Жестокие дети в школе: с чем это связано?

Содержание
  1. Насилие в школах России: почему дети такие жестокие?
  2. Проблемы воспитания
  3. Когда «спокойный и отзывчивый ребенок» берет нож
  4. Детская жестокость как результат страха, слабости и собственной несостоятельности: как помочь ребёнку?
  5. Суть проблемы
  6. Причины
  7. Проявления
  8. Что делать
  9. Школьная жестокость: что делать родителям
  10. Норма детской жестокости
  11. Когда норма становится патологией
  12. Что делать взрослым?
  13. Жестокие дети в школе: норма и когда начинать действовать
  14. Ребёнок — отражение родителей
  15. Норма детской жестокости – что это такое?
  16. Почему появляется «норма жестокости»?
  17. Если «жертва» провоцирует на жестокость?
  18. Как быть с обидчиком?
  19. Детская жестокость к животным
  20. Детская жестокость: как вести себя родителям?
  21. Как понять, что ребенка травят?
  22. Можно ли уберечь ребенка от травли?
  23. Жестокость у детей. Причины появления
  24. Роль семьи
  25. Виды детской жестокости

Насилие в школах России: почему дети такие жестокие?

Жестокие дети в школе: с чем это связано?

Всего за два месяца 2020 года в российские СМИ попало больше 10 случаев проявления жестокости школьников.

Псковский старшеклассник ударил учителя в лицо за выдернутый из-под него стул, подольские родители жаловались на агрессивного ребенка, избивающего их детей, а сегодня мальчик из Ульяновска ударил ножом учительницу.

Как ни странно, обычно таких детей все описывают как спокойных, стеснительных и безвредных. Почему именно они чаще совершают страшные, а порой и непоправимые поступки, разбирается «360».

26 февраля в СМИ появилась информация о том, что ульяновский восьмиклассник, которого все знали исключительно приветливым и вежливым тихоней, пришел в класс, ударил заточкой учительницу и убежал. Чуть позже в Саратове арестовали двух парней 14 и 15 лет, которые готовились совершить массовый расстрел в школе — из мести.

Проблемы воспитания

Во все времена доля так называемых сложных детей остается одинаковым — порядка 1-2%. Это те дети, которые в каких-то неприятных для себя ситуациях готовы обратиться к насилию как по отношению к сверстникам, так и ко взрослым. Об этом «360» рассказал психолог, доктор наук по культурологии Андрей Зберовский.

По его мнению, одной из главных проблем современного российского общества является деформация функции школы. Если раньше она должна была воспитывать детей, вкладывать им в головы какие-то общие ценностные ориентиры, то сейчас она только учит, «сколько будет дважды два».

В то же время все меньше времени воспитанию детей могут уделять и родители — они работают круглыми сутками, по привычке надеясь на школу. Но если чужие методы воспитания придутся им не по душе, у них есть все возможности наказать учебное заведение.

Поэтому дети, к сожалению, часто оказываются предоставлены сами себе.

Сейчас на воспитание детей с каждым годом уходит все меньше времени, родители не могут — у них нет времени, учителя не хотят — им за это не платят. В итоге ребенка воспитывает телевизор. А телевизор воспитывает на новостях, блокбастерах, где ты должен взять молоток, ножик, топор и показать, кто главный в классе

В то же время в современной школе обязательно должен быть психолог, который, по идее, может компенсировать ту самую воспитательную функцию.

Он обязан общаться с детьми, замечать внутренние конфликты, выявлять потенциальных жертв и обидчиков, чтобы предотвращать то, что впоследствии становится криминальной хроникой.

Но то ли не хватает квалификации, то ли зарплат, то ли просто недостаточно серьезен контроль за деятельностью школьных психологов — в большинстве школ их работа заключается в проведении примитивных тестов и до реального общения с детьми дело не доходит.

«Когда происходят такие ЧП, как правило, школьные психологи последними узнают о наличии проблемы в классе, классные руководители тоже не всегда имеют возможность оказать влияние на ситуацию. Есть огромное количество детей, которые готовы сорваться, и никто им не помогает, никто не обращает на них внимания. Поэтому такие ситуации были, есть и будут происходить», — подчеркнул Зберовский.

Когда «спокойный и отзывчивый ребенок» берет нож

Усиливают проблему и новые технологии. Зберовский обратил внимание на то, что возможность заснять конфликт на камеру и выложить в интернет сильно увеличивает градус напряженности у детей. Если раньше конфликт мог сойти на нет уже через несколько дней, а то и часов — когда поссорившиеся или подравшиеся дети забыли о проблеме, — то сейчас это становится почти невозможным.

Унижение человека в разы увеличивается: одно дело — его толкнули или оскорбили, а другое дело — засняли это и показывают много дней. То есть человек чувствует себя оскорбленным ежедневно, боль не утихает

По мнению Зберовского, склонные к агрессии дети всегда были, есть и будут, но зачастую в новости попадают как раз другие — спокойные и неконфликтные.

Клинический психолог, основатель и руководитель Центра рациональной психологии Михаил Хорс видит причину этого в том, что современное общество учит людей быть толерантными, мягкими, вежливыми, показывает недопустимость агрессии в любом ее проявлении.

«Этот подход, что агрессия — это плохо, приводит к тому, что мальчики стараются быть вежливыми и спокойными, держат это в себе, а когда оно вырывается, то уже приобретает такие уродливые формы, асоциальные», — уверен он.

В таких ситуациях очень важно, по мнению психологов, гармоничное воспитание. Детям очень важно иметь возможность выплеснуть агрессию, которая неминуемо накапливается, — чаще всего такая возможность есть в спорте. «Тогда это приобретает естественную форму. У них нет на это запрета, как на неприемлемое поведение, и нет внутреннего конфликта», — добавил Хорс.

Спокойные по своей натуре дети, которые не умеют эффективно защищать себя и продавливать свою позицию, очень часто терпят до последнего — пока пружина совсем не согнется. «Это совершенно логично, что крайние действия совершаются детьми, которые раньше вели себя спокойно, потому что они не умеют себя агрессивно вести. В этом их проблема», — заключил Зберовский.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/zhestokie-tihoni/

Детская жестокость как результат страха, слабости и собственной несостоятельности: как помочь ребёнку?

Жестокие дети в школе: с чем это связано?

Всё чаще темой новостей в СМИ и роликов на становится детская жестокость. «Избиения в школе», «Осторожно! Злые дети!», «Насилие ради забавы», «Страшней ребёнка зверя нет», «Дети-мишени и дети-убийцы» — это тот самый случай, когда кричащие заголовки видеоматериалов отнюдь не приукрашены и лишь подчёркивают злободневность проблемы.

Далеко не все родители придают значение тому, что малыш таскает котёнка за хвост или подросток с увлечением рассказывает об однокласснице, которую затравили за отсутствие iPhone или аутизм.

«Характер такой», «наследственность», «возраст», «пройдёт» — взрослые находят множество оправданий своему бездействию.

Результатом становятся покалеченные жизни, постановка на учёт в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), уголовная ответственность, и серьёзные психические отклонения.

Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии. Её нужно сразу же пресекать, проводить воспитательные беседы, отправляться на консультации к психологу или психотерапевту.

Суть проблемы

Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.

Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.

Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.

Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных).

При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями.

Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.

В последнее время проблема детской жестокости приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На чуть ли не ежедневно публикуются видеоролики с драками, избиениями, преследованиями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста.

Причём далеко не всегда они носят статус проблемных. Многие хорошо учатся, учителя отзываются о них положительно, дома они примерные сыновья и дочери. Объектами ненависти становятся животные, сверстники или кто помладше и даже взрослые.

Зверство, садизм, беспощадность, бесчеловечность, которые льются с экранов, поражают.

Из-за острой злободневности проблемы психологи и психотерапевты бьют тревогу, призывая родителей и учителей пристальнее вглядываться в детей и больше уделять времени их воспитанию.

Причины

Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.

Семейные:

  • дефицит родительской любви, нехватка внимания;
  • равнодушие;
  • неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей;
  • несправедливость;
  • вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность;
  • физическое насилие, жестокие наказания;
  • слишком большое количество запретов и ограничений, чрезмерный контроль;
  • отрицательный пример со стороны взрослых;
  • агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними.

Социальные:

  • стремление самоутвердиться;
  • страх несостоятельности;
  • желание привлечь к себе внимание;
  • влияние толпы;
  • желание быть как все;
  • мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками.

Техногенные:

  • мультфильмы со сценами жестокости;
  • компьютерные игры, где убийство — норма;
  • открытое обсуждение громких скандалов на тему детской жестокости в СМИ;
  • сцены насилия в фильмах, видеороликах;
  • увлечение боевиками и «ужастиками»;
  • отсутствие родительского контроля за контентом, который просматривают дети.

Педагогические:

  • педагогическая запущенность;
  • равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение.

Психические:

  • конфликтный характер;
  • гиперактивность (выброс энергии);
  • низкая самооценка;
  • холерический темперамент;
  • возбудимый тип нервной системы;
  • садизм;
  • склонность к манипулированию.

В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт.

Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга.

На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.

У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки.

Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых.

Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.

Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.

Проявления

Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:

  • любит не просто командовать и руководить, но и манипулировать, устраивать интриги;
  • шутки полны желчи и ненависти, зло высмеивает всех подряд;
  • обзывается, вешает на людей ярлыки;
  • делит мир на белое и чёрное, людей — на своих и чужих;
  • чётко очерчивает круг общения, не подпуская к себе близко какую-то определённую категорию людей;
  • постоянно кого-то осуждает, недоволен поступками других, видит в окружающих только плохое;
  • редко выказывает сочувствие;
  • равнодушно относится даже к самым милым животным;
  • упрямство, своеволие, непреклонность, бескомпромиссность — основные черты характера.

Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.

По отношению к другим детям

Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.

По отношению к животным

Часто наблюдается у дошкольников и учеников начальных классов. Если ребёнка дома наказывают физически, он не может ответить и вымещает злобу на беззащитных животных.

Подростки нередко участвуют в групповых издевательствах над кошками или собаками из-за влияния толпы или для размещения шокирующего видео у себя на страничке в соцсети, чтобы получить как можно больше лайков.

Им кажется, что это «круто», что таким образом они приобретают авторитет в глазах других.

По отношению к взрослым

В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку.

Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика.

Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.

https://www.youtube.com/watch?v=OojmKsHL2mw

Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.

Типичные проявления жестокости:

  • получение почти физического удовольствия от чужой боли и мучений;
  • немотивированная агрессия, конфликтность, бескомпромиссность;
  • предпочтение отдаётся играм и фильмам с насилием и убийствами;
  • ненависть по отношению к большинству окружающих людей и животным;
  • манипулирование близкими людьми;
  • отсутствие жалости и сочувствия;
  • в драке не могут остановиться;
  • непроизвольные гримасы злобы и ненависти;
  • отсутствие самоконтроля.

Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям и учителям нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления.

Что делать

Шаг 1

Не делать вид, что всё в порядке, не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.

Шаг 2

Постараться выяснить причину. Если получилось, начать методичную работу по её устранению.

Шаг 3

Пересмотреть стиль воспитания:

  • наблюдать за поведением ребёнка во время игр, пресекая любые проявления жестокости;
  • отслеживать публикации в соцсетях, чтобы своевременно увидеть первые тревожные звоночки: кровавые рисунки, сцены насилия и убийств, видеоролики с драками и издевательствами;
  • не наказывать, не бить, не кричать — только воспитательные беседы ровным, спокойным тоном;
  • больше времени проводить в семейном кругу, открыто разговаривать, доверять;
  • искренне интересоваться его увлечениями, друзьями;
  • направить энергию в мирное русло: записать в кружок, увлечь рыбалкой, спортом, путешествиями (хорошо помогает арт-терапия);
  • научить находить компромиссы, быть более толерантным;
  • завести домашнее животное, делегировать ребёнку уход за ним;
  • исключить проявления агрессии в семье.

А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.

Шаг 4

Поговорить об этом с учителями, школьными психологами. Если ситуация слишком запущена (жестокость граничит с садизмом), необходимо психотерапевтическое лечение.

Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.

Источник: https://ponervam.ru/detskaya-zhestokost.html

Школьная жестокость: что делать родителям

Жестокие дети в школе: с чем это связано?

В каждом конфликте две стороны, и обе они – дети.

Тема детской жестокости – частая при обсуждении детских проблем. Есть множество научных исследований доказывающих, что жестокость детей берет корни в семье. Можно с полной уверенностью заявлять, что ребёнок – отражение своих родителей.

Если отец позволяет себе поднимать руку на мать, то ребёнок будет считать это нормой в семейной жизни и, вероятнее всего, также станет поднимать руку уже в своей семье.

Девочка, выросшая в таких условиях, будет терпеть унижения от мужа, так как с детства видела соответствующее обращение с её мамой. И такая форма обращения будет являться для неё нормой.

Если родители мучают животных, издеваются над ними, то ребёнок будет повторять это, не видя ничего предосудительного. Ведь в его семье такое является нормой. У такого ребёнка не выработается чувство жалости к животным, сострадания, ответственность за их жизнь.

У заботливых родителей, которые «пылинки сдувают» со своего ребёнка, может возникнуть вопрос: почему мой ребёнок жестокий, если в семье всё хорошо? Психологи отвечают, что излишняя опека тоже может стать рычагом к развитию жестокости. Родители излишне оберегают ребёнка от отрицательных эмоций, стараются оградить его от общения с «плохими» детьми. В итоге ребёнок не получает своего личного жизненного опыта.

Ведь отрицательные эмоции у ребёнка так же должны быть. Он должен знать, что жизнь бывает разной. Что случаются ссоры, печаль, неудачи. Если ребёнок не поймёт этого с детства, а будет пребывать в «вакууме», он начнет видеть жизнь либо в «розовом» цвете и при каждой неудаче впадать в депрессивное состояние, либо начнёт выражать свои отрицательные эмоции на людях.

В итоге — плохое поведение в школе, когда родителей рядом нет. А грань между шалостью и преступлением у детей очень тонкая.

Норма детской жестокости

Что это такое – норма детской жестокости? Существует такое понятие. Вспомните себя, всегда ли вы в детстве скрывали свою неприязнь к другим людям? Возможно, вы хотели выразить её тем или иным образом. Если кто-то не нравился – могли обозвать, испортить его вещь, толкнуть, злобно пошутить.

Можно ли объяснить, почему не нравился одноклассник, сосед по парте. Ну, просто не нравился. Детское восприятие чаще бывает однобоким: из малообеспеченной семьи, с недостатками физического развития, зацикленный на учёбе, способный предать и тому подобное.

Как правило, любой из перечисленных признаков или подобных им может стать поводом для выражения жестокости.

Самое тревожное время проявления детской жестокости начинается с 4 по 7 класс. В этом возрасте дети уже не совсем дети, но ещё и не юноши и не девушки.

И в большинстве случаев «толкание», «обзывание», «дёргание за косички» и тому подобное усиливается. Следует понять, что такая жестокость «возрастная».

Почему возникает эта «норма жестокости»? В этом возрасте дети начинают самоутверждаться. Жестокость это тоже просто способ самоутверждения.

Подростки обычно не выбирают для самоутверждения равного по силе и крутости соперника, так как можно потерпеть поражение. А выбор «ботаника», «косого», «хромого», «горбатого» и прочее является изначально выигрышным вариантом. Ведь за них никто не вступится и уважение сверстников обеспечено. Возникает вопрос: всегда ли это норма?

Когда норма становится патологией

Если «самоутверждение» переходит границы дозволенного, то есть в издевательство психологическое и физическое, травлю, бойкот, необходимо бить в колокола.

Дело в том, что со временем у обидчика тяга к жестокости может сойти на «ноль», а для жертвы-подростка такие действия могут закончиться печально. В том случае, если личность сильная, то никаких серьёзных последствий не возникнет.

А если слабая, то у него могут появится даже мысли о сведении счетов с жизнью. Или о мести обидчикам. Или о том и другом вместе. И итог может быть очень трагичным.

Бывают ситуации, когда «жертва» провоцирует на жестокость. То есть «ребёнок-жертва» специально или в целях защиты сам провоцирует, чтобы против него восставал класс.

В данном случае «тактика игнорирования» была бы уместна, но жертва думает иначе. Он пытается защититься, говорит обидные слова в ответ, толкается, бросает чужие вещи.

Этими действиями подросток только раззадоривает «жестокость» к себе и «получает» в ответ. И тогда печальный итог может наступить быстрее.

Что делать взрослым?

В первую очередь на это должны обратить внимание родители. Классному руководителю такие изменения могут быть не заметны, но с помощью родителей он может узнать и может помочь сам или с помощью директора завуча, психолога.

Родителям нужно больше обращать внимания на своих детей, разговаривать с ними. Не нужно задавать формальный вопрос: «как дела в школе»? Ведь ребёнок ответит, что всё нормально.

Нужно расспрашивать о каких-то событиях, оценках, о том, как проходят уроки и перемены. И внимательно слушать ребенка, чтобы вовремя уловить проблемы. Ведь он обязательно их чем-то выдаст. Трудно держать в себе, когда тебя обижают.

Это касается «жертвы», но что делать с «обидчиком»?

Обоим сторонам конфликта поможет психолог или другой авторитетный для ребёнка человек. Нельзя устраивать так называемые разборки родителям «жертвы».

Нужно учить детей максимально игнорировать действия обидчика, возможно, со временем издевательства прекратятся. Еще можно шутить в ответ, но не жестко и пытаясь привлечь симпатии окружающих.

Ведь все унижения в этом возрасте направлены на публику.

Если конфликт не решается мирными способами и беседы со специалистами не приводят к положительным результатам, нужно писать заявление на имя директора или завуча о том, что ребенка обижают.

Дальнейшими шагами могут стать обращение в инспекцию по делам несовершеннолетних, обращение в отдел образования, в прокуратуру, в полицию. Главное же, родителям следует пересмотреть своё поведение, чтобы стать примером для своего ребенка.

Если жестокость начала проявляться в подростковом возрасте, то со временем она может пройти. При переходе границ нужно не тянуть с обращением к специалистам.

Автор текста — читатель нашего канала, учитель английского языка.Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала —свяжитесь с нами.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5984d3e67ddde837f2a103e2/5dbb4530028d6800b14fa6e1

Жестокие дети в школе: норма и когда начинать действовать

Жестокие дети в школе: с чем это связано?

Тема детской жесткости – не самая редкая при обсуждении детских проблем. На своём сайте я не буду рассказывать о детях-извергах, детях-убийцах и т.д. Это уже не уровень в развитии личности, а патология. Наша задача – осветить зачатки проблемы и чем это может обернуться в будущем.

Учёные доказали, что жестокость детей происходит из семьи. Я говорила об этом, когда писала статью об отсутствии дисциплины в классе.

Ребёнок — отражение родителей

Папа позволяет поднять руку на маму – мальчик будет считать это нормой в семье и, возможно, тоже будет поднимать руку на свою семью.

Если наблюдает девочка – в своей семье будет терпеть побои мужа, потому что с детства для неё это норма.Родители мучают животных, издеваются – ребёнок будет это делать, не видя в этом ничего предосудительного.

Потому что в его семье это нормально. У него наверняка не выработается чувство жалости к ним, ответственность за их жизнь.

Но у заботливых родителей, которые «трясутся» над своим ребёнком, возникнет вопрос – почему мой ребёнок жестокий, если у нас в семье всё хорошо? Психологи отвечают, что излишняя опека тоже может стать рычагом к развитию жестокости. Родители слишком оберегают ребёнка от отрицательных эмоций, травм, общения с «нехорошими» детьми и в итоге он не приобретает своего личного жизненного опыта.

Отрицательные эмоции тоже должны быть у ребёнка, чтобы он понимал — жизнь бывает разной. Бывают ссоры, неудачи, печаль.

Если ребёнок не поймёт это с детства, а будет находиться в «пузыре» заботы родителей, то он либо будет видеть жизнь в розовом цвете и при каждой неудаче впадать в депрессию, либо начнёт выражать отрицательные эмоции на других людях. Отсюда и плохое поведение в школе, когда родителей рядом нет.

Имейте в виду, что дети порой не видят последствия своих поступков, грань между шалостью и преступлением (вспомните случаи поджигания бездомного человека).

Норма детской жестокости – что это такое?

Да, бывает и норма. Вспомните себя, всегда ли вы в детстве скрывали от других свою неприязнь к ним? Скорей всего вы хотели её тем или иным образом выразить. Кто-то не нравился – могли обозвать, толкнуть, испортить вещь.

Можно ли объяснить, почему не нравился твой сосед по парте? Просто не нравился. В детстве судят однобоко – из малообеспеченной семьи, с физическими недостатками, ботаник, предатель и т.д. Любой из подобных признаков в школьной среде может стать поводом для выражения жестокости.

Самое тревожное время для родителя, когда детская жестокость начинает активно проявляться – период обучения в 4-7 классах. Дети уже вроде и не совсем дети, но ещё не юноши и девушки. В большинстве случаев «обзывания», «толкания» и т.д.

проходят с выходом ребёнка из отрочества. Главное, понять, что эта жестокость «возрастная».

Почему появляется «норма жестокости»?

В этой статье я описывала, почему дети начинают обижать других. Как правило, это способ самоутверждения. У детей нет мысли, что нужно выбирать себе равного по силе и крутости соперника (из страха потерпеть поражение), а вот выбор «ботаника», «хромого», «кривого» и т.д.

(по определениям детей) – изначально беспроигрышный вариант. За них никто не будет заступаться, ты выйдешь победителем и заслужишь уважение сверстников.

Всегда ли норма? Если «самоутверждение» переходит в травлю, бойкот, издевательства (психологические и физические), нужно поднимать тревогу.

У обидчика со временем тяга к жестокости может уйти на «нет», а вот чем могут закончиться такие действия для «жертвы-подростка» — всем известно. Если личность сильная, она справится (у меня это получилось), если слабая – решит, что это конец жизни и может даже расстаться с ней.

Важно заметить такие вещи родителям. Классный руководитель не всегда это видит, но если узнает (в том числе и с помощью родителей) , то может помочь (сам или с помощью психолога, завуча, директора).

Если «жертва» провоцирует на жестокость?

Бывают и такие случаи, когда «ребёнок – жертва» специально или в целях защиты сам провоцирует, чтобы против него строили козни.

В данном случае «тактика игнорирования» (подробнее о ней читай в этой статье) была бы кстати, но жертва думает иначе. Он пытается защититься, говоря обидные слова в ответ, толкается и т.д.

Но этими действиями только раззадоривает «жестокость» к себе и «получает». Как быть в таких случаях, напишу чуть ниже.

Ещё раз прошу родителей (именно родителей, так как учитель очень занят и не всегда видит проблемы среди детей) разговаривать со своими детьми, искренне интересоваться его проблемами, а не спрашивать «как дела в школе?» (скажет, что нормально).

Как быть с обидчиком?

Только если жестокость не переходит за грань и не становится издевательством, помогут беседы с психологом или любым другим авторитетным для ребёнка человеком.

Главное, чтобы родители «жертвы» сами не устраивали разборки!Пусть игнорирует действия обидчика, со временем интерес издеваться пропадет.

Если нет реакции со стороны жертвы – интересно будет что-то делать дальше (пусть и в отрицательном смысле)?

Если «жертва» сама провоцирует обидчика, то стоит сказать последнему не реагировать на эти провокации. Обидчик останется виноватым, к нему могут быть применены наказания.

А этого можно избежать, если именно «обидчик» будет придерживаться «тактики игнорирования».

Скажите, что «ты будешь мудрее, а следовательно, тебя будут уважать, потому что ты избегаешь ненужных конфликтов».

Если конфликт не решается мирными способами, беседы со специалистами не приводят к нужному результату – пишите заявление директору или завучу на обидчика.

Воспитание ребёнка и развитие его личности во многом – отражение вашего воспитания. Хотите видеть своего ребёнка воспитанным, умным, добрым – работайте сперва над самим собой, тогда остальное будет гораздо проще.

Спасибо за внимание, пусть ваши дети всегда радуют вас.

Источник: https://shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/rebjonok-i-ego-problemy/zhestokie-deti-v-shkole-norma-i-kogda-nachinat-dejjstvovat

Детская жестокость к животным

Тема жестокого поведения детей по отношению к животным – это отдельный вопрос. У психологов до сих пор нет однозначного ответа на вопрос почему даже «благополучные» дети иногда издеваются над животными. Существует несколько теоретических причин, которые к этом приводят:

  1. Отсутствие сострадания к братьям меньшим. Сострадание как положительное качество в человеке формируется не за один год жизни. Дети не всегда жалеют тех, кто меньше их потому, что подсознательно видят их как слабых особей. В этом заложено одно из основных правил естественного отбора – «выживает сильнейший».
  2. Любопытство. Детям интересно, как поведет себя животное в ситуации, для него не стандартной. Именно поэтому они привязывают консервные банки к лапам собак и кошек и заставляют их бегать, бросают несчастных животных в воду. Причем на мучения животных они чаще всего реагируют хладнокровно, как наблюдатели.
  3. Ревность по отношению к сверстнику. Если у ребенка есть друг или подруга, которые уделяют слишком много времени своему домашнему любимцу, ребенок может ревновать и подсознательно вести себя жестоко по отношению к другим животным. Таким образом ребенок «мстит» за невнимание своего друга по отношению к нему.

Детская жестокость: как вести себя родителям?

Как вести себя родителям, если у ребенка проявилась любая форма жестокости? Нельзя поощрять такое поведение. Необходимо как можно чаще общаться с ребенком на волнующие темы, объяснять ему что делать можно, а что – нельзя, что хорошо с точки зрения общества, а что – плохо.

Важно аргументировать свою точку зрения и воспитывать в ребенке такие качества как: сострадание, жалость, доброту.

Необходимо повторять: «нельзя обижать животных – они беззащитные и не могут дать отпор», «нельзя дразнить лопоухую девочку в классе, любой мог родиться с такими ушами», «нельзя дразнить мальчика очкариком, когда он начнет носить контактные линзы, никто и не вспомнит о том, что он носил очки» и т.д.

Как понять, что ребенка травят?

Если вы внимательный родитель, то разглядеть первые признаки травли вам не составит труда:

 ребенок неохотно идет в школу, чаще ссылается на несуществующую болезнь; замыкается и не хочет говорить о том, что происходило в классе в течение дня;
 обидная или жестокая кличка, которая к нему «приклеилась»;
 постоянная пропажа школьных мелочей — ручек, стерок, карандашей и пр.;
 более серьезная порча предметов — разбитый телефон, порванные тетрадки и учебники, грязные портфель и школьная форма;
 синяки, царапины и другие травмы, наличие которых ребенок не может или не хочет объяснить.

Детям сложно рассказывать о травле родителям, так как часто они обвиняют в ней себя и считают, что сами во всем виноваты.

Если ребенок все же пришел к вам с жалобой на одноклассников, обязательно внимательно выслушайте его и постарайтесь тактично выяснить, была ли проблема разовой (подрались, одноклассник назвал обидным словом), какое количество детей было замешано и как распределились их роли.

Если выяснится, что ситуация повторяется постоянно, ваш ребенок всегда в роли «козла отпущения» и никто никогда не встает на его защиту — время принимать меры.

Можно ли уберечь ребенка от травли?

Ответ, к сожалению, отрицательный — выбор жертвы травли часто иррационален и каждый может оказаться «не таким». Однако вы можете определить, входит ли ваш ребенок в группу риска, и принять упреждающие меры.

Если в детском коллективе есть предпосылки к травле (о них — чуть позже), то внимание агрессоров в первую очередь могут привлечь:

 физические особенности ребенка (заметная полнота или худоба, рыжие волосы, очки, высокий или низкий рост, заикание и пр.);
 материальный достаток, сильно отличающийся от прочих (причем как в «минус», так и в «плюс»);
 национальность;
 слишком хорошая или, наоборот, худшая успеваемость.

В то же время факторами, снижающими риск для ребенка оказаться изгоем в коллективе, могут стать:

 занятия спортом, укрепляющие и уверенность в себе, и физическую силу;
 хорошие отношения с одноклассниками, выстраивающиеся за счет регулярных походов в гости, совместных прогулок;
 активное участие родителей в жизни класса и школы, что позволяет и налаживать связи «на высшем уровне» (с другими родителями и педагогами), и самим оценивать обстановку в классе. Идеально, если и дети, и родители, и учителя все вместе периодически делают какие-то совместные проекты, мероприятия;

 воспитание в ребенке смелости и умения постоять за себя, нежелания ощущать себя жертвой.

Жестокость у детей. Причины появления

У взрослых часто существуют два ошибочных представления о жестокости:

  • жестокость у ребенка врожденная, ничего тут не изменить;
  • проявления детской жестокости — возрастные особенности, которые сами пройдут, когда малыш вырастет.

При рождении крохе дается темперамент. Так холерик с гиперактивностью не может усидеть на месте, постоянно шалит, не думая о последствиях, но не желая причинять другим живым существам какую-либо боль. Малыш, любящий издеваться над слабыми, беспомощными животными, насекомыми или другими детьми, которые не смогут ответить, добивается именно причинения страданий.

Такие дети наслаждаются слезами жертвы, тем как она страдает от причиненной боли. Боль может быть не только физической, болезненно воспринимаются оскорбления, насмешки. Часто слабые малыши, подвергаются психологическому давлению, издевательствам от сверстников в детсадах, школах.

Ждать, когда дети «перебесятся», «само пройдет» — большая ошибка. Не принятые вовремя меры, не обращенные взрослыми особенности поведения некоторых детей, могут привести к развитию, обострению некоторых психических заболеваний. Садизм, социопатия неотделимы от жестокости.

Последний признак уже обязывает родителей принять все серьезные меры воспитания, а также лечения. Не всегда малыш, который мучает животных становится садистом. Но вероятность такого развития событий достаточно высока.

Специалисты сходятся к одному мнению: для возникновения детской жестокости — причины, следует искать в семье. Именно семья, методы воспитания, родители поведением являются главными виновниками проявления жестокости у ребенка. Из поведения значимых взрослых начинает происходить, развиваться агрессивность крохи.

Роль семьи

Авторитарное воспитание, диктаторское поведение по отношению к чаду, постоянные ограничения, наказания, часто физические — например, порка ремнем. Все это подавляет личность маленького человечка, заставляет его ощущать себя слабым, беззащитным, вызывает желание поднять самооценку причиняя страдания, более слабому существу.

Кроха, воспитанный в авторитарной семье, берет пример с родителей. Чтобы тебя слушались, боялись, необходимо унижать, оскорблять, причинять боль. Обычно отец в такой семье учит малыша «зачем спорить, лучше избей, тогда тебя зауважают». Драки, отнимание игрушек в авторитарных семьях считаются умением постоять за себя.

Гиперопека в семьях зачастую тоже приводит к проявлению детской жестокости. Кроха, воспитанный в тепличных условиях, не знает, как вести себя с ровесниками. При поступлении в детсад, школу, такие непоседы не умеют находить общий язык со сверстниками, часто плачут, бегают жаловаться взрослым на то, что их обижают.Ведут себя также, как привыкли вести дома.

Детский коллектив сразу вытесняет из своего круга слабохарактерных, плаксивых малышей. С ябедами не дружат, надо ними начинают издеваться. Нередко издевательства переходят в настоящую травлю, которая наносит огромный вред психике всех участников конфликтной ситуации.

Взрослым необходимо пересмотреть свои методы воспитания подрастающего поколения, чтобы не воспитать из своего чада жертву детской жестокости или насильника. Жестокость, проявленная детьми, берет начало в отношениях внутри семьи. Телевидение, интернет только дополняют недостатки воспитания в семье.

Нередко взрослые занятые личной жизнью не проявляют достаточно любви, заботы о чаде, не интересуются его проблемами. Вместо воспитания моральных принципов, часто родители откупаются от детей дорогими подарками, нередко выдают крупные суммы денег на карманные расходы.

Нравственные начала ребенок получает в семье, принимая поведение значимых взрослых за норму.

Если в семье присутствует неуважение к старшим, крики, оскорбления или кто-то из родителей дерется, все это откладывается в памяти малыша.

Неуважение к собственному чаду, высмеивание его, часто в присутствии посторонних, оскорбления, рукоприкладство — только вызывает ненависть, воспитывает агрессивность.

Виды детской жестокости

Проблема жестокости у детей особенно остро стоит в последнее время. Дети не просто ведут себя жестоко, они еще бравируют своим поведением. Снимают сцены издевательств на смартфоны, выкладывают в интернет. Достаточно часто подростки не понимают, что за жестокие действия в отношении другого человека или животного, проявленные с особой жестокостью возможно уголовное наказание.

Чтобы разработать меры воздействия, чтобы понять почему дети жестоки, разработать программу коррекции поведения агрессивности детей, необходимо понимать, по каким видам делится агрессивность ребятни. Психологи предлагают такое деление:

  • фрагментарная проявляется у дошколят. Непоседы, не способные к агрессивности, вдруг начинают грубить маме или бабушке. Отнимать игрушки у младшего братика или сестренки. Кроха пытается установить границы личного пространства, проверяет, что ему позволено делать. Если дошкольник отрывает крылышки бабочки, кидает камни в кошку, скорее всего крохой движет желание узнать, как поведет себя живое существо.
  • Устойчивая агрессивность уже связана с особенностями характера личности. Чаще всего она присуща детям в подростковом возрасте. Такой вид направлен уже на определенную категорию детей или животных, иногда направляется на беспомощных взрослых.

Малыш, воспитанный уважать других, имеющий самоуважение, высокую самооценку, в трудных ситуациях попробует договориться или по другому решить проблему. Дети с комплексом неполноценности, неуверенные себя, свой страх выражают в желании причинить боль другому объекту. Злой малыш пытается самоутвердиться за счет слабости другого.

Если малыш участвует в травле другого крохи, постоянно издевается особо зверским способом над котятами, щенками — взрослые должны обратиться за помощью к психологам. В данных случаях простой беседы с подростком бывает недостаточно, чтобы снизить его агрессивность, привить нравственные начала.

Жестокость также бывает:

  • Неосознанная агрессивность. Дошкольник зачастую не осознает, что другому может быть также больно. Кроха уверен, что настоящую боль жертвы его издевательств не испытывают. Несмышленыш считает свое поведение просто игрой. Малыш подражает тому, что увидел в мультфильме — например, как в героя кидают камни, или отрубают ему руку. Кроха, подражая увиденному, ломает любимую куклу, кидает камни в котенка или в малыша.
  • Осознанная агрессивность. Самый тяжелый случай. Социальный, моральный аспект поведения полностью отсутствует. Подросток целенаправленно травит, издевается над более слабым, испытывая при этом удовольствие. Никаких угрызений совести, чувства вины в данном случае нет.

Многие замечают, что существуют особые люди, которые притягивают к себе неприятности, чаще других становятся жертвами насилия или противоправного поведения. Виктимность — склонность личности стать жертвой насилия, преступления. Особое поведение малыша, может спровоцировать в отношении его проявления жестокости со стороны сверстников.

Особенности виктимного поведения выросли в семье. Сильные, уверенные взрослые, имеющие твердые нравственные начала, также воспитают и свое чадо. Необходимо выделять успехи крохи, хвалить за хорошие поступки, воспитывать уважение к окружающим и себе. Уверенный в себе дошкольник не вызовет желание других деток поиздеваться над ним.

Источник: https://yazdorov.win/psihologiya-i-psihiatriya/zhestokie-deti-v-shkole-norma-i-kogda-nachinat-dejstvovat.html

Медик онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: