Виды общения в психологии: классификация, характеристика

Содержание
  1. Виды общения в психологии: классификация форм и типов – Сайт о доме и семье
  2. Общение и его разновидности
  3. Классификация общения по направленности
  4. Классификация общения по целям и содержанию
  5. Структура и виды общения
  6. Значение общения в онтогенезе
  7. Три стороны общения
  8. Описание моделей общения
  9. Виды общения в психологии — обзор типов, примеры
  10. В зависимости от содержания
  11. В зависимости от целей
  12. В зависимости от средств
  13. В зависимости от времени
  14. Другие виды
  15. Основные типы общения
  16. Подводя итоги
  17. Общение и его функции, классификация и уровни
  18. Основные функции общения
  19. Классификация типов общения
  20. Уровни общения
  21. Психология и общение: разновидности стилей, чем они характеризуется, таблица
  22. Понятие и виды межличностного общения
  23. Функции различных стилей общения
  24. Психологическая структура общения
  25. От чего зависит выбор стиля общения
  26. Таблица типов общения
  27. Интересно о психологии общения

Виды общения в психологии: классификация форм и типов – Сайт о доме и семье

Виды общения в психологии: классификация, характеристика

12.12.2019

Установление и развитие контактов между людьми и их группами называют общением. Классификация общения — структурно-функциональное определение различных процессов общения, которые помогают людям реализовать свои практические умения и навыки, сформировать правильные духовные потребности.

Общение и его разновидности

Классификации общения имеют различные основания.  Их подразделяют:

  • по сферам деятельности;
  • типам субъектов;
  • они могут быть привязаны к определенному месту или времени.

Характер общения бывает творческим (продуктивным) и формальным (непродуктивным).  Направленность — гуманистической или манипулятивной.

По формам проявления, общение можно разделить на непосредственное, опосредованное, формальное и неформальное. В зависимости от вида деятельности собеседников, общение может быть деловым, семейным или спортивным.

В социальной психологии существует еще несколько типов межличностного взаимодействия:

  • манипуляция (скрытое воздействие);
  • диалог;
  • императив (авторитарная форма).

Классификация общения по направленности

Разделение и классификация общения в соответствии с его направленностью позволяет выделить в нем гуманистический вид и манипулятивный.

Для гуманистического общения характерны следующие критерии:

  • недопустимость эгоцентрического подхода и попыток решения собственных проблем и осуществления желаний за счет партнера;
  • полное доверие между собеседниками;
  • взаимное уважение и открытость;
  • понимание таких общечеловеческих ценностей как свобода и достоинство.

Общение, построенное на принципах гуманизма, можно назвать творческим. В его основе заложен совместный диалог, а мотивации и цели этого коммуникативного взаимодействия никогда не противоречат результату и использованным средствам.

При манипулятивном общении собеседник рассматривается как способ для достижения цели. В этом случае его ценность как человека не учитывается, в отличие от качеств, которые могут оказаться достаточно полезными.

Нельзя путать манипулятивное общение с формальным. Во время деловой встречи или дипломатической, общение происходит на официальном уровне, с соблюдением всех этических и моральных норм.

В отличие от манипулятивного, при котором возможен шантаж или неверное информирование партнера, с целью превращения его в марионетку.

Классификация общения по целям и содержанию

Осознанные контакты имеют цели, которые различаются из-за определенных условий и того, чем этот активный вид деятельности вызван, например:

  1. Биологические. Связываются с характеристиками субъекта, нужны для развития организма, удовлетворения базовых потребностей.
  2. Социальные. Используются для расширения и укрепления контактов, а также отношений, необходимых для личностного развития.

В зависимости от содержания, разговор может быть:

  1. Мотивационный. Во время процесса происходит передача установок, побуждение к действию или готовности.
  2. Когнитивным — с передачей необходимой информации для расширения кругозора, содействующей развитию навыков и способностей.
  3. Кондиционный. При нем происходит обмен психическими состояниями, необходимых для достижения человеком определенного расположения духа или физических ощущений.
  4. Материальный. Связывают с получением каких-либо благ, наиболее характерно для партнеров по бизнесу, стремящихся к заключению взаимовыгодной сделки.

Нормальное развитие человека невозможно без социума. Общаясь и устанавливая отношения с окружающими людьми, он:

  • реализует свои желания;
  • стремится к власти;
  • пытается улучшить свои умения.

