Виды мышления детей дошкольного возраста

Содержание
  1. Развитие мышления у детей
  2. Развитие мышления у детей дошкольного возраста
  3. Развитие логического мышления у детей
  4. Последовательное развитие мышления у дошкольников
  5. Особенности развития мышления в дошкольном возрасте                                                
  6. Основные формы мышления дошкольников
  7. Наглядно-действенное мышление
  8. Наглядно-образная форма
  9. Словесно-логическое мышление
  10. Мышление дошкольника: виды и методики развития
  11. Развитие мышления дошкольника
  12. Наглядно – действенное
  13. Наглядно – образное
  14. Творческое
  15. Пространственное
  16. Логическое
  17. Инженерное
  18. Средства развития мышления
  19. Формирование мышления дошкольников
  20. Сравнение
  21. Анализ
  22. Синтез
  23. Обобщение
  24. Классификация
  25. Методики развития мышления у детей дошкольного возраста
  26. Заключение
  27. Виды мышления у детей дошкольного возраста
  28. Характеристика мышления ↑
  29. Виды мыслительной деятельности у дошкольников ↑
  30. Основные мыслительные операции и их развитие ↑
  31. Как развивать мыслительные процессы у дошкольников? ↑
  32. Чтение укрепляет нейронные связи:

Развитие мышления у детей

Виды мышления детей дошкольного возраста

Развитие мышления у детей неразрывно связано с практической деятельностью крох. Мыслительная деятельность считается специфической структурой людского познания. Именно поэтому любой карапуз после появления на свет приступает познавать происходящее вокруг, окружение, среду суть вещей и природу явлений, разыскивать взаимосвязи между ними.

В немного старшем возрастном периоде малыш учится рассуждать, воображать, фантазировать, измышлять и грамотно излагать личные думы. Поэтому задача взрослого окружения крох состоит в воспитании, содействии их формированию и самостоятельной мыслительной деятельности.

Для превращения такой задачи в реальность взрослым особам нужно уразуметь, что встречаются специфические особенности развития мышления у детей.

В первый черед, это трехэтапное развитие мышления у детей школьного возраста. Первым вырабатывается наглядное мышление, которое постепенно из действенного трансформируется в образное. На третьем этапе организуется словесно-логическое мышление.

Иначе говоря, на начальном этапе карапуз совершает лишь примитивные задания (крутить, вертеть). Следующая ступень знаменуется появлением конкретно-предметного мышления, при котором чаду не нужно задействовать ручки для образного изображения действий.

На заключительной фазе вырабатывается способность мыслить логико-абстрактно, то есть задействуя слова.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

У дошкольников мыслительная функция базируется на представлениях. Их мыслительная деятельность становится внеситуативной, выходящей за границы воспринимаемых событий и значительно расширяющей пределы познания благодаря умению производить различные операции через представления и образы.

Трансформации, проистекающие в мыслительной деятельности крох, связаны, преимущественно, с установлением все более плотных взаимосвязей мыслительных операций с развитием речи.

Подобные взаимосвязи ведут к зарождению обстоятельного мыслительного процесса, к преобразованию взаимоотношений практического и интеллектуального функционирования, когда планирующую функцию начинает выполнять речь и к неистовому формированию мыслительных операций.

Особенности развития мышления у детей

Операциями мышления называют своего рода теоретическую деятельность и практические манипуляции, которые охватывают действия и приемы исследовательско-ориентировочного, преобразующего характера и познавательной направленности.

Мыслительная деятельность – это наивысшая степень познания личностью действительности. Чувственным базисом мышления считаются ощущения и представления. Благодаря органам чувств, которые являются единственными каналами взаимосвязи тела индивида с окружающей средой, в мозг поступает информация. Ее содержание перерабатывается мозгом. Мышление формируется, базируясь на восприятиях и ощущениях.

Мыслительная деятельность неразрывно взаимосвязана с речевыми элементами, особенно речеслуховыми механизмами и речедвигательными. Кроме этого, мыслительные операции прочно связаны с практическими манипуляциями людей.

Так как всякая манипуляция требует от индивидов обдумывания, произведения учета условий операций, планирования и наблюдения. Посредством деятельности, индивид определенные задачи.

Поэтому основным условием зарождения мышления является наличие практической деятельности.

Таким образом, процессы мышления являются специфической функцией мозга, итогом его аналитико-синтетических операций. Мышление обеспечивается функционированием обеих сигнальных систем, однако при этом ключевая роль отведена второй сигнальной системе.

Специфической особенностью функции мышления считается его опосредованность, заключающаяся в познании опосредованно того, что невозможно понять прямо. То есть субъекты воспринимают одни свойства посредством других, неведомое – посредством знакомого.

Мыслительные функции всегда опираются на информацию, полученную посредством чувственного опыта, и на прежде полученные теоретические сведения. Косвенное познание является пониманием опосредованным. Следующей характерным качеством мыслительной деятельности будет обобщенность.

Обобщение в качестве постижения общего и основного в событиях и объектах реальности возможно благодаря взаимосвязи всех свойств таких событий или объектов. Общее бытует и выражается исключительно в отдельном и конкретном.

У дошкольников продолжается формирование действенной формы мыслительной функции. Она не пропадает, а улучшается и перескакивает на более высокую ступеньку. На старшем дошкольном возрастном этапе действенному нахождению решения задания предшествует мысленное его разрешение, представленное в словесном виде.

Вследствие чего модифицируется суть производимых крохой действий. Трехлетним карапузам понятна только конечная цель, которую необходимо достигнуть. Одновременно с этим дети не замечают условий разрешения поставленной задачи. Вследствие этого их действия носят беспорядочный характер.

Уточнение задания делает их манипуляции более проблемными и поисковыми.

Старшие дошкольники уже выполняют действия исполнительного характера, так как поставленное задание решается малышом мысленно, то есть до начала действий решают словесным путем. Соответственно происходящим модификациям изменяется и суть процесса мыслительной деятельности.

Из действенного мышление трансформируется в словесное, планирующее, критическое.

Но при этом действенная форма мыслительных операций не откидывается и не замирает, она остается в запасе и в ходе столкновения со свежими умственными заданиями малыш заново обращается к действенному методу их решения.

Подобные трансформации в процессе мыслительных операций обусловлены:

– расширяющимся количеством операций, производимых крохой, усваивающим глубже и более разносторонне опыт взрослых;

– нарастающими потребностями адекватными возможностям ребенка, которые побуждают его к поиску и решению более многообразных задач и выполнению сложных заданий;

– возрастающим значением речи.

Так как игра является главенствующим видом деятельности дошкольника, то именно в ней можно найти ресурсы, помогающие ненасильственно осуществить правильное возрастное развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.

К окончанию дошкольного периода более высокой степени достигает формирование наглядно-образной операции мышления и начинает вырабатываться логическое мышление, способствующее образованию умения крохи выделять значимые признаки и существенные свойства объектов реальности, зарождению способности сопоставления, обобщения и классифицировать. Формирование описанного вида мышления происходит активно в возрастном периоде от полутора и до пяти лет.

При решении заданий с косвенным итогом пяти-четырехлетние дети начинают совершать переход от внешних операций с объектами к операциям с образами этих объектов производимым в уме.

Таким образом, вырабатывается наглядно-образная мыслительная функция, опирающаяся на образы, или происходит развитие образного мышления у детей.

Во время наглядно-образного оперирования происходит сопоставление зрительных образов, вследствие чего задание решается.

Возможность разрешения задач мысленно зарождается вследствие того, что представления, которыми пользуется кроха, приобретают обобщенный характер.

У пятилетних дошкольников начинает формироваться логико-абстрактное мышление, заключающееся в совершении операций посредством абстракций – категорий, которых в природе нет.

Абстрактно-логическая мыслительная деятельность самая сложная. Она совершает операции не при помощи конкретных образов, а посредством сложных отвлеченных понятий, которые выражаются словами.

У дошкольников появляются лишь предпосылки развития данной формы мыслительной деятельности.

Психофизиологические черты пяти-шестилетних малышей позволяют активно их включать во всевозможные формы трудовой деятельности, организованной и управляемой взрослым окружением, что обеспечивает наиболее эффективное всестороннее воспитание и развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Кроме этого, зарождается логико-словесная мыслительная деятельность детей, предполагающая наличие умения совершать операции со словами и разуметь логику рассуждений.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста зарождает как минимум два периода. Кроха осваивает словесные значения, относящиеся к объектам или объясняющие действия с ними, учится пользоваться ими для решения заданий в первом периоде. Во втором периоде ребенок постигает систему понятий, обозначающих правила логики рассуждений и отношения.

Развитие мышления у детей с ЗПР характеризуется специфическими особенностями. ЗПР, преимущественно, касается запоздания развития всех сфер психики, а не некоторых процессов.

Характерными чертами деток, отстающих в развитии, является неравномерность отклонений различных функций психики.

Поэтому наиболее значимой задачей будет являться развитие мышления у детей школьного возраста, страдающих ЗПР, учитывая ведущую деятельность возрастной ступени.

Развитие логического мышления у детей

Базисом человеческой разумности является логические мыслительные процессы. С его помощью люди ориентируются в окружающей действительности, приобретают нужный жизненный опыт, могут выражать свои думы.

Логический мыслительный процесс является формой мыслительной деятельности, сущность которой представляет собой оперирование, на основе принципов логики, суждениями, понятиями, умозаключениями, их сравнение и сопоставление с деяниями.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно начинать в трехлетнем возрасте. Именно, находясь на этой возрастной ступени, карапуз проявляет к окружающим предметам особый интерес. Он учится распознавать цвета, различать объекты по конфигурации и размеру.

Развитие логического стиля мыслительного процесса зависит от развития ключевых операций мыслительной деятельности и их сформированности.

К таким ключевым операциям относятся классифицирование, анализ и синтез, сопоставление и обобщение, и абстрагирование и конкретизация. Все перечисленные операции взаимосвязаны.

Развитие одних провоцирует выработку других. А синтез и анализ числятся базисной основой всех логических действий.

Нужно учитывать, что совсем малыши не умеют мыслить абстрактно. Вначале вырабатывается наглядно-действенный мыслительный процесс, а чуть позже происходит развитие образного мышления у детей.

Основой для вырабатывания словесно-логической формы мыслительных процессов является развитая, соответственно с возрастным потенциалом, наглядно-образная мыслительная деятельность. Поэтому отсутствие умения размышлять абстрактно не мешает развивать логику у самых маленьких крох.

Для каждой стадии мыслительного функционирования существуют определенные задания. Поэтому не следует перепрыгивать через ступеньки, даже если задачки кажутся довольно примитивными. Также не следует отделять логическое мышление от творческого.

Развитие творческого мышления у детей побуждает их к фантазиям и воображению, а без них невозможно гармоничное развитие мыслительных умений. Лишь комплексные занятия способны сформировать полноценно интеллектуальную личность. Бытует мнение, что творческая форма мышления является первичной и природной формой функционирования мозга.

Вследствие чего творческие способности наличествуют у всех, но выражаются по-разному. Шаблонность же мышления возникает из-за влияния социальных факторов, прежде всего, имеющейся концепции обучения и системы воспитания, что значительно тормозит развитие логики.

Творческий этап мыслительной деятельности должен находить свое окончание в следующем этапе – логическом, состоящим из стандартов и шаблонов.

Многочисленные исследования и поиски свидетельствуют, что развитие мышления у детей с ЗПР довольно существенно отстает от возрастной нормы, а особенно словесно-логическое.

Малыши, выполняя практически верно задания, часто не в состоянии обосновать собственные манипуляции.

Важнейшим фактором, который непосредственно способствует формированию мыслительных процессов малышей, является образование логических приемов.

Развитие творческого мышления у детей способствует формированию логического стиля мыслительной деятельности. Ведь стратегия разрешения проблем начинается с определения самого проблемного вопроса, а затем происходит творческий акт, который представляет собой зарождение новой, более эффективной или простой идеи, далее следует проверка, потом – апробация и на завершающем этапе – внедрение.

Творческая мыслительная деятельность – это наивысшее проявление профессионализма.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/razvitie-myshleniya-u-detey/

Последовательное развитие мышления у дошкольников

Виды мышления детей дошкольного возраста

Любопытно наблюдать, как проходит развитие мышления у детей дошкольного возраста.

От 3-х до 7-лет мыслительные способности ребенка делают стремительный скачок от «мышления руками» до умения выстраивать логические цепочки рассуждений.

От младшего дошкольного возраста к старшему меняется ведущий вид мышления, усиливается взаимосвязь речи и мышления дошкольника и формируется умение строить умственные заключения.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте                                                

Детскому мышлению присуще качественное своеобразие, отличающее его от мышления взрослых. Развитие мышления в дошкольном возрасте включено в предметную деятельность. Дошкольник приобретает знания и опыт благодаря действиям. Эти действия складываются в готовые схемы, присваиваются ребенком (интериоризируются) и становятся основой интеллектуальной деятельности.

Но ребенок не только использует готовые связи, знакомые ему по действиям с предметами, а нацелен на установление новых для него взаимосвязей. Дошкольник не просто примеряет детали конструктора; подбирает подходящий предмет, чтобы «покормить» куклу; строит гараж для своей машины – все эти действия требуют анализа, сравнения, обобщения. Т.е., ребенок обдумывает, размышляет.

Колоссальное влияние на процесс мышления оказывает формирование речевых навыков дошкольника. Речь появляется из потребности ребенка общаться и взаимодействовать, а затем она приобретает функции мышления.

В первые годы жизни речь взрослого помогает ребенку организовывать мышление и удерживать его в соответствии с определенной целью. «Какое кольцо в пирамидке будет следующим? Оно подходит?» — задает мама вопросы малышу, и тот в ответ пытается понять, почему одно кольцо подходит, а другие нет.

Формирование активной речи самого дошкольника стремительно меняет условия развития мышления. Теперь ребенок может многое спросить о том, что вызывает его интерес. И появление многочисленных вопросов не заставляет себя ждать.

Получая ответы, малыш выясняет неочевидные для него, скрытые характеристики и связи предметов, а детское мышление приобретает элементы критичности и планирования.

От младшего к старшему дошкольному возрасту меняются внутренние механизмы процесса мышления. Если у маленького ребенка мыслительный процесс запускается действиями, то после 5 лет дошкольник начинает активно оперировать образами.

Основные формы мышления дошкольников

Известнейший исследователь детского интеллекта Жан Пиаже определил весь дошкольный возраст как стадию конкретных операций. Впрочем, данная стадия не завершается поступлением ребенка в школу, а продолжается до 11 лет.

Проживая эту стадию, дети сначала обретают способность строить умственные представления о предметах и явлениях благодаря действиям. Затем они открывают умение представлять образы и действовать с ними во внутреннем плане. И практически на пороге школы у них открывается способность мыслить логически.

Соответственно, от раннего возраста до поступления в школу можно наблюдать, как последовательно развиваются виды мышления у дошкольников с доминированием наиболее свойственного возрасту:

  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное
  • Словесно-логическое

Каждая последующая форма мышления не вытесняет предыдущую. На каждой возрастной ступени ребенок мыслит и привычным ему способом, и дополняет новыми подходами.

Наглядно-действенное мышление

Еще раз акцентируем внимание, что развитие мышления ребенка запускается действием. «Делаю – наблюдаю за тем, что делаю – кое-что начинаю понимать» — так работает механизм простейших мыслительных процессов. Поэтому он получил название наглядно-действенное мышление.

Мыслительные потуги малыша привязаны к наглядным ситуациям и отражают непосредственные отношения между объектами. Например, черпая кашу ложкой, практически каждый ребенок умышленно, или случайно, переворачивает ложку так, что содержимое падает на стол. Этот простейший эксперимент позволяет ему уяснить, как нужно пользоваться таким столовым прибором.

Следующим открытием станет форма ложки. Оказывается, без вогнутости данного инструмента никак не обойтись, если хочешь съесть суп.

Мыслить для малыша 3-4 лет означает выполнять определенные действия и наблюдать, что происходит, а не вспоминать и размышлять.

Так постепенно наглядно-действенное мышление формируется как открытие предметных связей – между составляющими и характеристиками одного предмета, между разными объектами и пр. Благодаря накапливаемому опыту тип мышления малыша приобретает важные характеристики:

  • отвлеченность
  • обобщенность

Отвлеченность проявляется в том, что ребенок выделяет важный признак и начинает вариативно использовать предметы. Например, только что пластмассовый диск служил рулем воображаемого автомобиля, а вот уже дошкольник применяет его в качестве тарелки, из которой он кормит куклу. В данном случае, форма предмета подсказывает ребенку варианты использования.

Обобщенность мышления заключается в применении одного и того же объекта для разных целей. К примеру, младший дошкольник может сложить в ведерко мелкие игрушки, а затем все вытряхнуть и примерить его в качестве головного убора или использовать как стул.

Наглядно-образная форма

Опыт практических действий является непременной ступенью для развития следующего вида — наглядно образного мышления.

Особенно полезны для развития образного мышления продуктивные виды деятельности. Намереваясь нечто построить, вылепить или нарисовать, ребенок хотя бы отдаленно представляет результат. В этом уже содержится интеллектуальная задача: «Хочу сделать… А как это реализовать?».

На каких признаках нужно сосредоточиться, чтобы нарисовать яблоко? Вероятно, на его круглой форме. А для еще большего сходства с оригиналом стоит добавить хвостик с листочком.

Дошкольник изображает модели тех предметов, которые он видит вокруг. И это возможно только в том случае, если он будет замечать важные характеристики объектов, анализировать, устанавливать различие и сходство с другими предметами.

Важная особенность наглядно образного мышления состоит в том, что ребенок может представлять некий объект и придумывать его образ, используя воспоминания и задействуя воображение.

Отсюда вытекают главные свойства образной формы мышления:

  • подвижность
  • структурная организованность

Благодаря подвижности мышления, дошкольник способен дополнять свои представления. Достаточно показать малышу длинные уши игрушки, и он тут же узнает зайца. Это свойство распространяется на узнавание ребенком любых знакомых ему объектов по видимым элементам.

Структурная организованность мыслительной деятельности ярко проявляется в конструировании. Чтобы соорудить модель из конструктивных деталей, ребенок размышляет о взаимном расположении частей, определяет последовательность соединения. Размышляя, он ищет способы, как создать образ, который соответствовал бы замыслу.

Сюжетно-ролевая игра эффективно развивает образное мышление детей. Именно в подобных играх дошкольники пытаются создавать типичные образы, анализируют и мысленно представляют ситуации, правдиво отражающие реальную жизнь или соответствующие фантастическим сюжетам.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно переплетаются. Ребенком движет познавательная активность. Он экспериментирует, и благодаря действиям и образам открывает взаимосвязи, признаки, характеристики, особенности в окружающем мире. Эти виды мышления приближают дошкольника к пониманию объективных логических законов.

Словесно-логическое мышление

Только к концу дошкольного возраста формируется мышление, основанное на активной работе мыслительных операций с подчинением законам логики. Поскольку такая форма умственной деятельности сопровождается у ребенка постоянными речевыми рассуждениями, вид мышления получил название словесно-логического.

Развитие мыслительных операций у дошкольников начинается на стадии наглядно-действенного мышления. Но в 3-4 года ребенок стихийно выделяет только яркие «бросающиеся в глаза» признаки предметов, которые редко оказываются существенными.

Старший же дошкольник пытается обнаружить в окружающих объектах наиболее существенные и постоянные признаки, активно подключая для этого интеллектуальные операции:

  • анализ
  • синтез
  • сравнение
  • обобщение
  • классификацию

Безусловно, детское логическое мышление использует наглядный материал. И в старшем дошкольном возрасте ребенку сложно даются абстрактные понятия. Что касается конкретных образов или отношений, то старший дошкольник способен рассуждать, выделяя причины и следствия, аналогии, характерные признаки.

Все чаще анализ, сравнение, обобщение дошкольник проводит во внутреннем плане и выдает готовое суждение. Всем знакома ситуация, как мальчишка с видом знатока осматривает сломанную машинку или робота и резюмирует, в чем неполадки.

Это свидетельствует о том, что у ребенка происходит перестройка между практическими и умственными действиями. И хотя ведущим видом мышления детей старшего дошкольного возраста все еще остается наглядно-образное, логический мыслительный процесс прослеживается во многих детских умозаключениях и вопросах.

Иными становятся ожидания ребенка, когда он хочет получить ответ на волнующий его вопрос. Поэтому он обращается к взрослым, которые, по его мнению, обладают экспертным знанием и все аргументировано объяснят.

Нередко вопросы звучат в виде гипотезы, благодаря чему любознательные дошкольники пытаются прояснить причинно-следственные связи.

Например, дети интересуются: «Если солнце «садится» с этой стороны, то почему оно утром «поднимается» с другой?», «Кто придумал пингвина птицей называть?» и т.п.

См. рекомендации по развитию словесно-логического мышления в дошкольном возрасте.

Таким образом, мышление дошкольника связано с конкретными операциями.

На первой стадии формируется умение мыслить с опорой на действия с конкретными предметами, затем ребенок учится представлять образы и связывать с ними свои размышления.

Умственные представления при этом перемещаются во внутренний план, что дает основу логическим рассуждениям и умозаключениям. Но абстрактные понятия дошкольнику все еще не доступны. Они поддадутся усвоению детским умом после 10 лет.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/razvitie-myshleniya-u-doshkolnikov

Мышление дошкольника: виды и методики развития

Виды мышления детей дошкольного возраста

Мышление ребенка, проходя через определенные этапы возрастных периодов, выдерживает серьезные изменения. Малыш развивается, растет.

Вместе с антропометрическими данными ребенка меняются психические процессы: внимание, память восприятие, мышление. Дошкольник изучает мир, воздействует на окружающие предметы, растет словарный запас.

Из несмышленого непоседы он превращается в ребенка, способного на серьезные умозаключения.

Развитие мышления дошкольника

Чтобы выяснить, каким образом ребенок воспринимает окружающий мир, нужно знать, как малыш на определенном этапе жизни осмысляет полученную информацию и систематизирует ее.

Понимание возрастных закономерностей развития мыслительных процессов сделает общение дошкольника и взрослого более приятным и продуктивным.

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько этапов и претерпевает ряд изменений. Родителям нужно знать о видах мышления, которые соответствуют возрастным особенностям.

Грамотно подобранные игры, совместная деятельность оказывают положительное влияние на формирование мышления малыша и его интеллектуальных способностей.

Наглядно – действенное

Такой вид мышления соответствует раннему периоду жизни ребенка (от 1,5 до 2 лет). Этот возрастной этап характеризуется изучением окружающего мира с помощью рук. Малыш разбирает, изучает, иногда ломает игрушки в процессе исследования. Так формируются представления о мире вокруг.

Если активные действия ребенка направлены на изучение окружающих его предметов, можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.

Задача взрослых на этом этапе – не мешать стремлению малыша к исследованию, дать возможность ему самостоятельно изучать предметы находящиеся вокруг.

Нельзя забывать, что в процессе изучения ребенок способен сломать, повредить и даже пораниться сам. Родителям необходимо поощрять желание познавать новое, но при этом должны быть предприняты меры безопасности.

Наглядно – образное

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до 7 лет. Это не значит, что предыдущий полностью исчезает. Помимо имеющихся навыков исследования окружающей действительности дошкольник мыслит, используя образы. В этот возрастной период проявляется активная способность к рисованию. в ход идут все подручные материалы: от камушков на улице до маминых губных помад на новых обоях.

Рисуя предмет, юный исследователь представляет образ, его существенные признаки, которые остались в памяти, старается передать характерные черты. На этом этапе важно воплощать в действительность появляющиеся в его сознании образы.

Творческое

Определяет способность к творчеству – созданию креативных, нестандартных решений. Самостоятельно развивать творческие способности дошкольник не в состоянии, поэтому во многом от желания родителей зависит появление в нём творческого начала.

Важным условием для появления творчества становятся свойственные любому ребенку такие формы психической деятельности, как фантазия и воображение. Нужно создать обстановку, в которой маленькому человечку комфортно будет развивать свои творческие порывы. Виды творчества разнообразны: изобразительное, музыкальное, декоративно – прикладное, хореографическое. литературное.

Взрослые должны помнить, что неспособных к творчеству детей – нет. Даже те дети, которые отстают в развитии от сверстников, способны находить необычные творческие решения задач при условии, что этому способствуют занятия с родителями и педагогами.

Пространственное

Этот вид является базой для дальнейшей учебной и, впоследствии, трудовой деятельности. Развивать пространственное мышление нужно для правильной ориентации в пространстве, появления в сознании образов, и умения использовать их при решении задач.

  Обучение математике в детских садах с помощью счетного материала

Юным исследователям необходимо помочь правильно воспринимать формы, размеры объектов, расположение их относительно друг друга, движение их в пространстве.

Логическое

Точно так же, как и пространственное мышление, является фундаментом для дальнейшего полноценного интеллектуального развития.

Если малыш не овладел логическим мышлением, он будет испытывать трудности в обучении. В результате пострадает не только здоровье непоседы, но и исчезнет живой интерес к познанию окружающего мира.

Читайте подробнее о развитии логического мышления дошкольников.

Инженерное

Данный вид мышления приобщает детей к науке, повышает интерес к работе ученых, исследователей, расширяет кругозор через экспериментальную деятельность, конструирование, создает предпосылки к техническому творчеству.

Современные дети большинство информации получают с экранов телевизоров, а не через “руки”. Опыты и эксперименты учат нестандартно мыслить и находить ответ на сложные вопросы.

Средства развития мышления

Дошкольный период характеризуется тем, что ведущим видом деятельности является игра. Именно в дидактической игре непоседа проще усваивает новые знания, умения. С помощью игровых моментов легче привлекается и удерживается внимание, происходит изучение и запоминание нового материала. Процесс игры вызывает интерес, возбуждает активность, способствует развитию мышления.

Формирование мышления дошкольников

Развитие мышления у дошкольника определяется способностью применять универсальные мыслительные операции, присущие мышлению: внимание, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Сравнение

Малыш учится сопоставлять существенные и несущественные признаки предмета. Необходимо, чтобы он понимал важность процесса.

Анализ

Этот способ позволяет разбить на части исследуемый предмет, выделить его составляющие компоненты. Например, ребенок с легкостью называет части дома: крыша, труба, окно, дверь и т.д.

Синтез

Обратная анализу мыслительная операция, то есть в процессе синтеза дошкольник объединяет отдельные элементы в целое. Примером может служить навык связного чтения.

Обобщение

Характерно для дошкольника в возрасте 6 лет. Появляется по мере накопления словарного запаса и использования в речи обобщенных понятий.

  Игровая форма занятий по ПДД с дошкольниками по ФГОС

Классификация

Мыслительная операция, которая позволяет находить похожие и отличительные признаки тех или иных предметов, понятий и явлений.

Методики развития мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы ребенок был успешен в учебе, важна своевременная систематическая подготовка. Если малыш посещает дошкольное учреждение, образовательная программа детского сада предусматривает работу по развитию мышления.

Однако, родители в состоянии сделать общение со своим ребенком продуктивным и интересным, используя небольшие развивающие задания.

«Найди лишнее». Найди среди предложенных слов лишнее, объясни решение. (Тренируем обобщение)

  • Килограмм, час, секунда.
  • Тетрадь, стакан, ложка.
  • Кастрюля, рюкзак, сумка.

«Ищи пару». (Тренируем анализ, сравнение)

Используется детское лото с парами похожих карточек. Один ребёнок (ведущий) берёт карту и, не открывая ее другим, рассказывает, что на ней видит. Другие рассматривают свои карточки, находят похожий по описанию предмет на карточке. Если описание совпало с отгадкой, пару карт выводят из игры, игра продолжается дальше.

Память и внимание – важные психические процессы, которые влияют на интеллектуальное развитие непоседы. Поэтому, развивая мышление, необходимо использовать задания и на развитие внимания и памяти.

alt: Пример развивающего лото “Фрукты”

Скачать еще 7 картинок для распечатки.

«Один признак на всех» (развиваем мышление, речь, пассивный и активный словарь, внимание)

Нужно назвать как можно больше предметов, которые имеют этот признак (например, высокий). Для этого нужно ответить на уточняющий вопрос: “Что бывает высоким?” (гора, дерево, шкаф, здание т.д.)

«Что пропало» (тренируем память)

Занятие не требует особой подготовки для проведения. Находящиеся перед ребенком предметы прикрываются непрозрачной тканью, один или несколько игрушек прячут. Затем ткань убирают. Задача дошкольника определить, что исчезло.

Заключение

Дошкольный возраст – период, когда совершенствуются важные психические процессы, умения, навыки ребенка, необходимые ему в дальнейшей жизни. Освоение разных видов мышления способствует развитию интеллектуального уровня и гармоничному формированию личности.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/myshlenie-doshkolnika

Виды мышления у детей дошкольного возраста

Виды мышления детей дошкольного возраста

Особым процессом познания окружающего мира у человека является мышление. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления.

Характеристика мышления ↑

Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

  • поиск и открытие нового знания;
  • обобщенное отражение полученной информации и окружающей действительности;
  • анализ событий или объектов;
  • восприятие предметов.

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

Важно! Нужно учитывать, с какими предметами и, каким образом готов работать ребенок. С учетом индивидуальных особенностей детей подбираются учебные материалы и задания.

Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

  • обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
  • наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
  • абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
  • понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Виды мыслительной деятельности у дошкольников ↑

В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются.

Для детей дошкольного этапа развития является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами.

В 5–7 лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также самостоятельным действиям для открытия новых знаний.

Виды мышления, характерные для детей до школы:

  • наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3–4 лет;
  • образное – становится активным у детей старше 4 лет;
  • логическое – осваивается детьми в возрасте 5–6 лет.

Наглядно-действенное мышление предполагает, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует.

В качестве примера может быть использована ситуация с открыванием дверей. Двухгодовалый малыш будет стучать по двери, и пытаться найти механизм ее открытия. Обычно у него, получается осуществить действие случайно. В 4 года кроха внимательно осмотрит дверь, вспомнит, какими они бывают, попытается найти ручку и откроет ее.

Это разные уровни освоения наглядно-действенного мышления.

Важно в дошкольном возрасте особенно активно развивать мышление, основанное на образах. В этом случае у детей появляется умение выполнять поставленные перед ними задачи без наличия перед глазами предмета. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. При этом дети:

  • выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;
  • запоминают соотнесение предмета с другими;
  • способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.

В дальнейшем развивается способность выделять у предмета только те особенности, которые нужны в конкретной ситуации. Убедиться в этом можно, предложив крохе задачи типа «убери лишнее».

Перед школой ребенок может, оперируя лишь понятиями, рассуждать, делать выводы, давать характеристику предметам и объектам. Для этого возрастного периода характерно:

  • начало экспериментов;
  • желание перенести освоенный опыт на другие объекты;
  • поиск взаимосвязей между явлениями;
  • активное обобщение собственного опыта.

Основные мыслительные операции и их развитие ↑

Первое, что осваивает малыш в познавательной сфере, – операции сравнения и обобщения. Родители выделяют большое количество предметов понятием «игрушки», «мячи», «ложки» и т. п.

С двух лет осваивается операция сравнения. Зачастую она строится на противопоставлении, чтобы  детям этого было проще формировать суждения. Основными параметрами сравнения становятся:

  • цвет;
  • величина;
  • форма;
  • пол;
  • температура.

Обобщение возникает позднее. Для его развития требуется уже более богатый словарный запас ребенка и накопленные умственные навыки.

Разделить предметы по группам детям трехлетнего возраста вполне под силу. А вот на вопрос: «Что это?»  они могут не ответить.

Сложной мыслительной операцией является классификация. В ней используются и обобщение, и соотнесение. Уровень оперирования зависит от разных факторов. В основном от возраста и пола.

Поначалу малыш способен только классифицировать предметы по родовым понятиям и функциональным признакам («что это?», «какой он?»). К 5 годам появляется дифференцированная классификация  (машина папы служебная грузовая или личная легковая).

Выбор основания для определения видов предметом у дошкольников носит случайный характер. Зависит от социальной среды.

Вопросы как элемент совершенствования мыслительной деятельности

Маленькие «почемучки» – подарок и испытание для родителей. Появление в большом количестве вопросов у детей говорит о смене этапов дошкольного развития. Детские вопросы делят на три основные категории:

  • вспомогательные – ребенок дошкольного возраста просит помочь в его деятельности более старших людей;
  • познавательные – их целью является получение новой информации, которая заинтересовала ребенка;
  • эмоциональные – их назначение получить поддержку или определенные эмоции, чтобы чувствовать себя увереннее.

В возрасте до трех лет редко чадо использует все виды вопросов. Для него характерны хаотичные и бессистемные вопросы. Но даже в них прослеживается познавательный характер.

Большое количество эмоциональных вопросов является сигналом, что малышу не хватает внимания и уверенности в себе. Для того чтобы компенсировать это, достаточно общаться тет-а-тет 10 минут в течение дня. Дети 2–5 лет будут считать, что родители много интересуются их личными делами.

Отсутствие познавательных вопросов в возрасте 5 лет должно насторожить родителей. Следует больше давать заданий для мышления.

Вопросы детей младшего и старшего дошкольного возраста предполагают ответы разного качества. Если в три года ребенок может даже не выслушать ответ, то в 6 лет у них в процессе могут рождаться новые вопросы.

Родители и педагоги системы дошкольного развития должны знать, насколько подробно и с помощью каких терминов нужно изъясняться с ребенком. В этом состоят особенности мышления и воспитания малышей.

Предпосылки задавать познавательные вопросы у детей появляются около 5 лет.

Вспомогательные вопросы характерны для периода до 4 лет. С их помощью можно сформировать навыки, необходимые для дальнейшего развития и жизни в быту.

Как развивать мыслительные процессы у дошкольников? ↑

Для развития и совершенствования мыслительных процессов в дошкольном периоде нужно постепенно наращивать понятийный аппарат и характеристики объектов.  Ориентироваться можно на следующие данные:

  • в 2–3 года ребенок должен уметь давать основные характеристики предметам и группировать их по схожим параметрам (большой, маленький, тяжелый, холодный и т. п). Ему доступно умение создавать простые модели, имитирующие реальные объекты (дом, машина, парк и т. п.);
  • в 4 года малыш способен по описанию находить предмет, давать распространенную характеристику объекту, знать профессии, животных и названия их детей, правильно отвечать на задаваемые вопросы, выделять особенности в поведении разных людей и их внешнем виде;
  • в 5–6 лет дети умеют применять свой опыт, давать характеристику объектам по аналогии, могут ответить на вопросы об окружающем мире, описать процессы, которые с ними происходят чаще всего или наблюдаемые ими.

Принципами развития мышления принято считать:

  • совершенствование на базе воображения;
  • активизацию произвольной и опосредованной памяти;
  • применение речи как инструмента постановки и решения умственных задач.

Внимательное отношение к ребенку – своеобразная гарантия нормального развития познавательной деятельности. Для тех, кто хочет сэкономить, важно знать, что игры можно покупать «на вырост». Ребенку помладше при этом показывать одни действия и объяснять базовые характеристики. Со временем усложнять действия и понятия.

Помочь в развитии мышления в дошкольном возрасте могут:

  • различные виды настольных игр (лото, домино, вкладыши и т. п.);
  • активные диалоги с чадом в процессе прогулок или в домашних условиях, которые не носят характер отдельных уроков;
  • пояснения действий, которые осуществляют окружающие люди или животные;
  • лепка, аппликации, рисование;
  • разучивание стихов, чтение книг.

Важно! Иногда неправильное питание и недостаток витаминов приводят к заторможенной работе нервной системы, быстрой утомляемости ребенка, что сказывается и на развитии мышления.

Чтобы мыслительная деятельность была нормальной, нужно следить за достаточным количеством в пище детей витаминов группы B, железа, цинка, магния.

Таким образом, психология ребенка предполагает постепенное погружение в сложный мир предметов и явлений внешней среды. Нанизывание понятий, знаний, действий развивает мышление дошкольников. Только совместная деятельность позволяет успешно обрести навыки, которые нужны для дальнейшей жизни.

 Светлана Шадрина

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor mozgid.ru

Источник: https://mozgid.ru/myshlenie/vidy-myshleniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Медик онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: