалисты, изучая влияние мелодий на работу мозга, полагают, что универсальным средством музыкотерапии являются произведения Моцарта.
Прослушивание его композиций повышает интеллектуальные способности, память, внимание.
Моцарт подходит взрослым и детям, пожилым и людям с серьезными нарушениями мозговой деятельности.
Ритмы классической музыки совпадают с биоритмами мозга, поэтому она оказывает такое положительное влияние.
Терапевтическое упражнение состоит из нескольких этапов:
- Диагностика общего состояния пациента.
- Выбор мелодий, отвечающий целям коррекционной работы.
- Прослушивание мажорных мелодий для снятия эмоционального напряжения.
- Прослушивание расслабляющих мелодий для получения положительных эмоций.
После музыкального воздействия рекомендуется записать или нарисовать свои впечатления. Это поможет отследить влияние мелодии на восприятие и при необходимости скорректировать подбор музыки.
В видео представлена подборка музыкальных композиций для психологической разгрузки. После их прослушивания Вы будете чувствовать себя более расслабленным и отдохнувшим.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/muzyka.html
Понятие музыкотерапии, ее виды
Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки во всех ее проявлениях и в любом виде для профилактики, лечения, психологической коррекции психоэмоционального состояния человека. Используется музыка, записанная на плеер или диск, а также живая музыка: пение, игра на музыкальных инструментах.
В музыкотерапии для дошкольников используются две главные формы: пассивная, иногда ее называют рецептивной, и активная форма. При активной терапии с помощью музыки детишки принимают активное, непосредственное участие, путем использования различных музыкальных инструментов или пением.
Рецептивная музыкотерапия для детей — это сам процесс восприятия музыки с различных носителей. Музыкальную терапию можно и нужно применять не только для лечения и психокоррекции личности, но и для формирования нравственных, эстетических норм поведения дошколят.
Изучение, восприятие музыки как культурного наследия человечества прививает любовь к музыке, обогащая тем самым внутренний мир ребенка. Музыкотерапия как метод воздействия на психику малыша использует музыку в следующих направлениях:
- лечебное, медицинское;
- педагогическое, воспитательное;
- профилактическое направление, предупреждающее возникновение стрессовых психоэмоциональных заболеваний.
Терапия с помощью музыки делится на следующие виды, зависящие от самой формы и силы музыкального воздействия:
- по достигнутому результату, по глубине воздействия — глубокое или поверхностное;
- по организации процесса — индивидуальная или групповая;
- по взаимодействию со специалистом — директивная, то есть, руководящая или не директивная, подчиняющая;
Музыкотерапия в детском саду применяется и как вспомогательный, дополнительный метод при цветотерапии, сказкотерапии и игровой психотерапии малышей. Только используя комплексно все виды щадящей терапии, можно провести более оптимально, с лучшим результатом разнообразные виды психокоррекции дошколят.
Проведение музыкотерапии
Сеансы музыкотерапии проводятся в индивидуальном порядке или в группе, в зависимости от психоэмоционального состояния дошкольника. Индивидуально занимаясь с малышом, специалист достигает более полного контакта, может точнее определить проблему крохи, разработать конкретную программу терапии для маленького человечка.
При пассивном прослушивании тщательно подобранной музыки, у крохи уменьшается эмоциональная напряженность, снижается агрессивность. У дошкольника восстанавливается позитивное эмоциональное состояние, снижается чувство тревожности. Используя психологию, как составную часть музыкотерапии, специалист корректирует возникшие проблемы у ребенка.
С замкнутым, стеснительным дошкольником, для развития коммуникативности проводятся сначала индивидуальные занятия. Педагог совместно с крохой занимается музыкой: играет на музыкальных инструментах или разучивает песенки. По мере развития коммуникативности у замкнутых, тихих детей, малышей необходимо переводить на групповые занятия.
Основой любых групповых занятий является активное общение ребятни со сверстниками, формирование эмоционального общения, дальнейшее развитие коммуникативных навыков детей. Процесс группой музыкотерапии должен протекать в динамичной, активной форме.
Вместе с музыкой необходимо задействовать всю выразительность других видов искусств. Творческая составляющая терапии активизирует все органы чувств крохи, более ярко работают системы восприятия дошкольника. Дети могут проявить себя, показать свои способности, тем самым формируя уверенность в своих силах.
Для того, чтобы интегрировать музыкотерапию с другими видами искусства, педагог в своей работе использует следующие методы:
- рисование, лепка из специального теста или пластилина под музыку;
- подвижные, активные игры с использованием музыки;
- пантомима;
- сочинение дошколятами историй, сказок после прослушивания музыки, изображение своего настроения с помощью красок или танца;
- пластическая драматизация с использованием музыки, цветотерапии;
- хоровое или сольное пение.
Танец — это одна из форм социального контакта. Используя танцевальные импровизации, изучая классические танцы, педагог позволяет непоседам более полно выразить себя, избавиться от негативных эмоций и чувств. Главное в любом танце — это ритмичные движения. У дошколят нередко возникают проблемы с координацией движений, что вызывает у крох зажатость, скованность.
Танцы под музыку помогают добиться гармонизации эмоциональной сферы дошколят. Свободные, раскованные, плавные движения, возможность передать музыку пластикой тела помогает проявиться эмоциональной раскованности. Ребенку чаще легче выразить свои чувства движением, чем словами.
Ребенок слышит музыку в течении всего дня. Задачи родителей, воспитателей, педагогов использовать музыку дозировано, учитывая настроение ребятни, время суток, физическое состояние дошколят. Так для быстрого пробуждения утром, для создания бодрого, позитивного настроения к музыке с мажорным настроением или использовать бодрую детскую песенку.
Чтобы детишки быстрее угомонились, погрузились в дневной сон — используют классическую мелодическую музыку. Нередко детям перед сном дают послушать записанные звуки природы: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Маленькие непоседы успокаиваются, расслабляются. У детей снимается эмоциональное, а также физическое напряжение.
Источник: https://yazdorov.win/psihologiya-i-psihiatriya/muzykoterapiya-dlya-pozhilyh-lyudej.html