Однако одними из самых важных человеческих потребностей в общении являются аффилиация (доверительное общение) и альтруизм (забота о других).

Источник:

Структура и виды общения

Психология общения – огромный пласт теоретических и практических знаний, накопленных благодаря труду многих психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться особенности, виды, формы и структура общения.

Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые.

Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.

Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности. Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Общение – взаимное действие двух или более людей, имеющее целью обмен информацией, а также необходимая составляющая трудовой, учебной, игровой деятельности.

Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.

Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.

Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.

Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.

Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:

  • самоуважение;
  • уважение собеседника, признание его прав и интересов;
  • терпимость, толерантность;
  • справедливость, честность;
  • непредвзятое отношение к людям.

Значение общения в онтогенезе

В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.

Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.

Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:

  • Непосредственно-эмоциональное

Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.

Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.

  • Внеситуативное интимно-личностное

Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).

Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.

Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность. Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой.

Правильно выбранные методы общения и воспитания ребенка – залог его успешной социализации и самореализации.

Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.

Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.

Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.

Три стороны общения

Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

  • Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта. Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним.

  • Коммуникация – обмен информацией

Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

  • Интеракция – обмен действиями

Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

Описание моделей общения

Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.

Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.

Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).

МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:

  1. «Монблан». Отстраненный, холодный собеседник. Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
  2. «Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек. Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
  3. «Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
  4. «Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
  5. «Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
  6. «Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
  7. «Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
  8. «Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.

Источник: https://club-licey.ru/deti/vidy-obshheniya-v-psihologii-klassifikatsiya-form-i-tipov.html

Виды общения в психологии — обзор типов, примеры

Виды общения в психологии: классификация, характеристика

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти.

Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого.

В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.

В зависимости от содержания

Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.

  • Материальное – может включать в себя обмен предметами, необходимыми для какой-либо деятельности. Оно может происходить между близкими людьми, когда люди передают друг другу бытовые предметы, или, например, в магазине, во время покупки различных продуктов. В большинстве случае такое общение служит способом удовлетворения бытовых и актуальных потребностей человека.
  • Когнитивное – включает в себя передачу различной информации. Может расширять кругозор человека, сюда можно отнести обсуждение различных способностей и навыков и передачу имеющегося опыта. В большинстве случаев встречается в профессиональной сфере.
  • Кондиционное – относится к психическим состояниям людей. Может включать себя утешение собеседника и оказание ему моральной помощи.
  • Мотивационное – включает в себя побуждение и мотивацию. Может воодушевлять человека на какие-то поступки, ставить ему различные цели и побуждать к какому-то действию.
  • Деятельностное – заключается в физическом контакте, обмене различных действий, навыков, умений или операций.

В зависимости от целей

Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.

  • Биологическое – связано с естественными потребностями человека, необходимыми для поддержания жизнеспособности и развития организма.
  • Социальное – относится к взаимодействию с окружающими людьми, направленном на личностный рост, повышение социального статуса и укрепления контакта с обществом.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или ые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

В зависимости от времени

Общение подразделяется на две группы, в зависимости от длительности контакта.

  • Кратковременное – не несет постоянный характер, может длиться от пары минут до нескольких часов.
  • Долговременное – носит постоянный характер. В процессе люди лучше узнают друг друга, строят личные отношения, решают конфликты или работают вместе.

Другие виды

Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:

  • Вербальное – одно из основных видов общения, осуществляемое при помощи речи. Предоставляет человеку широкие возможности, а также способность выражать свои мысли. Может относиться как к деловым разговорам, так и повседневным беседам.
  • Невербальное – включает в себя общение посредством жестов, тактильных контактов, касаний и прочего. Например, кивнуть головой или помахать на прощание рукой.
  • Деловое – относится к карьерному росту и профессиональным делам. Человек пытается завести деловое знакомство или удачно осуществить переговоры.
  • Воспитательное – общение, посредством которого один человек пытается оказать существенное влияние на другого. Примером можно считать процесс воспитание ребенка родителем.
  • Личностное общение – в отличие от делового не относится к профессиональной сфере. Люди могут интересоваться мнением или настроением друг друга, ради собственных целей и поддержания личных отношений. К примеру, можно привести дружеские или семейные отношения.

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

    • Императивное общение иногда называю директивным или авторитарным. Зачастую один из собеседников всячески пытается подчинить себе другого. Он пытается взять руководство над его сознанием и мыслями, контролировать все дальнейшие действия. Человек, выбирающий такой тип общения, в большинстве случаев не скрывает своих намерений и открыто пытается подчинить собеседника.
  • Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

  • Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.
  1. Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
  2. Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
  3. Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
  4. Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
  5. Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Подводя итоги

Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.

Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.

( 3 оценки, среднее 4 из 5 )

Источник: https://psihter.ru/mezhlichnostnyie-otnosheniya/vidyi-obshheniya/

Общение и его функции, классификация и уровни

Виды общения в психологии: классификация, характеристика

Общение всегда рассматривалось в форме полифункционального процесса. Его функции определяются психологами согласно разным критериям:

  • эмоциональная;
  • информационная;
  • социализирующая;
  • трансляционная;
  • связующая;
  • направленная на самопознание (А. В. Мудрик); установление общности, самовыражение (А. А. Брудный), самоопределение (А. Б. Добрович), сплочение и тому подобное.

Наиболее часто в области психологии функции общения рассматриваются согласно такой модели отношений, как «человек-деятельность-общество».

Основные функции общения

Обычно из общения выделяют пять базовых функций:

  • прагматическая;
  • подтверждающая;
  • формирующая;
  • организация и поддержание межличностных отношений;
  • внутриличностная.

Рисунок 1. Основные функции общения

Определение 1

Прагматическая функция общения — это одно из главнейших условий объединения личностей в процессе совместной деятельности любого типа.

Наглядным примером того, насколько разрушительно невыполнение этого условия, является сюжет из Библии, рассказывающий о постройке Вавилонской башни.

Определение 2

Не менее важная роль принадлежит и формирующей функции. Не стоит считать общение между взрослым и ребенком обычным процессом передачи от первого ко второму набора знаний и навыков, усваиваемых механически. На самом деле это сложный процесс, в ходе которого происходит взаимное изменение, влияние и обогащение.

Насколько жизненно важную роль играет общение можно рассмотреть на следующем примере.

Пример 1

В 30-е годы прошлого века в двух клиниках США был проведен эксперимент. Находящиеся в них дети лечились от серьезных заболеваний, плохо поддающихся излечению.

Условия в обеих клиниках были идентичными, кроме одного: одна клиника запрещала посещения родственников в страхе перед инфекциями, второе учреждение допускало родителей в определенное время, чтобы они могли поговорить и поиграть с ребенком в специально отведенном для этого помещении.

Наблюдения велись несколько месяцев, после чего были получены следующие результаты: коэффициент смертности в первом медучреждении был около ⅓, хотя врачи прилагали все возможные усилия. Вторая клиника могла похвастаться тем, что на протяжении всего эксперимента ни один пациент не умер.

Определение 3

Функция подтверждения помогает познать и утвердить себя. Человек занимается поиском опорной точки в другом человеке для того, чтобы утвердиться в своем существовании и ценности себя.

Принцип подтверждения регулярно наполняет повседневный опыт общения людей. Это ритуалы, сопутствующие знакомству и приветствию, всевозможные знаки внимания и прочее. Р. Д. Лейнг (английский психиатр) утверждал, что неподтверждение — это универсальный источник множества психических заболеваний и в особенности шизофрении.

Определение 4

Межличностная функция направлена на оценивание других людей и установление определенного рода эмоциональных отношений — они могут быть или позитивными или негативными.

Отсюда эмоциональное отношение к другой личности может выражаться в ключе «симпатия-антипатия», что накладывает отпечаток не только на обычное, но и на деловое общение.

Определение 5

Внутриличностная функция чаще всего рассматривается как универсальный способ мышления человека.

Л. С. Выготским исходя из этого было отмечено, что «человек сохраняет функцию общения даже наедине с собой».

Вывод 1

Резюмируя, можно сказать, что ведущее значение общения в жизни человека — это средство организации совместной деятельности личностей, а также способ удовлетворения потребности одного человека в живом контакте с другим человеком.

Классификация типов общения

Определение 6

Общение, как социально-психологический феномен — это контакт между личностями, осуществляемый посредством языка и речи и имеющий различные формы проявления.

Определение 7

Язык представляет собой систему словесных знаков, средство, благодаря которому возможно общение между людьми.

Определение 8

Речь — это применение языка в целях общения.

Общение, на основе его особенностей, подразделяют на следующие виды:

Рисунок 2. Разновидности общения

Если рассматривать его по контакту с собеседником, то общение можно разделить на непосредственное и опосредованное.

Определение 9

Непосредственное общение (иначе, прямое) — естественный тип общения, в процессе которого субъекты находятся рядом и используют речь, мимику или жесты.

Такой вид считается наиболее полноценным, за счет того, что личности получают наибольший объем информации друг о друге.

Определение 10

Опосредованное общение (иначе, косвенное) создается тогда, когда личности находятся на расстоянии друг от друга или отделены временем.

К такому типу можно отнести, переписку, телефонный разговор и тому подобной. Такое общение несет неполный психологический контакт, особенно когда имеются сложности с обратной связью.

Также общение можно разделить на межличностное и массовое.

Определение 11

Массовое общение — это многочисленные контакты людей, незнакомых между собой. Также это коммуникация, опосредованная разными типами массовой информации.

Такой тип общения делится на прямое и опосредованное. Прямое массовое общение можно наблюдать на митингах, демонстрациях, различных собраниях и в любых многочисленных социальных группах (например, толпе или аудитории). Опосредованное массовое общение носит односторонний характер и напрямую связано с массовой культурой и соответствующими средствами коммуникации. 

Если рассматривать общение по равноправию партнеров в нем (межличностном общении), то оно делится на диалогическое и монологическое.

Рисунок 3. Типы межличностного общения

Определение 12

При диалогическом общении происходит субъект-субъектное взаимодействие в этом случае равноправное, целью его является взаимное познание и стремление к реализации целей каждого собеседника.

Определение 13

Монологическое общение предполагает, что позиции собеседников не равноправны и имеют вид субъект-объектных отношений.

Такой тип общения подразделяется на императивный и манипулятивный.

Определение 14

Императивное общение — это форма авторитарной (директивной) формы взаимодействия с собеседником. Ее целью является контроль над поведением собеседника, установками и мыслями, а также принуждение к выполнению определенных действий или принятию решений. При этом цель никоим образом не вуалируется, являясь открытой.

Определение 15

Манипулятивное общение — форма общения между личностями, в процессе которого воздействие на собеседника выполняется скрытым образом с целью достижения личных намерений.

По типу коммуникации выделяют ролевое и личностное общение.

Определение 16

Ролевое общение складывается под действием занимаемого собеседниками статуса.

Например, к такому типу общения можно отнести беседу между начальником и рабочим, или между учителем и учеником. Ролевая разновидность общения регламентируется правилами и спецификой общения, которые приняты в обществе.

Определение 17

Личностное общение имеет прямую зависимость от индивидуальных особенностей собеседников и взаимоотношений между ними.

Общение также можно разделить на кратковременное и длительное. Такое деление зависит от целей, вида деятельности, индивидуальных нюансов участников общения, их симпатий и антипатий, и так далее.

Обмен информацией может осуществляться при помощи вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение — это использование речи, все остальное, громкость и тембр голоса, жесты, позы, мимика (то есть паралингвистические средства) — невербальное общение.

Уровни общения

Существуют различные уровни общения, которые определяются общей культурой собеседников, их характеристиками (личностными и индивидуальными), нюансами ситуации, контролем, накладываемым социальной средой, ценностными ориентациями собеседников и их отношением друг к другу.

Рисунок 4. Уровни общения

Определение 18

Фатический (от лат. fatuus – глупый) относится к самому примитивному уровню общения. Он состоит из обычного обмена репликами, не несущими глубоко смысла и служащими исключительно для поддержания разговора.

Определение 19

Информационный уровень состоит из обмена новой информацией, интересной для участников беседы, которая является источником эмоциональной, поведенческой и мыслительной активности личности.

Определение 20

Личностный уровень предполагает такое взаимодействие субъектов, при котором происходит их глубокое самораскрытие и постижение сущности собеседника, своей собственной и окружающего мира.

Такой уровень строится на позитивном отношении как к себе самому, так и к другим людям, а также окружающей среде в целом. Такое общение относится к высшему духовному уровню.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/obschenie-i-ego-funktsii/

Психология и общение: разновидности стилей, чем они характеризуется, таблица

Виды общения в психологии: классификация, характеристика

Человеческую жизнь невозможно представить без общения. Однако оно не всегда проходит гладко. Специфическими проблемами, возникающими в процессе коммуникации, занимается наука психология. Ученые утверждают, что взаимно удовлетворительное общение подчиняется определенным законам, соблюдение которых существенно помогает выстроить конструктивный диалог.

Эмоции

Понятие и виды межличностного общения

Если отношения определяются через понятие «связи», то под общением понимают многоплановый процесс установления и развития контактов между индивидами. На начальном этапе взаимодействия с человеком желательно установить, на какую разновидность коммуникации он настроен. В психологии существует классификация общения в зависимости от его целей, средств и содержания.

По целям различают биологическое общение, направленное на удовлетворение биологических потребностей индивида, и социальное, предполагающее установление и углубление межличностных контактов, духовное развитие.

По используемым средствам передачи информации выделяют такие виды общения в психологии:

  • Вербальное – то есть осуществляемое посредством речи, языка, знаков.
  • Невербальное – коммуникация через язык тела, мимику, интонации, образы.

Важно! Передача информации происходит в основном за счет невербальных средств. Поэтому умение правильно интерпретировать сенсомоторные сигналы является важнейшим условием эффективного взаимодействия.

Читая язык тела собеседника, порой можно узнать больше, чем, слушая его слова

В соответствии с содержанием бывают следующие виды и функции общения:

  • Материальные – обмен между людьми продуктами их индивидуальной деятельности.
  • Когнитивные – передача информации и знаний друг другу, например, сколько стоит товар, как решить математическую задачу.
  • Деятельностные – обмен навыками и умениями, осуществляемый в процессе совместной деятельности.
  • Мотивационные – передача друг другу определенных побуждений и установок. Примером может служить попытка уговорить товарища сходить на определенный фильм.
  • Кондиционное или эмоциональное общение – передача эмоций с целью изменить психическое состояние собеседника.

Также в психологии выделяют несколько видов коммуникации:

  • Диалог – полноценный двухсторонний обмен трансакциями (единицами общения).
  • Фронтальная коммуникация (управление) – когда трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим. Например, когда ученик задает вопрос учителю, между ними может возникнуть своеобразный диалог. Но тип коммуникации остается фронтальным, так как принцип «один говорит – остальные молчат» сохраняется.
  • Опосредованная коммуникация – трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в виде текста, схемы, звука или видеозаписи.

Функции различных стилей общения

Какое бывает настроение у человека — виды в психологии

Впервые в психологии заговорили о стилях общения в 1939 году. Психолог Курт Левин возглавил группу ученых, занимавшихся исследованием лидерства. В рамках исследования группу учащихся поделили на три команды, каждую из которых возглавлял человек, использующий определенный стиль педагогического общения:

  • Авторитарный, когда педагог единолично принимает и отменяет решения. К мнению учащихся не прислушивается. Преобладающими методами побуждения являются приказы, замечания, наказания. Данный стиль позволяет максимально быстро реагировать на изменение обстоятельств.

Авторитарный стиль управления не допускает инакомыслия

  • Демократический, когда преподаватель принимает решения, учитывая мнение группы. Управление осуществляется через просьбы и пожелания. Это позволяет создать психологически комфортную атмосферу для участников группы.
  • Либерально-попустительский, когда воспитатель стремиться свести уровень своего участия в жизнедеятельности класса к минимуму. Ученикам предоставляется полная свобода в принятии решений и контроле над их выполнением.

Исследование показало, что попустительский стиль общения оказался наименее эффективным. Дети требовали от лидера указаний, теряли мотивацию к учебе и крайне неохотно взаимодействовали сообща.

Обратите внимание! Нельзя утверждать, что либеральный стиль взаимодействия с подчиненной группой людей всегда будет давать плохие результаты.

Так, в семье, где родители придерживаются исключительно авторитарного стиля воспитания, дети вырастают со слабой жизненной позицией или повышенной агрессивностью. Демократический стиль требует много времени для совместного принятия решений.

В идеале нужно уметь переключаться с одного стиля общения на другой в зависимости от ситуации.

В педагогике и управленческой деятельности до сих пор применяют наработки К. Левина. Также при определении стилей делового общения используют классификацию С. Братченко.

Особенности стилей:

  • Диалогический стиль – сотрудничество на равных.
  • Авторитарный – человек стремится к постоянному доминированию над окружающими.
  • Альтероцентричный – принесение своих интересов в жертву ради интересов остальных участников взаимодействия.
  • Конформный – характеризуется ориентированностью индивида на подражание, подстраивание под партнера.
  • Манипулятивный – окружающие выступают лишь средством достижения личных целей.
  • Индифферентный – уход от общения как такового, ориентация на «сугубо деловые» вопросы.

Дополнительная информация. Характерный для себя стиль межличностного общения можно выявить, пройдя опросник С. Л. Братченко, индивидуальный типологический опросник Л.Н. Собчик.

Психологическая структура общения

При характеристике структуры общения обычно выделяют три ее стороны:

  • Перцептивная, когда происходит восприятие и оценка личностью социальных объектов (партнера, общностей людей). От меры понимания поведения собеседника зависит успех организации с ним согласованных действий.
  • Коммуникативная, когда действия личности сознательно ориентируются на их смысловое восприятие другими людьми. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда люди общаются с помощью единой системы значений.
  • Интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, взаимное влияние друг на друга контактирующих личностей.

Все стороны общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

От чего зависит выбор стиля общения

Выбор формы обращения к собеседнику обычно обусловлен его социальным статусом, личными особенностями, целью и ситуацией коммуникативного процесса. Психиатр А. Добрович при возникновении конфликтов рекомендует переходить на более высокий уровень общения, чем у собеседника. Такой прием обезоруживает оппонента и позволяет выйти с ним на нормальный диалог.

Управление персоналом — что это такое, принципы и функции процесса

Ученый выделяет семь уровней или типов межличностного общения в соответствии с критерием «этической безупречности». Самым низким и нежелательным в данной типологии является примитивное взаимодействие, самым эффективным – духовное общение.

Важно! Человек, может, не до конца осознает, но всегда чувствует хотя бы на уровне подсознания, являются ли он, его судьба и интересы ценными для собеседника, и реагирует соответственно: ведет себя более агрессивно, манипулятивно или отбрасывает маски и начинает сотрудничать.

Манипулятивный уровень общения

Таблица типов общения

Уровни общенияКраткая характеристика
ДуховныйК партнеру относятся как к носителю духовного начала. Свобода самовыражения для участников коммуникации безгранична.
ДеловойНа этом уровне отпадает потребность в масках, играх. На первом месте – общее дело.
ИгровойПрисутствует живой интерес к личным особенностям партнера, основанный на симпатии к нему.
КонвенциональныйВозникает установка на открытое общение, соблюдение этических норм взаимодействия.
СтандартизованныйВзаимодействие поверхностное, стандартное, формальное. Это «контакт масок».

Какое тут может быть общение? Например, притворно-агрессивное, формально-вежливое. Истинные мысли и чувства скрываются.

МанипулятивныйВ общении преследуется лишь личная выгода. Партнер – соперник в психологической игре, которую непременно надо выиграть.

ПримитивныйПартнер воспринимается как вещь, которую можно использовать или выбросить за ненадобностью.

Интересно о психологии общения

Общение, как говорят психологи, является одной из базовых потребностей человека. Полноценное развитие личности происходит только в социуме. Дети, которые находились в дошкольном возрасте в условиях крайней социальной изоляции и были воспитаны животными, практически не могут осмысленно общаться, несмотря на годы, проведенные позднее в человеческом сообществе.

Для эффективного взаимодействия нужно не только искусно овладеть речью и психологическими приемами, но и научиться активно слушать. Зачастую люди перебивают собеседника, так как каждый предполагает, что знает, о чем намерен говорить партнер. Практика показывает, что обычно это не более, чем наше заблуждение. Поэтому важно давать возможность оппоненту до конца высказывать свою мысль.

Навык активно слушать важен так же, как и умение доносить свои мысли до собеседника

Говорение и слушание – два наиважнейших и равноценных по значимости навыка вербальной компетенции. Искреннее желание достичь взаимовыгодного сотрудничества является фундаментом для успешной коммуникации.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/vidy-obshheniya-v-psixologii.html

Медик онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: